Найти тему
Анастасия Миронова

Тема детей 90-х развивается: фильм "Батя" с Вдовиченковым

Кадр из фильма "Батя" / film.ru
Кадр из фильма "Батя" / film.ru

Тем временем, произошло еще одно событие, подтверждающее мои слова об актуальности темы 90-х и переживания полученной тогда травмы. Причем, детской травмы. Я много об этом пишу: и до выхода своего романа "Мама!!!" о детях провинции 90-х, и после. Надо мной в ответ не меньше смеются. Люди, пережившие те времена благополучно, а теперь, в силу возраста, уже мало что вообще помнящие, убеждают нас, будто никому про то время читать и смотреть неинтересно.

И вот ТНТ выдает премьеру - полноценное кино о детстве 90-х "Батя". По сюжету там современный мужчина везет семью - жена и двое детей - на юбилей к отцу и по дороге, вспоминая батю, понимает, что отец он был плохой, а детство-то счастливым не было. И что все эти набившие оскомину стенания "А вот раньше можно было гулять везде!" на самом деле говорят о сложном детстве.

Основное действие происходит в самом начале 90-х, но мы видим традиционное советское и постсоветское общество. И детская трагедия, которая разворачивается на экране, это именно советская трагедия.

И мой роман, вышедший осенью, тоже, в общем-то, об этом. Я много писала о своей книге. О том, что там есть черты эпохи, есть описание важнейших для страны событий с точки зрения ребенка (выборы, убийство Влада Листьева). Но главное, все же, что моя книга, как и это кино "Батя", о преступлении, которое десятилетиями совершалось в советской и постсоветской стране против детства. Я писала про это в ряде своих колонок и наконец сделала целую книгу. О том, что то наше детство было ненормальным и я своему ребенку такого не пожелаю.

  • Ребенок не должен гулять и оставаться один - ему от этого страшно, это опасно.
  • Ребенок не должен не просто оставаться наедине с пьяными - он не должен видеть пьяных, тем более - родителей, потому что он всегда боится гибели родителей.
  • Ребенок не должен видеть секс или скандалы - это поражает его на всю оставшуюся жизнь.

А в фильме "Батя" мальчик все это видит. Вообще, кино поразительно напоминает мне мою книгу. Хотя в основном в трейлере показано то, чего в моей книге нет и что даже не вошле в прошлогоднюю подборку в журнале "Знамя", в целом фильм очень похож на описанное мною. Есть и прямые перекликания: например, мальчик допоздна гуляет один на качелях, пока папа с мамой развлекаются в постели. Или собутыльники отца, от которых ребенку некуда дется. Ну и, конечно, тема отца, про которого, на самом деле, сразу и не скажешь, хорошо ли, что он вообще был. У меня в книге у главной героини и нескольких ее друзей нет отцов, отчего они счастливы: с одной стороны, жить в 90-е безотцовщиной тяжело, но с другой, дома никто не пьет и не заставляет сидеть на лавочке. Это значит, что я, выросшая в Тюмени, и режиссер Дмитрий Ефимович, родившийся в Киргизии, видели одно и то же и все запомнили правильно.

Ну и отдельно, конечно, подмечу выбор трека: песня Валерия Леонтьева "Дельтаплан". В моей книге очень много упоминаний музыки тех лет, но больше всего там - Леонтьева, его постоянно показывают по телевизору. Со мной и здесь спорили, говорили, что я ошибаюсь. А я точно знаю, что именно Леонтьев был голосом первых лет 90-х. И продавал сумасшедшее число кассет и пластинок!

Я посмотрела трейлер и поняла, что все правильно чувствую и что имено сейчас эта тема детства, бедности тех лет, увиденных глазами ребенка, выходит вперед.

Просто потому, что мы, дети 90-х, выросли, поумнели, обзавелись своими детьми, осмыслили свое прошлое и захотели об этом говорить

Правда, кино снял Дмитрий Ефимович, старше меня почти на 10 лет. Это не совсем наш взгляд на детство, это другое поколение. Но так как фильм именно о детстве и об отцовстве, то здесь не столь важен возраст автора: в конце концов, он о вневременной советской проблеме. И в пятидесятых, и в семидесятых было такое детство. Главное, что в 90-е оно закончилось. И мы, дети 90-х, последнее поколение в стране, которое это детство пережило. И именно на нашем примере нужно в итоге показать, что такого детства никогда и ни у кого быть не должно.

Трейлер заканчивается очень близкой мне после моей "Мамы!!!" сценой: мальчика на ночь выпроваживают погулять, чтобы не мешал маме с папой. он болтается один в темноте на качелях. А у меня в последней главе десятилетний Саня крутится допоздна на карусели, потому что мама привела "нового папу". И главная героиня, девочка Саша, узнав в этом "новом папе" мужчину по имени Володя, который два года назад звал на свидание и ее, Сашину, маму, вздыхает облегченно: правильно, что она тогда не разрешила маме пойти на свидание и пригрозила расправиться с собой или с этим Володей, если мама приведет его в дом. Потому что были целые социальные страты, где дети страшно боялись отцов.

В фильме "Батя" рассказана трагедия сына такого отца. А у меня в книге "Мама!!!" показано, как мы все боялись, что и у нас появится подобный папа.

Кино выйдет в феврале. Буду ждать. Потому что мы с вами стоим сейчас в самом начале откровенного разговора о 90-х, без политической фальши, пропаганды и, наоборот, либерального лицемерия. Такой разговор стал возможен, когда выросли дети 90-х. Тот, кто запомнил боль и ужас ребенком, никогда не будет об этом врать и не сможет на ними смеяться.

Еще по теме: Новое свидетельство, что тема девяностых выходит на первый план - книга Михаила Зыгаря "Все свободны" о преступных выборах 1996 года

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Подписаться