Фильмы ужасов — одна из важнейших вех поп-культуры. Такой, казалось бы, примитивный и ограниченный жанр вот уже почти 100 лет остаётся одним из самых успешных в кинематографе. Как и у любого культурного явления, у ужастиков есть своя классика. Безусловно, многие киноманы назовут ей "Кабинет доктора Калигари", "Носферату" и "Невесту Франкенштейна" и окажутся абсолютно правы, однако сегодня я хотел бы поговорить о более современном поколении хорроров. Если точнее, о голливудских ужастиках 70-х, 80-х и 90-х и их ремейках. Приступим!
Для того, чтобы понять, что же здесь происходит, рекомендую вам прочесть хотя бы первую статью данного цикла (а ещё лучше — их все), в которой оговорены все необходимые моменты.
"Пятница 13-е"
Оглушительный успех "Хэллоуина" дал всем понять, что интерес зрителя к слэшерам растёт в геометрической прогрессии. В начале 80-х произошёл настоящий "бум" фильмов этого жанра (да и хорроров в целом). Большую часть из них объединяла одна концепция: группа людей (часто — подростков) противостоит злу (часто — маньяку в маске или чему-то сверхъестественному) в условиях изоляции от внешнего мира. И если последнее обстоятельство к "Хэллоуину" относилось лишь в некоторой степени, то другой фильм, часто сравниваемый с работой Карпентера, использовал его на все 100. Речь, конечно же, о картине "Пятница 13-е" 1980-го года, а также о невероятно популярной франшизе, которую эта лента породила. 2 хоррор-серии были обречены на параллельное существование и бесконечное сравнение, но так ли они похожи на самом деле? Является ли "Пятница 13-е", как многие говорят, плагиатом "Хэллоуина"? Повторил ли фильм 1980-го года судьбу своего "старшего брата"? Сейчас расскажу.
Оригинал 1980-го года.
Сюжет: группа студентов приезжает в лагерь отдыха "Хрустальное озеро", чтобы помочь его новому хозяину восстановить заведение и в перспективе поработать там вожатыми. Однако их энтузиазм не разделяют местные жители: оказывается, в 1957-м году в лагере из-за недосмотра погиб мальчик Джейсон Вурхиз. Через год после инцидента были убиты двое вожатых, отчего заведение закрыли. Все попытки возобновить работу лагеря заканчивались несчастными случаями, из-за которых он получил прозвище "Кровавый". Однако новый хозяин, как и его подопечные, скептически относится к этим легендам и начинает восстановительные работы. В какой-то момент ему приходится отлучиться в город, и ребята остаются в лагере одни. Они весело проводят время, однако ночью по очереди начинают пропадать. Оказывается, что таинственный убийца реален, и он вновь готов убивать всех, кто потревожил покой "Хрустального озера".
Причина успеха: картина, конечно, не смогла заработать столько же, сколько "Хэллоуин", однако всё равно окупилась несколько десятков раз, собрав почти 40 млн$ при бюджете в 700 тыс$. Причины этого были очевидны: найденная выигрышная концепция "молчаливого маньяка, убивающего подростков", во-первых, дополнилась антуражем лагеря на берегу озера (по сути, классическая хижина в лесу), во-вторых, несколько изменилась сама по себе. Давайте начистоту: все мы знаем, что каноничного Джейсона Вурхиза в оригинальном фильме НЕ БЫЛО, все убийства совершала его постаревшая мать, мстившая за издевательства над погибшим сыном. Простите за спойлер, но для понимания сути происходящего это крайне важно. Так вот, одной из главных фишек фильма как раз-таки было то, что личность антагониста не раскрывалась до финала. Все сцены убийств в нём показаны либо со стороны, либо из глаз маньяка. Второй приём создатели честно "подрезали" у Карпентера, снявшего в таком стиле вступительную сцену "Хэллоуина". Тем неожиданней был тот факт, что убийца, 2\3 фильма воспринимавшийся как аналог Майкла Майерса, на деле оказывался женщиной, мстившей за смерть сына. Конечно, это вызывало ряд вопросов со стороны реализма, однако смотрелось довольно выигрышно на фоне линейной концепции большинства подобных фильмов.
Если же не брать во внимание антагониста, то "Пятница 13-е" — это тот же "Хэллоуин", только в другом антураже. Фильм довольно похож на ленту Карпентера по структуре: есть классическое вступление-предисловие с убийством от первого лица, промежуток времени до основных событий, немало подзатянутых бродилок, довольно изобретательные убийства, а также финальная дуэль главной героини с маньяком. В те годы данная концепция ещё не была избитой и затёртой до дыр, а идея со скрытием личности антагониста добавила изюминку всему происходящему. С другой стороны, "Пятница 13-е" не подарила нам запоминающихся образов. Касается это и главной героини Элис, которая, увы, не повторила судьбу Лори из "Хэллоуина", практически не сыграв роли в последующих сиквелах, и, конечно же, антагониста. Как уже было сказано, появление миссис Вурхиз стало весьма неожиданным, однако сама женщина-убийца, увы, не составила конкуренции другим классическим маньякам. Поняли это и создатели картины. И вот тут мы несколько изменим структуру статьи, дабы сначала закончить с оригинальным фильмом, а затем перейти, наконец, к сиквелам, подарившим нам того самого Джейсона.
Как это выглядит сейчас: на самом деле, фильм "Пятница 13-е" в плане восприятия не так далеко ушёл от "Хэллоуина". Он, как и картина Карпентера, очень сильно устарел, однако в несколько меньшей степени. "Пятница" немного короче "Хэллоуина", в ней больше убийств и действия в целом, что добавляет происходящему динамики. Если же отойти от сравнения, то я могу поблагодарить создателей за то, как они продемонстрировали насилие на экране. Сцены расправ здесь, во-первых, для такого бюджета довольно зрелищные (пусть местами и видна дешевизна эффектов), во-вторых, разнообразные. Так или иначе, убийства были, есть и будут неотъемлемой частью слэшеров, и в "Пятнице 13-е" они хотя бы не остаются за кадром. Нельзя не отметить и звуковое сопровождение, а именно знаменитую тему "ки-ки-ки, ма-ма-ма...". Очень атмосферно. Однако на этом достоинства фильма (если не брать сюжетный твист с миссис Вурхиз, который уже всем давно известен), пожалуй, заканчиваются. "Пятница 13-е" всё такой же неспешный и местами затянутый ужастик из 70-х и 80-х. В ленте немало скучных бродилок и спорных сюжетных ходов, нет запоминающихся персонажей, имеются проблемы с реализмом. Иными словами, "Пятница" сильно устарела, но всё ещё остаётся более-менее смотрибельным фильмом. По крайней мере, воспринимается она чуть бодрее того же "Хэллоуина".
Франшиза: что ж, приступим. Серия "Пятница 13-е" по количеству фильмов "даст прикурить", наверное, всем классическим слэшерам. Конечно, в ближайшие годы её обгонит дышащий в спину "Хэллоуин" с его двумя запланированными продолжениями, однако сейчас франшиза, начавшаяся в лагере "Хрустальное озеро", имеет в своём активе аж 10 частей (включая оригинал) и 1 кроссовер. "Пятница 13-е – Часть 2" 1981-го года стартует с неплохо поставленной сцены, в которой неизвестный убивает героиню предыдущей картины Элис, предварительно подкинув ей в холодильник голову миссис Вурхиз, которую девушка отрубила в конце 1-го фильма. Основные же события происходят спустя 5 лет в учебном центре для вожатых неподалёку от "Хрустального озера". Фильм, очевидно, является прямым продолжением оригинала и, на мой взгляд, крайне удачным сиквелом. Здесь, как и в случае с "Хэллоуном 2", и убийств побольше, и экшена в целом. Лента стала чуть короче, отчего повествование прибавило в динамике. Но главной фишкой фильма можно считать появление Джейсона Вурхиза — того самого мальчика, над которым все издевались в детстве и который едва не утонул из-за недосмотра вожатых — в роли антагониста. Правда, в не совсем привычном образе: здесь маньяк предстаёт перед нами с мешком на голове, отчего кажется копией убийцы из вышедшего пятью годами ранее фильма "Город, который боялся заката". Зато в финале (кстати, не особо удачном) мы можем заценить его каноничное лицо. В принципе, "Пятница 13-е – Часть 2" получилась вполне нормальным слэшером про маньяка в маске, однако, как мне кажется, вторичность данного подхода была видна уже в момент выхода фильма на экраны. В том же году в прокате появился неплохой "Хэллоуин 2", во многом схожий с сиквелом "Пятницы". Но Джейсона было уже не остановить...
Уже в 1982-м году свет увидел фильм "Пятница 13-е – Часть 3". Он является прямым продолжением 2-й части и, по сути, далеко от неё не уходит. Перед нами вновь аттракцион убийств, снятый будто бы по жанровой методичке: опять подростки прекрасно проводят время на берегу озера, а молчаливый маньяк их всех убивает. Фильм имеет множество референсов к двум предыдущим картинам, а концовка так и вовсе является практически полной копией финала оригинальной ленты 1980-го года. Однако главная заслуга 3-й "Пятницы" состоит в том, что она наконец-то представляет нам Джейсона Вурхиза в его культовом образе: деревенская одежда, хоккейная маска, изуродованное лицо. Также маньяк подрос до 191-го сантиметра, что, как ни крути, делает его образ более зловещим и внушительным. Создатели, к слову, не стали кривить душой и открыто заявили о сверхчеловеческих способностях Джейсона. Да, тот факт, что Вурхиз является дедайтом, был известен и ранее, однако 3-й фильм (и последующие) указывают нам и на бессмертие маньяка в маске. Не неуязвимость, а непосредственно бессмертие. Думаю, именно "Пятница 13-е – Часть 3" при всей своей вторичности и стала культовой в эпоху VHS. Этот фильм пусть и не вышел на новый уровень относительно первых двух, однако сумел подарить нам образ ещё одного классического антагониста. Но это было лишь начало...
Сделав перерыв на год, франшиза вернулась в 1984-м. "Пятница 13-е – Часть 4: Последняя глава" стала прямым продолжением фильма 82-го года. Джейсон, которому в финале предыдущей ленты в голову вонзили топор, оживает и возвращается на озеро, чтобы поохотиться на очередную партию подростков. Сюжетно фильм связан со 2-й частью, а также представляет нам нового героя франшизы — Томми Джарвиса, но о нём позже. Сама картина, опять же, является просто обычным слэшером из 80-х: всё та же структура, всё та же концепция. Её общая вторичность компенсируется неплохим образом Джейсона и занимательным третьим актом, где маньяку вынужден противостоять ребёнок. Двойное название картины недвусмысленно намекает нам на её финал, однако по прошествии времени поверить ему крайне сложно. Франшиза не завершилась, а наоборот вернула себе бодрый темп: "Пятница 13-е – Часть 5: Новое начало" вышла уже в 1985-м. Одним из главных героев фильма выступил подросший Томми Джарвис, после событий предыдущей картины попавший в психушку. Фишкой ленты стало отсутствие в ней непосредственно Джейсона Вурхиза. Здесь под личиной маньяка скрывается обезумевший медик, а сам дедайт появляется лишь в видениях. Странный сюжет, ошибочное решение убрать Джейсона и упоротая концовка, предполагающая, что в следующих частях антагонистом станет Томми, сделали ленту не особо удобоваримой. Похвастаться она могла лишь неплохими сценами убийств, на которых, однако, выехать получается не всегда. Создатели поняли, что свернули не туда.
"Пятница 13-е – Часть 6: Джейсон жив!" 1986-го года то ли игнорировала сюжет 5-го фильма, то ли рассказывала о событиях, происходящих через какое-то время после него. Понимая, что очередной слэшер в духе первых четырёх частей публике вряд ли понравится, а попытка придумать что-то новое в лице предыдущей ленты провалилась, авторы выбрали нечто среднее. Мы вновь встретились с, вроде как, убитым Джейсоном в роли антагониста, однако это фильм не спасло. Создатели зачем-то попытались объяснить его возрождение, а также наделили маньяка совсем уж сверхъестественными способностями. Это сказалось на восприятии фильма: теперь он стал просто аттракционом сцен убийств, не более. Плюс-минус нормально создателям удалось лишь завершить сюжетную линию Томми Джарвиса. Но франшиза покатилась... "Пятница 13-е – Часть 7: Новая кровь" 1988-го года внезапно представила нам девушку-телепата Тину, которая случайно вытащила Джейсона со дна озера, куда тот отправился в финале предыдущей картины. Думаю, и без пояснений понятно, что франшиза ушла в паранормальщину, что через 7 лет произошло и с "Хэллоуином". 7-я же часть "Пятницы" всё ещё оставалась смотрибельным аттракционом убийств с неплохими практическими эффектами, который уже и не пах правдоподобностью. Пожалуй, выделяет этот фильм тот факт, что в нём впервые роль Джейсона сыграл небезызвестный в среде киноманов Кейн Ходдер. Именно его образ многие считают культовым. Джейсон Ходдера стал чуть более крепким, подвижным и резвым, что неплохо сочеталось с общим переходом франшизы в категорию трешовых слэшеров. Кейн исполнил роль маньяка во всех фильмах оригинальной серии, вышедших после 7-й части.
"Пятница 13-е – Часть 8: Джейсон штурмует Манхэттен", увидевшая свет в 1989-м, стала последней картиной серии, вышедшей под крылом компании "Paramount Pictures". Про фильм и сказать-то нечего: типичный слэшер своего времени, который, к счастью, отошёл в сторону от паранормальщины. Но вряд ли кто-то обратил на это внимание, учитывая весьма слабые сборы картины относительно предыдущих. Следующий фильм франшизы, вышедший после неожиданно большой паузы аж в 4 года, назывался "Джейсон отправляется в ад: Последняя пятница". Это был уже откровенный треш, продолжающий тенденцию снижения кассовых сборов, примечательный лишь концовкой: в финале появлялся сам Фредди Крюгер, недвусмысленно намекая, что события серий "Пятница 13-е" и "Кошмар на улице Вязов" происходят в одной киновселенной! Этот эпизод стал подвязкой для сюжета одного из лучших кинокроссоверов современности, однако о нём мы поговорим, когда рассмотрим все фильмы с участием Фредди Крюгера, а пока покончим с "Пятницами". Финальная часть данной франшизы увидела свет в 2000-м году. События фильма "Джейсон Х" происходят на космическом корабле в далёком будущем, когда группа студентов случайно оживляет маньяка, замороженного ещё в XXI веке в исследовательском центре. Фильм является относительно качественным трешем, от которого глупо что-либо ждать. Это абсолютно несерьёзный аттракцион неловкого юмора и довольно интересных убийств в сочетании с неплохими практическими эффектами и ужасной компьютерной графикой. Фильм не имеет связи с предыдущими частями серии, но и не противоречит им. Концовка, в принципе, не исключает возможности продолжения, однако за 20 лет франшиза ни разу даже не попыталась ожить. Думаю, стоит признать, что оригинальный Джейсон Вурхиз навсегда остался там, куда попал в финале "Джейсон Х".
Антагонист: что ж, наконец-то мы добрались до этого пункта. Я не случайно уделил так много внимания франшизе "Пятница 13-е", ведь трудно однозначно сказать, какой из образов Джейсона является каноничным. Думаю, в рамках этой серии статей стоит рассмотреть маньяка из 3-й части — той, где он впервые надел свою маску. Конечно, многие фанаты видят Джейсона как дедайта со сверхъестественными способностями, кому-то по душе образ, созданный Кейном Ходдером, но я буду говорить, в основном, о более приземлённом Вурхизе. Итак, является ли он копией Майкла Майерса? Скорее нет, чем да. Несмотря на схожую концепцию образа, Джейсон выгодно отличается от маньяка, созданного Карпентером. По крайней мере, у него есть вполне логичная цель: в первых фильмах — месть вожатым и молодёжи в целом за издевательства в детстве, в последующих — банальное изгнание незнакомцев с его территории. Не стоит забывать и про сложную судьбу Джейсона. Он родился с опухолью, впоследствии изуродовавшей его, практически не общался со сверстниками и не ходил в школу. Попав в лагерь, Джейсон стал подвергаться нападкам со стороны детей и равнодушию со стороны вожатых. Всё это привело к тому, что мальчик чуть не утонул (или утонул) в озере. Очевидно, что причины мстить были и у миссис Вурхиз, и у него самого. Конечно, ближе к последним частям "Пятницы" мотивация Джейсона куда-то потерялась, ведь события фильмов происходили не на Хрустальном озере, однако эти картины были уже откровенным трешем. Также многие считают, что Вурхиз является эдакой рукой правосудия, наказывающей подростков за аморальное поведение. Однако, как по мне, в "Пятницах" это не проявляется так сильно, как в том же "Хэллоуине".
Непосредственно образ Джейсона получился довольно удачным. Перед нами предстал человек, всю свою жизнь проведший в лесу. Отсюда его умение обращаться с различным инструментом, крепкое здоровье и в целом способность выживать. Конечно, последнее обстоятельство объяснялось его сверхъестественными силами, но в первых трёх фильмах на этом ещё не делался сильный акцент. Да, Джейсон получился довольно пугающим именно за счёт своей изобретательности и того факта, что он обстоятельно подходил к убийствам своих жертв, иногда даже играя с ними. Внушительности добавляли и габариты маньяка, ведь Джейсона не играли актёры с ростом меньше 185-и сантиметров. Образ Вурхиза сильно поменялся с 6-й части, когда маньяк стал совсем уж бессмертным и неуязвимым. Атмосфере и восприятию фильмов на пользу это не пошло, однако само по себе позволило объяснить дальнейшие возрождения Джейсона. Свою лепту в формирование образа внёс и Кейн Ходдер: именно его движения многим пришлись по вкусу. Так или иначе, Джейсон постоянно менялся, пусть и не всегда в лучшую сторону. Мне же ближе всего Вурхиз из 3-го или 4-го фильма, когда он воспринимался уже не как обычный человек, но ещё и не как неуязвимая машина для убийств. Нерасторопный, но ловкий, прямолинейный, но изобретательный, крупный, но незаметный.
Вердикт: что ж, трудно переоценить влияние серии "Пятница 13-е" на поп-культуру. Несмотря на то, что у её истоков стояла история матери, мстившей за погибшего сына, франшиза известна, прежде всего, образом Джейсона Вурхиза. Конечно, фильмы про него создавались с явной оглядкой на "Хэллоуин" и другие слэшеры конца 70-х, однако это и помогло авторам подарить нам столь запоминающийся образ антагониста. "Пятницы" не привнесли в жанр чего-то нового, однако отточили всё старое. Конечно, оригинальный фильм 80-го года сейчас выглядит откровенно устаревшим, а его твист вряд ли кого-то удивит. Другое дело — его первые 3 сиквела. Конечно, эти фильмы во многом были вторичны, однако они, во-первых, довели концепцию слэшера про маньяка в маске, убивающего подростков, практически до совершенства, во-вторых, подарили нам того самого Джейсона. Безусловно, данные картины тоже устарели, однако довольно бодро смотрятся и до сих пор, отталкивают в них лишь некоторые спецэффекты. В какой-то момент франшиза свернула не туда и попыталась обновиться, но падение было неизбежно. Однако даже это не отменяет того факта, что "Пятница 13-е" довольно долго оставалась на вполне себе смотрибельном уровне, пусть и с большим количеством самоповторов. Явное ухудшение качества фильмов пошло с 5-й, а то и с 6-й части, тогда как тот же "Хэллоуин" покатился уже на 3-м фильме. Избежала "Пятница" и перезапусков, и игнорирования одними сиквелами других (за исключением 5-й части, но это не точно). Я не случайно уделяю так много внимания всей серии, ведь назвать какой-то один из фильмов оригинальным или культовым в данном случае не получается. Так или иначе, франшиза железно завершилась в 2000-м году, поэтому вопрос перезапуска появился сам собой.
"Пятница 13-е" 2009.
Планы по созданию новой главы в истории Джейсона Вурхиза менялись неоднократно. Сначала это должен был быть полный перезапуск с новой мифологией, затем ремейк с Томми Джарвисом в роли протагониста. Все эти телодвижения начались после успеха ремейка "Техасской резни бензопилой". В итоге было принято решение, что режиссёр фильма 2003-го года Маркус Ниспел, который и сам отлично смотрелся бы в роли маньяка, срежиссирует и "Пятницу". К моменту выхода ленты на экраны зритель уже успел оценить ремейки классических "Холмов", "Хэллоуина", "Дома восковых фигур" и пресловутую дилогию "Резни", поэтому авторам было, на что опереться. Удалось ли им создать продукт, достойный оригинальной франшизы? И что на самом деле из себя представляет "Пятница 13-е" 2009-го года? Давайте разбираться.
Сюжет: группа молодых людей приезжает в дом у озера, чтобы потусить. По пути они встречают парня по имени Клэй, который разыскивает свою пропавшую сестру. 6-ю неделями ранее девушка вместе с друзьями приехала в эти места, после чего, как и они, бесследно исчезла. Общаясь с местными, Клэй понимает, что вокруг происходит что-то странное. Оказывается, существует легенда о таинственном маньяке, убивающим всех, кто ступит на территорию Хрустального озера. Пока Клэй ведёт поиски, а ребята отрываются в доме, потревоженный Джейсон берётся за оружие...
Различия с оригиналом: давайте с места в карьер. "Пятница 13-е" 2009-го года — это не просто ремейк или ребут. Это, внезапно, вполне себе логичное продолжение оригинального фильма 1980-го года! Удивительно, но создатели об этом ни разу не упоминали, наоборот, говорили, что не хотят снимать сиквел. Тем страннее выглядит тот факт, что начинается новый фильм с переснятой концовки 1-й части: в 1980-м (год выхода оригинальной картины) девушка Элис, спасаясь от обезумевшей миссис Вурхиз, отрубает ей голову мачете. Всё так, как было в 1-м фильме, только здесь нам показывают, что мачете подбирает на тот момент маленький Джейсон. С одной стороны, это противоречит тому факту, что в оригинале мальчик утонул в 1957-м, следовательно, в 80-м году должен был быть уже взрослым мужчиной. С другой стороны, если опустить этот факт, то лента 2009-го года превращается в полноценный сиквел, игнорирующий все части "Пятницы", кроме первой! Неожиданно, не правда ли? Конечно, мало кто воспринимает этот фильм именно как часть оригинальной франшизы, но почему бы и нет? Что ж, оставим этот факт фанатам и перейдём к сравнению с оригиналом.
Сам собой встаёт вопрос: если это ремейк, то с какой частью его сопоставить? Ответа на него вы не получите. Картина вобрала в себя, по сути, первые 4 части оригинальной франшизы, перенеся события в XXI век. Здесь и завязка истории на основе 1-го фильма, и начальный образ Джейсона из 2-го, и получение им маски из 3-го, и некоторые элементы сюжета из 4-го. Я ведь неслучайно рассмотрел всю оригинальную серию. Из-за того, что сравнить ремейк особо не с чем, перейдём к его особенностям. Во-первых, насыщенность событиями. Создатели впихнули в фильм очень много всего. Здесь и предыстория Джейсона, и завязка основных событий, и, собственно, сами события (которые, кстати, происходят в наши дни), и получение Джейсоном классической хоккейной маски, и открытый финал. Может показаться, что из-за всего этого фильм получился перегруженным, но это не так. Авторам удалось сохранить оптимальный темп повествования и порадовать внимательного зрителя отсылками, многие из которых связаны с убийствами. Следующим немаловажным отличием от оригинальной франшизы стал изменённый лор. Да, перед нами всё ещё история мальчика, над которым издевались в детстве, но сама концепция претерпела некоторые изменения. Создатели полностью отказались от мистики и паранормальщины, появившейся в поздних фильмах франшизы. Это сделало историю более приземлённой и серьёзной. Однако появились и новые проблемы. Очевидная мотивация Джейсона, присутствовавшая в первых частях оригинальной франшизы, в ремейке пропала. Да, убийство первой группы людей вопросов не вызывает, но почему Вурхиз атаковал молодёжь, которая тусила в домике в лесу? Почему он убил реднека, который, судя по всему, жил в своём доме много лет? Ответов на эти вопросы фильм нам не даёт.
Сценарий картины в целом получился слабеньким. Нет, я не говорю, что старые фильмы в сюжетном плане были чем-то выдающимся, однако в глаза это не бросалось. Помимо противоречивой мотивации Джейсона, мы имеем здесь местами невнятные диалоги и кучу дебильных персонажей, взаимоотношения которых вызывают массу вопросов. Вот тут, кстати, ремейк слегка изменяет традициям оригинальной серии: несмотря на то, что большая часть героев, как и в старых фильмов, является просто "мясом", мы имеем неплохо прописанного протагониста Клэя в исполнении Джареда Падалеки, знакомого массам по сериалу "Сверхъестественное". И нет, это не реинкарнация Томми Джарвиса, а просто довольно запоминающийся главный герой. А, ну и, как по мне, девушки в фильмах 80-х были посимпатичнее. Вот, пожалуй, и все особенности картины 2009-го года, о которых стоит упомянуть. Из-за невозможности его прямого сравнения с каким-то конкретным фильмом трудно говорить о чём-то, что у создателей получилось лучше, а что хуже. Кроме одного крайне важного элемента...
Антагонист: образ Джейсона из ремейка вобрал в себя всё лучшее, что было во всей оригинальной франшизе, и осовременил это. Как уже было сказано, создатели практически полностью отказались от мистики, поэтому силы и способности маньяка здесь ближе к уровню, показанному нам во 2-й и 3-й частях старой "Пятницы". Иными словами, Джейсон стал более приземлённым и... человечным. Но на этом различия не заканчиваются. Несмотря на то, что Вурхиз в исполнении 196-сантиметрового каскадёра Дерека Мирса стал самым рослым Джейсоном среди всех его киновоплощений, разделив пальму первенства с образом Кена Кирзингера из "Фредди против Джейсона", все действия маньяка получились гораздо более динамичными. Помогли здесь и современные визуальные эффекты вместе с неплохой постановкой. Дело в том, что в фильмах оригинальной франшизы практически все сцены убийств ставились с использованием большого количества практических спецэффектов, что, с одной стороны, добавляло зрелищности, но в то же самое время вредило реализму. В ремейке создатели могли себе позволить более натуралистичные съёмки, благодаря чему открылся простор для работы над поведением Джейсона. Его движения стали более быстрыми и инерциональными, стало понятно, что Вурхиз не обладает силой Халка. Ему тоже требуются замахи для ударов, с ним можно бороться один на один. Иными словами, взаимодействие Джейсона с людьми стало более реалистичным, что добавило обновлённому образу приземлённости. Также этому способствовал и грим. Изуродованное лицо Вурхиза примерно соответствовало каноничному виду из 80-х, однако создатели добавили маньяку редкие длинные волосы, дополнительно подчёркивавшие его человечность. Мы видели не только машину для убийств, но и лысеющего мужчину, страдающего от болезней кожи и сколиоза. Думаю, он вполне сошёл бы за своего в группе каннибалов из "У холмов есть глаза" (хватайте идею, товарищи продюсеры).
Джейсон из ремейка начал активно бегать, чего за ним практически не замечалось в старых фильмах. Он в целом стал более поджарым и энергичным, оставаясь при этом крепким и сильным — спасибо Дереку Мирсу, отлично вписавшемуся в образ. Также нам довольно подробно демонстрируют логово Джейсона в лагере "Хрустальное озеро". Конечно, наличие каких-то тоннелей под землёй может вызывать вопросы, однако сам факт того, что Вурхиз 30 лет жил в них, весьма занятен. Вообще, авторам удалось убедить зрителя в том, что Джейсон всю сознательную жизнь провёл в лесу. Он установил на своей территории систему оповещения, расставил ловушки, собрал приличный арсенал холодного оружия. Как сказал Дерек Мирс, Джейсон стал чем-то похож на огромную и страшную версию Джона Рембо. Также Вурхиз показан менее грузным, чем его "коллеги" из оригинальной франшизы, что вполне логично объясняется средой его обитания. Все эти обстоятельства вкупе образовали действительно внушительный и пугающий образ. Если раньше Джейсон был довольно медлительным (пусть и не как любитель постоять и поглядеть Майкл Майерс), но изобретательным здоровяком, то маньяк из ремейка стал гораздо более ловким и быстрым, при этом ещё увеличив свои габариты. Новый образ выглядел гораздо более приземлённым, а оттого и более опасным. Вся его сверхъестественная составляющая была продемонстрирована лишь финальной сценой, адекватных объяснений которой не прослеживается, однако оставим её на совести создателей.
Единственное, в чём Джейсон из ремейка проигрывает оригинальному образу, так это в логичности предыстории и мотивации. Если в старых фильмах он был то ли дедайтом, то ли зомби, то картина 2009-го года прямым текстом заявляет нам, что в детстве мальчик не утонул. Следовательно, из мёртвых он не возвращался, что даёт зрителю полное право считать Джейсона обычным человеком с уродствами, прожившим всю жизнь в лесу. Фильм придерживается этой концепции в течение всего хронометража, однако резко меняет вектор в финальной сцене, когда вроде как убитый Вурхиз выныривает из озера. Выходит, он всё-таки дедайт, но зачем тогда нужны попытки сделать образ более приземлённым и человечным? Конечно, авторы могли объяснить это в сиквеле, но его, увы, нет и не будет, поэтому данная сюжетная дыра останется с фильмом навсегда. Также, как я уже отметил, не совсем понятна мотивация Джейсона. В первых частях оригинальной франшизы он (как и его мать) мстил подросткам, посещающим заброшенный лагерь. Здесь же основные события происходят в доме, который находится на значительном расстоянии от "Хрустального озера". И если данная территория входит во "владения Джейсона", то почему тогда он не атаковал строителей и хозяев хижины ранее? Почему был убит реднек, который жил в этих краях многие годы? Конечно, это объясняется вбросом про то, что он скосил целую поляну травки, которая, как мы знаем из завязки сюжета, произрастает на территории Джейсона, но неужели фермер ни разу до этого там не бывал? И что это вообще за травка такая? Не Джейсон ли её выращивает? Подобные несостыковки, конечно, не сильно мешают восприятию, однако вопросы вызывают. Хотя, думаю, на фоне того, что творилось в последних частях оригинальной франшизы, это лишь придирки.
Продолжение: увы и ах, но на момент написания статьи серия "Пятница 13-е" мертва. Кассовый успех картины 2009-го года подтолкнул авторов к разработке сиквела, был даже написан сценарий, однако дело застопорилось. Ничего не произошло и после перепродажи прав на франшизу в 2013-м. Вскоре компания Paramount начала разрабатывать уже не сиквел ремейка, а полноценный перезапуск серии, однако в 2017-м прикрыла и его, сославшись на то, что публика потеряла к хоррорам интерес. Что тут можно сказать? С одной стороны, мне жаль, ведь обновлённая версия Джейсона появилась на экранах всего лишь раз, но с другой стороны сиквел мог получиться гораздо слабее фильма 2009-го года. Думаю, что серия "Пятница 13-е" ещё вернётся на большие экраны в виде прямого продолжения оригинального фильма или полного перезапуска серии, но вот когда это произойдёт и в каком формате — вопрос времени.
Общий вердикт: быть может, серия "Пятница 13-е" не привнесла ничего нового в жанр хорроров, однако это не отменяет её культовости и знаковости. Многим эти фильмы покажутся вторичными и не особо разнообразными в сюжетном плане, однако я вижу в них ту самую классику слэшеров. И если "Хэллоуин" в своё время довольно долго разгонялся, то "Пятница" расширялась буквально семимильными шагами, за 20 лет представив на суд зрителей 10 фильмов. Брутальный маньяк в маске, ведущие распутный образ жизни подростки, лагерь на берегу озера — вот и все составляющие успеха этих довольно примитивных, но динамичных и весёлых слэшеров. Также стоит отметить, что франшиза довольно долго держала планку качества, начав скатываться лишь на 5-й части. Всё это вполне объясняет тот факт, что создатели ремейка решили не создавать переосмысление какого-то конкретного фильма, а смешали в одном флаконе элементы сразу четырёх из них. И получилось то, что получилось. Ребут ли это? Да, пожалуй. Фильм 2009-го года рассказывает нам оригинальную историю, пусть и в чём-то похожую на сюжеты старых лент, а также демонстрирует обновлённый образ Джейсона. Ремейк ли это? Тоже не поспоришь. Как ни крути, ничего принципиально нового придумано не было: всё ещё Хрустальное озеро, всё ещё мальчик, которого обижали в детстве, всё ещё молодёжь и хижина в лесу. Сиквел первой части? Что ж, вы можете воспринимать его и так, хотя очевидно, что авторы задумывали совсем другое. Так или иначе, я считаю, что "Пятница 13-е" 2009-го года удалась. Да, создатели немного напортачили с лором и персонажами, однако скомпенсировали это качественной постановкой и обновлённым образом Джейсона. Как по мне, это наиболее пугающее и внушительное его киновоплощение. Безусловно, смотрится он куда лучше фильмов оригинальной франшизы, но и они от этого хуже не становятся. "Пятница 13-е" остаётся детищем своей эпохи, навсегда застрявшим в тех далёких 80-х.
Такие вот дела. Знаю, что сравнение получилось очень вялым, но что поделать, если перед нами ремейк сразу нескольких фильмов, который сюжетно практически не пересекается ни с одним из них. Так или иначе, "Пятница 13-е" 2009-го года справилась со своей основной задачей: она переработала культового персонажа и освежила классическую концепцию. Наверное, это лучший фильм о похождениях Джейсона Вурхиза. И это не ремейк так хорош, просто в оригинальной франшизе не было прямо-таки выдающихся картин. Движемся дальше? Обязательно, но в следующий раз. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки и пишите комментарии. Надеюсь, весь этот материал кому-то интересен...