Борьбу за укрепление светских устоев Макрон начал ещё два с половиной года назад с сожалений об утере связи между церковью и государством. Теперь он борется с религиозным фундаменталистам, однако среди его команды, кажется, до сих пор нет единства по вопросу с чем бороться: с исламом вообще, с «политическим исламом» или с исламизмом?
После ряда терактов правительство подготовило проект закона «об укреплении республиканских принципов». Этот закон должен препятствовать развитию замкнутых сообществ, отказывающихся от интеграции в общество и культивирующих экстремистские идеологии. Однако экономический базис проблемы – бедность и неравенство, ведущие к социальной изоляции, – грозит остаться нетронутым.
В апреле 2018 года Эммануэль Макрон высказался неоднозначно, когда заявил, что сожалеет об утери «связи между церковью и государством» и, по его мнению, её стоило бы восстановить. Общество восприняло это неоднозначно, ведь закон 1905 года закрепляет отделение церкви от государства, декларируя свободу совести и вероисповедания, а также запрещает государству объявлять государственную религию и и финансировать церковь? В марте 2019 года он изменил риторику: «Моя позиция простая: закон 1905 года незыблем. Я не хочу менять ни закон, ни то, то он провозглашает и защищает».
Президент добавил, что есть ещё «исламский вопрос». Он обратил внимание на необходимость обеспечения прозрачности финансирования этой конфессии, напомнив об «острых противоречиях» современной практики и о приоритете законов Республики. В марте 2019 года, говоря о ношении хиджаба, он заметил: «Не моё дело судить о том, хорошо это или плохо, если девушка выходит на улицу в хиджабе. Моё дело знать, свободна ли она в своём решении носить или не носить его». Но несколько месяцев спустя министр образования высказал противоположное мнение. «Ношение хиджаба в общественных местах нежелательно», - заявил Жан-Мишель Бланке.
Слова чиновника только усугубили противоречия в лагере Макрона, разделив его на сторонников прямолинейного реформирования, направленного на полное исключение из общественного пространства всего, что связано с религией, и тех, кто призывает реализовывать дух закона 1905 года другим образом. И те, и другие утверждают, что преследуют одну и ту же цель – борьбу с исламизмом. Но предлагают разные средства для её достижения. На протяжении нескольких месяцев реформа так и оставалась в зачаточном состоянии, пока Макрон не сообщил, посетив в феврале 2020 года город Мюлуз (департамент Верхний Рейн), о своей готовности бороться с «исламским сепаратизмом».
В июле эту идею вновь озвучил Жеральд Дарманен при назначении на пост министра внутренних дел. «Страна больна разделением на общины и политическим исламом, который стремится разрушить ценности Республики», – с возмущением заявил он, говоря о разработке закона против «проявлений сепаратизма».
В начале октября Макрон вернулся к этой теме в своём выступлении в городе Ле-Мюро (департамент Ивлин). Он в общих чертах обрисовал будущий законопроект, в котором пойдёт речь о мерах, направленных на уточнение устава и порядка финансирования ассоциаций культурной направленности, а также о наделении широчайшими полномочиями префектов перед муниципальными властями и в области запрета домашнего обучения, кроме особых случаев. Но несколько дней спустя мощнейший удар по этому законопроекту нанесла история с учителем Самюэлем Пати, а потом - события в Ницце. В документ была добавлена статья о запрете на создание «угрозы для жизни других людей посредством распространения информации об их личной, семейной жизни и профессиональной деятельности», хотя это правонарушение и раньше было предусмотрено законом.
Понятия «сепаратизм» и «светские устои» исчезли из текста законопроекта. Но дебаты, которые состоятся в феврале 2021 г. в французском парламенте, обещают быть жаркими. В рядах большинства сформировалось два лагеря. Сторонники Мануэля Вальса и Жан-Мишеля Бланке организовали семинар и вынесли на повестку дня курьёзный вопрос об «одобрении принципа светскости». На семинар были приглашены представители объединения «Республиканская весна» и Института Монтеня. Первые впали в обличительный раж, обрушившись с критикой не только на исламизм, но и на ислам. А вторые категорически отвергали идею борьбы с разделением между бедными и богатыми, необходимой для поддержки республиканских ценности в противовес общинной замкнутости и фанатизму новообращённых. Вопрос о законе очень серьёзен, его нужно не просто обсуждать, а принимать участие в его разработке. Остаётся понять, действительно ли Макрон имеет в виду эффективное и «спокойное» реформирование в этой области.