В данной заметке речь пойдет о традициях встречи Нового года в позднесталинский период и эпоху Оттепели. О новогодних обрядах 1920-х и 1930-х годов можете прочитать перейдя по ссылкам.
Полное восстановление статуса Нового года, то есть объявление его выходным днем, произошло после Великой Отечественной войны, в 1947 году.
К моменту смерти Сталина сложилась и символика проведения главного зимнего торжества. Она довольно подробно описана в романе Веры Пановой «Времена года», который был издан в 1954 году. Повествование начинается так:
С Новым годом! Пройдет сорок минут, и на Спасской башне заснеженного Кремля, в Москве, часы отобьют полночь. В миллионах радиоприемников и репродукторов повторится бой кремлевских часов, его услышат во всем мире.
Упадет двенадцатый удар, люди сдвинут свои чарки и скажут: «С новым счастьем!»
К началу 1950-х годов елка возвращает утраченные позиции во времена борьбы с религиозной обрядностью, возвращаясь в пространство публичной советской повседневности. Это был тот редкий случай, когда власти всего лишь «очистили» праздник от клерикального содержания, восстановив его как норму обыденной жизни.
В 1956 году на экраны выходит главная новогодняя кинокомедия эпохи Оттепели "Карнавальная ночь", которая на долгие годы станет любимым фильмом всей страны. На небосводе загорается звезда актрисы Людмилы Гурченко. Сюжет фильма прост: В заводской дворец культуры прислали нового начальника Серафима Ивановича Огурцова, который сразу же ставит перед коллективом задачу: "Есть установка: весело встретить Новый год". У бюрократа Огурцова есть собственный план торжества: сначала он сам "коротенько, минут на сорок" зачитает доклад, а потом выступит лектор на научную тему. Комсомольцы-активисты самостоятельно организовали концертную программу и игнорируют распоряжения назначенца. Концерт идет своим чередом и удается на славу, все в восторге, а в финале возникает перепуганный Огурцов и заявляет: "За все, что сегодня здесь было, я лично никакой отвественности не несу".
Фильм становится эталонным по многим показателям. Во-первых, молодая актриса Люся Гурченко становится объектом для подражания для миллионов советских женщин, ее образ на экране способствовал популяризации в СССР стиля "new look", придуманного Кристианом Диором в конце 1940-х. Во-вторых, сценарий картины с многочисленным вставками номеров "художественной самодеятельности" станет идеальным планом для проведения всевозможных капустников и по сути станет основоположником жанра "Голубых огоньков" на советском телевидении эпохи брежневского застоя. В-третьих, фильм является первой крупной работой молодого режиссера Эльдара Рязанова, который впоследствии подарит нам еще один неотъемлемый атрибут встречи Нового года, картину - "Ирония судьбы, или С лёгким паром!"