Где я совершила ошибку?
Вчера у нас было четыре ёлки.
У младшей их было две. Первая утром в детском саду, а вторая — вечером на хореографии.
Евочке скоро семь. Она наш домашний генератор позитива. Этакая смесь балагура и философа.
Которую интересует все:
Кто создал землю? Есть ли бог? Почему подружка в саду утверждает, что его нет? Видит ли нас умерший дедушка? Почему женщины курят, они жить не хотят? А если бы сапоги не были такими тяжёлыми, то мы бы летали?
И так до бесконечности. Ева интересуется всем.
Это тот ребёнок, который держит меня в тонусе. Заставляет мой мозг не просто работать, а работать непрерывно.
Праздник окончен.
Дорога домой. Я так набегалась за день, что мысль одна: прийти домой и немного полежать. Ева же возбуждена весельем до предела.
— Мам! Ты знаешь, Дед Мороз точно существует!
— Да, это хорошо. — Машинально поддакиваю я.
— А знаешь почему? Это точно он дарит подарки. Потому что у родителей нет столько денег. Вот откуда у тебя деньги? У тебя же их постоянно нет...
Я разом очнулась. Понятное дело, подарки на ёлки принес не добрый Дед с бородой.
Но ни это зацепило меня. А осознание того, что я, вероятно, слишком часто транслирую детям отсутствие денег. Не замечая этого.
Наши дети ни в чём не нуждаются. Да, у них нет айфонов и персональных ноутбуков. Но у них есть одежда, еда, море игрушек. И вот из-за этого моря я часто говорю про деньги.
Не переношу беспорядок.
В моём детстве игрушек было немного. Те, что были мы ценили.
Да, я стригла свою куклу. Но она оставалась моей. Другую мне не покупали.
А у дочерей этих кукол много и меня раздражает, когда они валяются.
Вот здесь я и могу напомнить о ценности той или иной игрушки.
Мне, кажется, дети должны понимать, что свои вещи нужно беречь.
Второй момент связан с тем, что я перестала покупать игрушки в фикс прайсе. Так как все эти вещички за 55, 77 и 99 рублей спустя пару дней становятся ненужными. Это проверено.
Здесь я могу купить краски, альбомы, пластилин, ручки, карандаши и раскраски.
Ассортимент игрушек этого магазина мои товарищи уже переросли. Поэтому такие покупки — пустая трата денег.
Вот в этих случаях я напоминаю детям о ценности денег. Что не стоит выбрасывать их, приобретая безделушки.
Но не помню, чтобы прямо говорила, что у меня нет денег.
Незапланированные траты могут возникнуть в любой день, а с тремя ребятами тем более. То ручку особенную надо в школу, то нитки, то пяльцы, то колготы однотонные, но бантики белые средние, то очередные новые материалы для творчества, то медикаменты.
В общем, деньги нужны всегда. И они знают, что иногда я не могу купить что-то прямо сейчас.
Видимо, все эти разговоры окончательно убедили мою дочь, что у меня нет денег.
Признаюсь, мне стало неприятно. Я задумалась, нужно ли обсуждать с детьми тему денег?
Уверенна, что нужно. Но правильно ли это делаю я?
Может я зря переживаю.
И нет ничего страшного в выводах дочери. Ведь она ещё ребёнок. Старшие в этом плане сдержаны. Если что-то просят существенное, то делают привязку к праздникам.
Как считаете, должны дети знать цену вещам и деньгам?