Привет!
Дистанционное обучение (далее, ДО) имеет свои преимущества, с помощью которых можно добиться отличных результатов. Из-за принятых ограничений по посещению объектов массового скопления людей, сотрудников учреждений образования и обучающихся переводят на ДО.
Я постарался выделить плюсы и минусы такого подхода касательно университета.
Положительная сторона
ДО дает возможность самоорганизовывать себя. Можно сказать, студент берет строительство жизни в свои руки.
Вся информация открыта и доступна не только в библиотеке, но и в интернете. Не нужно рано вставать, куда-то ездить.
Благодаря популярным сайтам, можно связаться с преподавателем из любой точки планеты. Причем не только услышать человека, но и создать видеоконференцию. Дополнительно существуют площадки знаний университета, где студенты могут следить за своей успеваемостью онлайн. Там же выкладываются материалы для обучения.
Плюшки:
- Информация всегда под рукой;
- Рост КПД на одном месте;
- Уменьшение затрат времени на переезды;
- Улучшение сна и увеличение количества приемов пищи.
Да, с кофе и булочками слушать преподавателя по утрам значительно легче.
Отрицательная сторона
Во время ДО предполагается, что нагрузка на преподавателей снизится из-за самостоятельного изучения лекционных материалов и дополнительного нахождения информации обучающимися. Это должно быть схоже на вебинары, семинары, дистанционные лекции популярных IT-компаний, онлайн-школ. Но проблема в том, что настоящее образование в ВУЗе не предполагает такой способ обучения студентов. Напротив, оно настаивает на посещении лекционных занятий по ряду причин.
Первая заключается в незнании студентами плана работ на семестр. Не составляется своеобразная карта обучения, по которой можно следовать к конечной цели. График работ должен быть не только у преподавательского состава, но и у обучающихся. Незнание целей обучения не приводит к успеху.
Вторая проблема находится в постоянным конспектировании материалов по записям преподавателей. С первого курса неясно, можно ли самостоятельно изучать материалы не из тетрадки кафедры, а, например, из книги библиотеки Стэнфорда. Прессинг со стороны преподавателей насчет конспектов играет злую шутку по отношению к студенту. Не вся информация воспринимается сразу. Вся лекция не должна строиться на сплошном и бездумном конспектировании. Я считаю, что лекция, как и практическое занятие, должны иметь свойство дискуссий. А красиво оформить записи - это уже творчество, которое не должно быть однотипным и принудительным.
Обожаю конспекты на листах формата A4. Особенно с поясняющими рисунками.
Третья и самая большая проблема относится не к выстроенной системе образования, а к ДО. Ее можно разделить на маленькие составляющие:
- Отсутствие в наличии оборудования для связи;
- Низкая мотивация к самообучению со стороны студентов;
- Незнание и неопытность сотрудников кафедры в эксплуатации программных продуктов (ПО).
Из этих проблем следует, что, помимо обучения студентов, необходимо обучать самих преподавателей. Из-за низкой подготовленности к ДО очень сложно контролировать обучение, которое практически невозможно, если нет дисциплины и определенного графика изучения материалов и подготовке к занятиям. Тем более в домашних условиях нелегко заставить себя что-то читать по профильным предметам.
Итог
Система образования, преподаватели и студенты не готовы к таким кардинальным переменам. Большинство студентов не смогут принять такую свободу, которая напрямую связана с самообразованием (да, университет изначально предполагает самообразование, но на деле это не так). Становится очевидно, что качество образования сильно снижается. Поэтому ДО в целом - это очень плохо.
Способы выжить на ДО:
- Максимально ответственно относиться к самообучению. Ты один в своей лодке;
- Составлять график работ, желательно на неделю вперед;
- Постоянно задавать вопросы преподавателю, если что-то непонятно. Не надо мириться с плохой связью или нерабочим микрофоном;
- Интернет в помощь. Курсы университетов всего мира доступны буквально для всех.
И главное, не унывать. Все равно весь опыт и навыки приобретаются со временем - с помощью упорного труда, а не только в Высших учебных заведениях.
* данная статья имеет субъективное мнение, основанное на опыте составителя, и может отличаться от Ваших взглядов.