В пятницу вечером топ-коллектор Артур (Константин Хабенский) сидит по обыкновению в офисе с окнами от потолка до пола, откуда видно Белый дом и гостиницу «Украина», никого не трогает, методично и настойчиво выбивает долги по телефону. Артура зовут на открытие какой-то крутой выставки, помощница торопится уйти на вечеринку — тяжелая трудовая неделя подходит к концу. Привычное течение дел нарушает звонок: женский голос интересуется, как ему видео, и сообщает, что он будет наказан. Недоумение Артура, который принимает звонок за розыгрыш, будет только расти: грубо смонтированный ролик, на котором он становится причиной возгорания в детском саду, поднимает настоящую бучу в Интернете, начальство предлагает ему временно уволиться и залечь на дно, местные жители практически хватаются за вилы, происшествие мгновенно становится новостью номер один. Телефонная незнакомка мстит ему за смерть залезшего в долги мужа — и теперь загнанному в угол коллектору предстоит не только примерить на себя шкуру человека под давлением, но и найти способ оправдаться.
Режиссерский дебют сценариста Алексея Красовского, на первый взгляд, кажется российской версией «Лока» Стивена Найта, где Том Харди в роли прораба ехал из одного города в другой, попутно решая по телефону бесконечные рабочие и личные проблемы. У Найта профессия героя разукрашивала сюжет ненавязчивыми метафорами: разговоры о проблемах с цементом и разлад в семье заставляли Лока вернуться к детским воспоминаниям — фундаменту его личности. В «Коллекторе» профессия оказывается, скорее, причиной всеобщей антипатии — и уверенный в собственной непогрешимости Артур не то чтобы производит впечатление сложной личности. Он тоже все контролирует, все про всех знает и понимает — эдакий циничный санитар леса среди людей, которые верят, что кредит на новую грудь или дорогостоящую поездку что-то в жизни поменяет в лучшему. Когда он оказывается в опале и вчерашние друзья начинают отворачиваться — это опять-таки больше говорит о людях вокруг, чем о самом герое.
Дебют Красовского, камерный лаконичный триллер, очевидно, и метит в зону социального высказывания: о репутации, о неразборчивости массовой истерии, которую в Интернете, по мнению режиссера и сценариста, так легко спровоцировать, об ответственности за поступки. Только выполнена социальная составляющая по американским лекалам, без адаптации под отечественные реалии: история с видео, например, гораздо убедительнее прозвучала в недавнем сериале «Девушка по вызову», да и демонстрируемому масштабу народного гнева сложно отыскать аналоги в нашем информационном поле (что и говорить про «обилие» резонансных новостей про коллекторов).
Этот разрыв между художественной реальностью и повседневностью способен разрушить и более напряженную атмосферу, но если абстрагироваться от содержания, то форма способна легко увлечь. Бенефис Хабенского в окружении голосов невидимых собеседников, театр одного, вдобавок очень хорошего, актера, — не выдающийся перфоманс, но очень крепкая работа по удержанию внимания в герметичном пространстве офиса. Да и оператор Денис Фирстов не скатывается в ограниченный набор ракурсов. Как ни крути — хотелось бы, чтобы технический уровень «Коллектора» стал прожиточным минимум в отечественном кино и на телевидении (по своей природе лента, скорее, тяготеет к формату американского кабельного канала). Вырастет ли вместе с этим уровень диалога — другой вопрос.
#кино #рецензия #константин хабенский #коллектор