В притче об исцелении десяти прокаженных (Лк. 17:12-19) говорится, что лишь один из десяти пришел поблагодарить Христа Спасителя за исцеление, а остальные оказались неблагодарными.
А вот в Послании к Колоссянам апостол Павел пишет, что мы должны благодарить Бога и Отца, «призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в царство возлюбленного Сына Своего» (Кол. 1:12). То есть, тоже речь идет о том, что мы должны быть благодарны своему Господу, пострадавшему за нас, за то, чтобы ввести нас в вечное свое царство – царство света, царство радости, царство блаженства.
Но часто приходится слышать, особенно от молодых людей, такие слова: «А я не просил, чтобы меня родили в этот мир. Я не собирался сюда приходить – меня не спросили. Родители меня родили, а мне, может быть, не нравится этот мир; я не хочу в этом мире жить, а вот пришлось прийти в него, независимо от моей воли. Почему я Бога должен за это благодарить?»
Вопрос, конечно, бессмысленный. Глина не может гончару своему предъявить претензии: почему ты сделал из меня то или иное изделие, неважно – горшок для муки или масла, или кувшин для вина или других нужд). Но горшечник (гончар) в своей воле сделать то, что он желает. Он творец, который сотворил из этой глины нечто. И это нечто живет.
Так и мы: не можем предъявить претензии своему Создателю. Да, Он создал нас, не спросив, безусловно. Но мы должны принять это как данность и спросить: а для чего Он нас создал? Мы, в отличие от какого-нибудь сосуда глиняного, может задать своему Спасителю и Создателю вопрос: а для чего ты нас создал?
И Господь нам отвечает и в Ветхом, и особенно в Новом Завете. Отвечает: Я создал вас для жизни вечной в Царстве небесном, в Царстве истины, в Царстве радости, в Царстве того, о чем мечтает каждый человек, – в Царстве счастья. Правда, все по-разному это понимают. Все хотят в жизни счастья. И никто его в этой жизни не получает. И все кончается всегда тем, чем и началось, – плачем. Рождается человек – плачет; умирает – тоже плачет.
Мы все умрем, но Господь Бог призвал нас к спасению. И мы, верующие люди, более чем кто-либо, должны благодарить Бога за то, что Он нам открыл Себя, за то, что Он призвал нас; хотя, надо сказать, что другие люди, которые сегодня не призваны, тоже имеют какие-то шансы на то, чтобы и их Господь призвал. Вспомним, что говорится в притче Господней: засеял господин некий свое поле, а там выросли еще и сорняки. И вот слуги сказали: давай, мы пойдем и вырвем эти сорняки. На что господин сказал: «Нет, не надо: можно случайно вырвать и хорошее». И он оставил расти и то, и другое до конца. И только в конце, во время жатвы, разберут жнецы, отложат пшеницу хорошую в житницу, в закрома, а плевелы сожгут (см. Мф. 13:24-30).
Но в отличие от этих плевел, от сорняков, которые не смогут стать пшеницей, каждый из нас, даже самый закоренелый грешник, может из грешника стать праведником. И мы знаем немало примеров, когда люди, которые совершали многие грехи, становились впоследствии святыми: каялись в своих греховных делах и своей дальнейшей жизнью исправляли все, что они натворили. И Бог прощал их, и даже давал им дары чудотворения.
Но, тем не менее, те, которые сейчас пришли ко Христу, те, которые сейчас уверовали, они, конечно, должны быть более благодарны Богу, чем кто-либо, за то, что Он призвал их ко спасению. Но не надо думать, что мы такие хорошие, и так благочестиво жили, и столько добрых дел сотворили, поэтому нас с вами призвал Господь, которого мы благодарим. На самом деле каждый из нас может вспомнить, какой он был грешник, когда еще не знал Бога, потому что подавляющее большинство верующих людей пришли из того советского атеистического общества и Бога-то и не знало. Но почему-то Господь нас призвал. И каждый думает: какой я хороший!
А на самом деле мы должны благодарить и, кроме Бога, наших предков, которые вымолили нам это призвание. Ведь мы, если хорошо пороемся в своей памяти, увидим, что ничего достойного не совершили для того, чтобы Господь избрал нас для спасения. По большей части – как раз за молитвы наших предков.
Хочется рассказать случай, который произошел с одним из духовных чад о. Валериана Кречетова (прим. ред.: род. в 1937 г.; митрофорный протоиерей, духовный писатель, миссионер; с 1970 года настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулове Одинцовского района Московской области). Он ходил в этот храм акуловский, где служил о. Валериан, и сам рассказал эту историю. Сейчас он уже упокоился, а эту историю о том, как его предок вымолил его, записал по просьбе о. Валериана.
Этот человек был врачом и прошел всю Великую Отечественную войну. Оперировал в самых сложных условиях, под бомбежками; переправлял больных в поездах, которые часто немцы бомбили. Много погибало и медиков, и больных. И вот он прошел всю войну без единой царапины, хотя бывал на самых сложных участках фронтов.
После войны он со своей супругой и детьми жил в маленьком помещении при больнице, поскольку дом, в котором жила семья до войны, был уничтожен во время бомбежки, и жить было негде. А поскольку комнатушка была маленькая, этот доктор часто оставался ночевать в своем кабинете, где был лежак, на котором он осматривал больных, - вот на нем он и спал. Там были еще стол и шкаф с книгами. И однажды ночью этот человек проснулся от какого-то яркого света и подумал, что уже наступило утро и он проспал дежурство. Но тут он увидел на фоне шкафа огромное светящееся облако овальной формы, а в нем, в этом облаке, - белый клобук с бриллиантовым крестом, а потом и всю фигуру митрополита. И этот митрополит обратился к доктору и сказал:
- Я твой родственник, митрополит Филарет (Дроздов).
Фамилия врача тоже была Дроздов.Затем продолжил:
- Я очень прошу тебя: помоги восстановить могилу моей матери на Пятницком кладбище возле Крестовского моста в Москве. Могила разрушена в советское время, крест находится в левом приделе храма, оградку перенесли на другую могилу (назвал номер могилы), а табличка с надписью валяется среди мусора в конце кладбища. Постарайся это восстановить.
И исчез.
Думал-думал этот доктор, вспоминал: никто ему не рассказывал, что у него предком был митрополит Филарет (Дроздов; 1821 - 1867), который ныне прославлен, а тогда еще не был прославлен (прим. ред.: прославлен в лике святых в святительском чине в 1994 году). Но все же попытался что-то сделать: пришел к настоятелю храма на Пятницком кладбище, но времена тогда были страшные – хрущевские гонения, и настоятель сказал:
- Без бумаги от Патриарха я ничего не буду делать, потому что меня тут же вызовут к уполномоченному по делам религий и выгонят за самоуправство. Ты знаешь, какое сейчас время. Я боюсь: у меня семья, дети.
И ничего делать не стал. Доктор расстроился. Пошел на работу. И продолжал ту же жизнь: работал, трудился, спасал людей. И постепенно забыл об этом случае.
Через полгода история повторилась: доктор спит на кушетке в своем кабинете и просыпается от яркого света. Но на дворе еще ночь, за окнами темно. А он опять видит светящееся облако и понимает, что сейчас появится митрополит. Ему так стыдно стало! Он сам об этом рассказывал:
- Мне так стыдно стало! Я понял, что сейчас митрополит спросит меня о могиле своей матери, а я ничего не сделал.
Так и произошло. Появляется в этом светящемся облаке митрополит и говорит:
- Ты зря сомневаешься в том, что я твой родственник. Твоя прабабушка – родная сестра моей матери. Вот ты думаешь, что всю войну прошел без единой царапины, - это просто так? Ты думаешь, что не спился, не искурился, не стал блудником, как многие другие, - это просто так? Я с твоей колыбели забочусь о тебе, молюсь за тебя, поэтому ты все это пережил. Но я тебя еще раз прошу: пожалуйста, восстанови могилу моей матери.
Тогда доктор говорит:
- Владыка, я пытался, но ничего не получилось, потому что батюшка кладбищенского храма боится: уполномоченный злой и может выгнать его с прихода.
Митрополит говорит:
- Поезжай к Патриарху, и он тебе поможет.
Закончилось видение. В ближайшую субботу доктор поехал на всенощную в Троице-Сергиеву Лавру, где наместником в то время был будущий Патриарх Пимен (прим. ред.: 1971 - 1990; в 1954 г. возглавил Троице-Сергиеву Лавру в качестве наместника; в 1971 г. единогласно открытым голосованием был избран Патриархом Московским и всея Руси). И после службы он подошел к архимандриту Пимену, наместнику Лавры, и рассказал эту историю. Пимен спросил, может ли доктор все это написать на машинке, потому что Святейший (прим. ред.: Патриарх Алексий I; 1877-1970)уже старенький и ему трудно читать. И пообещал передать ему лично. Только в напечатанном виде.
Доктор ответил, что напечатать сможет, так как в больнице у него есть секретарша, которая это сделает.
И вот он записал эту историю, секретарша перепечатала ее на машинке, и доктор Дроздов отвез ее в Лавру. Через некоторое время архимандрит Пимен передал рассказ доктора Святейшему Патриарху Алексию I, и тот наложил свою резолюцию: такому-то священнику – настоятелю Троицкого храма на Пятницком кладбище сделать так, как просит податель этого документа Дроздов: восстановить могилу матери митрополита Филарета (Дроздова). И все это произошло. Так удалось восстановить эту могилу.
Это один из многих известных мне случаев, когда святой предок (сын сестры его прабабушки), хотя и кажется, что предок далекий, молится за потомков. Ведь как он говорил: «Всегда, с колыбели твоей следил за тобой и молился за тебя, поэтому ты и во время войны остался жив, и ничего с тобой плохого не случилось в дальнейшем, и ты остался верующим человеком».
Вот кого мы еще должны благодарить – своих предков, среди которых, оказывается, были люди, угодившие Богу своими делами, своими молитвами. И они там, в том духовном мире (это еще не рай – рай будет после Страшного Суда), в том месте, где праведные люди находятся, которое условно называется селением праведных, они, оказывается, могут молиться за нас, чтобы привести нас ко Христу. Вот их молитвами и милостью Божией мы сегодня, оказывается, стали верующими. Но мы должны благодарить за это, безусловно, Бога, быть Ему благодарными. Когда мы служим евхаристию (а по-гречески это слово означает благодарение), мы благодарим Господа за то, что Он нам даровал прощение наших грехов кровью Своей. Мы причащаемся Тела и Крови во оставление грехов. Это великая милость. Иначе никто не спасется – только те, которые получают благодать Святого Духа через причастие и исповедь. Исповедуя свои грехи, очищаются в Таинстве исповеди и причащаются Тела и Крови, получая благодать Святого Духа. Без этой благодати мы не можем победить свои страсти. Именно поэтому мы всегда должны благодарить Господа Бога, Который пострадал, чтобы спасти нас, за Его невероятную милость к нам.
Но и те, которые Его еще не знают, они тоже могут спастись. Только нам за своих близких надо молиться. Мы еще живы, мы еще ходим по земле и поэтому можем и должны молиться за своих близких, которые еще не пришли. А может быть, Господь и их призовет по нашим молитвам, как и нас призвал по молитвам наших предков. Аминь.
Записки на поминовение: valaam-kavkaz@yandex.ru .
Пожертвование на карту Сбербанка 4817 7602 4787 9236 или
перевод на телефон: + 7 988 501 00 88,
сумма - на Ваше благоусмотрение.
Подписывайтесь на "Кавказский скит Валаама" — канал для тех, кто ищет ответы на трудные вопросы духовной жизни, которые ставит перед нами современный мир.