Я уже понял, что в эти новогодние каникулы в Париж (и вообще никуда) я не попаду. Причина всем понятна. Приходится пока только вспоминать приятные моменты былых путешествий, когда все было так просто и легко - купил на сайте авиакомпании билет, заказал отель - и вуаля! Такое ощущение, что эти времена больше никогда не вернутся. Скажите мне, что я не прав! Дайте надежду.
Итак, решил написать об одном из парижских музеев, а именно музее Клюни, как кратко называется Национальный музей средневековья. Те, кто интересуется историей, особенно средневековой (а это, кстати, я), оказавшись в Париже, непременно приходят сюда. Он расположен фактически в центре города, на Place Paul Painlevé, 6, ближайшая к нему станция метро – Cluny-La Sorbonne. Я-то жил там неподалеку, притопал пешком, заодно и прогулявшись по старинным тихим улочкам. Это одно из лучших мест в Париже - Латинский квартал. И уж точно самое древнее.
Здание музея тоже старинное, в XIV веке оно было резиденцией аббата монастыря Клюни, отсюда и название. Конечно, с тех пор особняк много раз перестраивался и менял хозяев. Знаменательным в его истории стал 1833 год, когда его купил Александр дю Соммерар, известный в свое время коллекционер. Особенно его интересовала история Средневековья и Ренессанса. Вот он и создал первое собрания музея.
Кстати, средневековое здание было построено на месте римских терм, и сейчас можно видеть в подвалах музея то, что от них осталось. Сохранились даже большие каменные ванны, украшенные резьбой, так что можно воочию лицезреть, в чем купались древние римляне, когда Латинский квартал был просто городом Лютецией.
В самой экспозиции меня поразило то, что она имеет несколько хаотичный вид. Примерно такой же хаос я наблюдал в в музее истории в Берлине. Эта такая фишка, что ли? Но смотреть не очень удобно. Я, например, люблю строгую последовательность, с которой располагаются экспонаты в музеях. Однако потом я постепенно проникся духом этого неорганизованного собрания. На каждом шагу ждут неожиданные открытия, и совершенно невозможно предугадать, что будет в следующем зале.
Что касается экспонатов, то описывать их подробно бессмысленно. Это надо видеть. Понятно, что в музее расположены различные средневековые артефакты. К наиболее звездным относятся шпалеры XV века на тему «Дама с единорогом». Им отдан отдельный зал. Шпалеры действительно впечатляющие. То же могу сказать о небольшой коллекции витражей. Они заворожили меня, я там буквально завис. Подобные витражи, в моем понимании, и есть душа средневековья.
В музее Клюни хранятся и головы статуй собора Нотр-Дам, которые были обезглавлены во время французской революции. Весьма интересно на них смотреть: с одной стороны, это артефакты, связанные с самым знаменитым собором Парижа, с другой стороны - это и памятник бурному периоду революции, когда летели головы и короля с королевой, и простых людей, и вождей самой революции. Обезглавили вот даже статуи. Приказ об этом отдал Робеспьер. Дикость такая. Пламенный якобинец не подозревал, что вскоре он и сам будет гильотинирован. Такие вот времена.
Кстати, я посетил этот музей совершенно бесплатно, поскольку было первое воскресенье месяца, а это бесплатный день для всех. А так-то билет стоил € 8, то есть, в принципе, недорого.
Читайте еще на моем канале:
"Умное голосование" - провальная идея или гениальный ход?
Человек, сумевший превратить воротнички в символ успешной жизни