Недавно, буквально на днях, американские кинокритики назвали лучший фильм на иностранном языке. Этим фильмом оказалась Дылда режиссера Балагова. Меня эта новость не удивила. Не потому что я считаю фильм прекрасным произведением. А потому что это стандартный представитель российского арт хауса: полный мрака и безысходности.
Удивило меня другое. А именно то, что я почувствовал укол разочарования, мол, зачем критики так роняют свой авторитет, присуждая такие высокие звания столь сомнительным вещам. Согласитесь, странная мысль, ведь это никакая не премия, просто мнение каких-то людей. Да и вообще, казалось бы, какое нам дело до того, что думают американцы? И все-таки, дело есть. Ведь каждый раз, после вручения очередной премии, рунет взрывается ожесточенными дискуссиями, чего не бывает, скажем, после каких-то российских премий. Получается, что для нас мнение за океаном важнее, чем мнение соотечественников?!
Ну да ладно. Итак, Дылда. Мои слова о "сомнительных вещах" относятся к моим первым впечатлениям об этом фильме. Готовясь к написанию этого текста, я его пересмотрел, а так же посмотрел его соперника на звание "лучший фильм на иностранном языке" - Мартин Иден режиссера Пьетро Марчелло. И знаете, все познается в сравнении. Дылда, на мой субъективный взгляд, объективно лучше Мартина Идена. Во-первых, здесь все понятно: завязка, кульминация, развязка. Во-вторых, интересно визуально. В-третьих, нет ничего лишнего, даже в конце, когда героиня Маша едет на трамвае и тот вдруг останавливается, сразу вспоминается сказанное в начале где-то на втором плане, что кто-то бросился на рельсы.
По-моему, Дылда могла бы стать шедевром, если бы чуть глубже поработать над мотивацией той же Маши. Мне с трудом представляется, что женщина, потеряв ребенка, будет требовать родить подругу. К тому же такую, как Ия. В порыве гнева, злости, печали - может быть. Но не всерьез. Для такого яростного желания заиметь ребенка нужна исключительная причина. Та причина, которую дает фильм, мне кажется неубедительной.
Еще одной вещи, на мой взгляд, не хватает фильму - хотя бы лучика света. Все-так война кончилась, четыре года ада позади. Так получилось, почти в то же время, что и Дылда, я посмотрел фильм Последствия с Кирой Найтли. Там все примерно то же самое: разруха в сердцах, в семье, тоже герои пытаются начать жить. Но там в конце нам оставляют надежду, что все у них будет хорошо. А то, что у девчонок из Дылды все будет хорошо, вызывает большие сомнения.