Найти тему
21,2K подписчиков

Оконечник из Норвегии: Tandberg 3006A

1,2K прочитали
Статьи про тюнер Tandberg 3011A  и предварительный усилитель Tandberg 3002A  уже есть, а теперь оконечник - Tandberg 3006A.

Статьи про тюнер Tandberg 3011A и предварительный усилитель Tandberg 3002A уже есть, а теперь оконечник - Tandberg 3006A. Усилитель совсем тоненький и вообще не выглядит мощным оконечником, которым реально и является - УМ способен выдавать на нагрузку 8 Ом 150 Вт на канал. При этом, его силовая часть вполне соответствует заявленной мощности, а конструкция оконечника просто хорошо продумана.

Вид изнутри со стороны верхней крышки
Вид изнутри со стороны верхней крышки

Тор мощностью 700 Вт, по две пары полевиков Hitachi (2SJ55 + 2SK175) в выходных каскадах, в фильтре питания две емкости Elna 15000 мкФ\80 В. Радиаторы охлаждения нисколько не перекрываются верхней и нижней крышками, что обеспечивает сквозной проход конвекционных потоков через корпус усилителя и эффективный отвод тепла от транзисторов.

Вид изнутри со стороны нижней крышки
Вид изнутри со стороны нижней крышки

Усилитель работает в классе АВ с довольно большим током покоя - порядка 150 мА на каждую выходную пару. Истоковых резисторов у оконечных транзисторов нет, поэтому ток покоя выставляется по падению напряжения на резисторе 0.1 Ом, находящимся в цепи питания оконечного каскада.

Технические параметры, заявленные производителем:

Статьи про тюнер Tandberg 3011A  и предварительный усилитель Tandberg 3002A  уже есть, а теперь оконечник - Tandberg 3006A.-4

Обращает на себя внимание слишком высокая для оконечника чувствительность входа - 80 мВ. По идее, ему для любых источников будет достаточно пассивного преда. Вторая характеристика, которая показалась странной, это указанная скорость нарастания выходного напряжения. 500 В\мкс это очень много, я бы сказал чудовищно много, что на дискретной элементной базе конца 70-х еще и практически недостижимо. А глядя на схему, мне совсем непонятно, как это достигнуто и достигнуто ли вообще.

Схема одного канала Tandberg 3006A
Схема одного канала Tandberg 3006A

Меня смущают резисторы в затворах выходников номиналом 390 Ом у 2SJ55 и 680 Ом у 2SK175 - учитывая существенную входную емкость полевых транзисторов (700 пФ и 1000 пФ) и эти номиналы резисторов, полоса пропускания усилителя (даже если убрать все входные и выходные фильтры) будет несколько сотен кГц. В 50 - 70 В\мкс поверю, но не в 500. Может быть, конечно, инженеры Тандберг имели в виду только скоростные характеристики усилителя напряжения, но тогда так и надо было писать:) Может, я не прав, но тогда объясните мне, как получить столь высокую скорость внутри петли ОООС с такими лошадиными номиналами резисторов в затворах?

Tandberg 3006A
Tandberg 3006A

На передней панели усилителя все очень лаконично: кнопка включения питания, светодиод индикации и два светодиода показывающих перегрузку по каналам. Аппарат оснащен системой защиты АС от постоянного напряжения с задержкой их подключения на период переходных процессов.

Вид со стороны тыловой панели
Вид со стороны тыловой панели

На тыловой панели по одной паре неотключаемых клемм для подключения АС, в которые можно зажать тонкий кабель или воткнуть бананы.

Выходные терминалы
Выходные терминалы

Расположение акустических терминалов рядом с входными разъемами мне не понравилось - во первых соседство нехорошее, а во вторых, чтобы прикрутить провода от АС межблочный кабель придется вытаскивать - он мешается. Бананы вставить проще, в данном случае.

Акустику 4 Ом включать сюда я бы не рискнул - транзисторов на выходе по две пары, но они с максимальным током 8 А всего. Питание у усилителя высокое и он на нагрузку 4 Ом будет стремиться выдать более 250 Вт, если громкость крутануть, чего выходники не выдержат, скорее всего. Найти оригиналы этих полевиков задача нетривиальная.

Долго послушать у меня его не получилось, из-за нехватки времени, но подключить я его успел, чтобы заценить несколько треков. Первое, что заметил, это его мощь - на вид худосочный, а качает как большой:) На втором треке почувствовал, что звучание затягивает - аппарат музыкальный, живой. С музыкальным разрешением у него все хорошо, края звукового диапазона при увеличении громкости не заваливает. В общем, хороший меломанский усилитель не с космической стоимостью.

Статья написана на основе личного опыта. Все фото мои.

Другие публикации по теме аудио: https://zen.yandex.ru/prophetmaster_audio

Другие статьи про винтажные усилители и ресиверы:

Мarantz 4300 Quadro Receiver /// Adcom GFA-555 II + Adcom GFP-555

Onkyo Integra M-506 /// Onkyo Integra M-508 /// JVC R-S77 Receiver

Onkyo Integra M-509 /// Technics SU- V10 /// Sony TA-5650

Accuphase P-300X + Accuphase C-200X /// Technics SU-8099

Jadis 845SE /// Корвет УП-028С + Корвет УМ-048С /// Akai AM-2450

Sugden A-48II /// Dual CV-1460 /// Nordmende 7500VS /// Luxman L-90

Harman Kardon HK-930 Receiver /// Technics SU-50A /// Luxman L-68A

Sansui AU-20000 /// Sansui BA-3000 /// Onkyo Integra А-919

ReVox B-251 /// Sansui AU D-907F Extra /// Барк У-001 /// Technics SU-V7

Ресивер Tandberg TR 2075 /// Luxman L-510 /// Kenwood KA-9100

Ресивер Hitachi SR-504 /// Akai AA-5800 /// Sansui AU-X11

Denon PMA-970 /// Aurex SC-M12 /// Akai AM U-5 /// Lo-D HCA-8000

Luxman M-03 + Luxman C-03 /// Yamaha A-2000 /// Sansui-A80

Пульсар (Кумир) У-001 /// Ресивер Sharp STA-41 /// Marantz 75SR1040

Винтажные усилители и их место в современном аудио /// Sony TA-P7F

Nordmende Quadronado QX-80 /// Revox B-750 MK-II /// Sony 8FS-50W

Mitsubishi DA-A30 /// Victor M-3030 /// Sony TA-F650ESD

Sansui AU-alfa999DG /// Scott 480A /// Akai AM-69 /// Threshold 400A

Sansui a907i MOS Limited /// Sony TA-F555ESX /// Videoton EA 6383 S

Superscope A-235 /// Yamaha A-1000 /// Dynacord PAA-880

Lo-D HMA-9500 /// Sansui AU-D33 /// Rotel RA-945 /// Yamaha C-2

OMAK JEWEL ONE & OMAK JEWEL TWO /// Akai AM-2850 /// Yamaha B-2X

Uesugi U-Bros-1 /// Akai AM-95 /// Plinius SA Reference /// Grundig SV-50

Эстония УП-010 и Эстония УМ-010 /// Victor A-X1000 /// Yamaha A-2000a

Harman Kardon HK-970 /// Technics SU-V620 /// Proton AP-1000

Proton D-1200 /// Sansui AU-a907MR /// Marantz SC8 + Marantz SM8

Marantz SC9 + Marantz SM9 /// Sansui AU-D907/// Musical Fidelity A-1

Yamaha CX-2000 /// Pioneer SA-6200 /// Marantz PM-80 /// Sansui B-2102

Tandberg 3002A /// Leak 3900A /// Exclusive M4A /// Kyocera A-710

QUAD 405 /// Marantz PM-66SE

С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)