Найти тему
Кот Баюн

Последний Властелин

Другие статьи из серии "Новоассирийское царство":

Страна истинных арийцев

Геноцид как способ ведения войны

Продвижение «ассирийских ценностей» на восток

Знакомство мидян с цивилизацией

Легенда Востока – царица Семирамида

Лекарство от поражения – смена династии

Создание империи – работа грязная

Машина войны

Завоевание империи

Киммерийцы – разрушители равновесия

Чисто ассирийское убийство и строительство «вавилонской башни»

Гроза с Востока

Триумф «страны фараонов»

Дела семейные

Последние победы империи

Великий мятеж великого города

Империя наносит ответный удар

Империя не прощает

Красное солнце на закате говорит о том, что завтра прольется чья-то кровь. После разгрома мятежа Шамаш-шум-укина закат еще долго оставался кроваво-красным
Красное солнце на закате говорит о том, что завтра прольется чья-то кровь. После разгрома мятежа Шамаш-шум-укина закат еще долго оставался кроваво-красным

Вавилонский царь Шамаш-шум-укин создал обширный международный союз, направленный против Ассирии и не его вина, что все получилось не так, как он планировал(Подробнее ЗДЕСЬ:Великий мятеж великого города). Члены союза действовали вразнобой и никак не координировали свои планы между собой, а редкие попытки совместных действий были пресечены умелыми маневрами ассирийских полководцев. Закономерным итогом подобной неразберихи стало поражение мятежа и разгром его участников поодиночке (Подробнее ЗДЕСЬ: Империя наносит ответный удар ). После уничтожения «внутренних врагов», которыми Ашшурбанапал считал мятежных жителей Вавилонии и халдейских княжеств, наступило время иностранных участников антиассирийского заговора. Первым империя наказала Элам, за четыре года почти непрерывной войны благодатная страна превратилась в выжженную пустыню. Но и это показалось ассирийскому царю недостаточным. После небольшой, менее года, передышки, империя снова готовилась нанести удар своему соседу.

В 645 г. до н. э. ассирийская армия, которой, на этот раз, командовал лично Ашшурбанапал, снова посетила Элам. Быстро и не встречая особого сопротивления, ассирийцы заняли область Раши и город Хаману в западной части страны. Эламский царь Хумбан-Халташ III, не пытаясь сопротивляться, бежал из Мадакту и засел в крепости Дур-Ундаси, которая, кроме прочности собственных стен располагала еще и природной защитой в виде бурной реки Идидэ. Ассирийцев подобная пассивность эламского царя вполне устраивала, они захватили одиннадцать городов в эламской провинции Аншан и опустошили их окрестности, после чего начали не спеша устраивать переправу через Идидэ. Инженерная служба Ассирии в который уже раз доказала свою полезность, хоть и не без труда, войско через реку переправилось. Эламиты потерпели очередное поражение, Хумбан-Халташ опять бежал в горы, а ассирийцы заняли еще пять эламских городов, в том числе и горный город-крепость Хидалу.

Ассирийский пехотинец-копейщик, колесничий-лучник и «легкий» конный лучник, VII в. до н.э. Художник Д.П. Алексинский
Ассирийский пехотинец-копейщик, колесничий-лучник и «легкий» конный лучник, VII в. до н.э. Художник Д.П. Алексинский

Когда ассирийское войско ушло из эламской провинции Аншан, Хумбан-Халташ снова вылез из своего горного убежища и вернулся в разграбленный, но более-менее целый город Мадакту. Отсюда он начал переписку с Ашшурбанапалом, пытаясь выторговать себе жизнь и свободу. Категорическим требованием ассирийского царя стала выдача Набу-бел-шумате. Сохранившиеся в ассирийском архиве документы рассказывают, что Хумбан-Халташ согласился предать своего верного союзника и соратника. Но когда ассирийцы во главе с туртаном Бел-ибни прибыли для того, чтобы забрать несчастного, Набу-бел-шумате приказал верным ему телохранителям убить себя. Ашшурбанапал получил только труп своего врага, положенный для сохранности в соль.

Ценой предательства старого друга, Хумбан-Халташ «купил» для Элама четыре года мира, но его поступок сильно подорвал его и так, подмоченную постоянными поражениями, репутацию. Некий Па’э, о котором мы не знаем ничего, провозгласил себя царём Элама. Но его деятельность продолжалась недолго, так как попытка узурпировать власть не нашла поддержки среди эламитов. Через некоторое время Па’э сдался в плен ассирийцам и был отправлен в Ниневию, где постепенно собиралась целая «коллекция» бывших эламских царей. Теперь, когда Элам был по мнению Ашшурбанапала, достаточно ослаблен, стало возможным оставить его на некоторое время в покое и переключиться на войну с другими участниками «союза Шамаш-шум-укина».

Схватка ассирийских воинов с арабами
Схватка ассирийских воинов с арабами

Во время четырехлетнего перерыва в боевых действиях между Эламом и Ассирией Ашшурбанапал закончил войну с арабскими племенами, начатую еще в 652 г. до н.э., сразу после начала мятежа Шамаш-шум-укина. Тогда арабские царства Ариби, Набатея, княжество Кидри и несколько крупных кочевых племен решительно примкнули к мятежу. Кроме неприязни к Ассирии боевой пыл жителей пустыни Аравийского полуострова подогревало естественное желание пограбить чужое добро. Поэтому, сразу после начала боевых действий, начались набеги на зависимые от Ассирии палестинские и сирийские области. Но после естественной неразберихи, вызванной неожиданностью нападений, арабы получили неожиданно сильный отпор. Сирийские княжества, финикийские города и царство Моав объединили свои силы в борьбе против арабских набегов.

Они выступили в союзе с расквартированными здесь ассирийскими войсками и смогли нанести ряд чувствительных ударов по арабским государствам. Было практически разгромлено Ариби, его царь – Уайатэ спасая свою жизнь, бежал в Набатею. Почти вся его семья, включая мать, сестру и жену была взята в плен ассирийцами. Власть в Ариби перешла к его двоюродному брату, которого тоже звали Уайатэ. Новый царь Ариби не смог долго сопротивляться и вместе со своей женой Адией сдался в плен ассирийцам. В плену оказался и захваченный во время одного из набегов правитель княжества Кидри – Аммулади. Позднее Уайатэ II вместе с Аммулади были выставлены в железных клетках у центральных ворот Ниневии, компанию им составляли шакалы и собаки заключенные в те же клетки. Война с арабами перешла в вялотекущую фазу и приобрела характер отдельных набегов с обеих сторон.

Арабский воин на верблюде
Арабский воин на верблюде

Несколько позднее вышеописанных событий, ассирийские войска прошли через территорию союзного Моава и вторглись на территорию Иудеи с юго-востока. Ошеломленный неожиданным нападением, иудейский царь Манассия даже не пытался организовать сопротивление. Он и его супруга были захвачены ассирийцами в плен и в цепях отправлены в Ниневию, где их заточили в темницу. Правда, позднее ему удалось вымолить прощение. Теперь ассирийцы оказались в тылу у египтян, с 654 г. до н.э. осаждавших филистимлянский город Ашдод, в то время принадлежащий Ассирии.

Египетский фараон Псамметих «намек» понял и его войско, сняв осаду, отступило в Египет. Египтяне вернутся несколько позднее, когда Ассирии будет уже не до них, Ашдод будет захвачен войсками Псамметиха в 625 году до н. э. после длительной осады. Возможно, что эти маневры с отступлением-возвращением и породили легенду о том, что осада Ашдода продолжалась девятнадцать лет. После ухода египетской армии, практически все на берегах Средиземного моря вернулось к «довоенному» состоянию, статус-кво был восстановлен.

Ассирийский конный копейщик
Ассирийский конный копейщик

В 644 г. до н.э., после заключения мира с Эламом, войска Ашшурбанапала неожиданно для арабов пересекли аравийскую пустыню и разгромили племена Северной Аравии. Повторному, только значительно более сильному, разгрому подверглись Ариби и Кидри. На этот раз досталось и прочим участникам коалиции – набатеям, племени Исаммэ и племени бога Атарсамайина. Некогда избежавший ассирийской кары Абийатэ тоже оказался в клетке у ворот Ниневии. Трофеями ассирийских войск стало огромное число пленных и несметное количество скота, главным образом верблюдов. После этого ассирийцы проследовали к Средиземному морю, где разгромили город Акку и материковую часть города Тир – Ушу.

На страже интересов империи. Художник Хосе Даниэль Кабрера Пенья
На страже интересов империи. Художник Хосе Даниэль Кабрера Пенья

В 640 г. до н. э. произошло последнее вторжение ассирийских войск в Элам. Сразу же после его начала Хумбан-Халташ привычно бежал в горы, но на этот раз царю-ловкачу не повезло. В горах на севере Луристана он попал в плен к воинам племени эллипи, которые, надо полагать, за некоторое вознаграждение, передали его в руки ассирийцев. Последние очаги сопротивления в Эламе были подавлены в 639 г. до н. э., после чего он стал одной из провинций Ассирии, прекратив свое независимое существование. Мне кажется, что изрядная доля вины за потерю Эламом независимости лежит на его царях, которые на протяжении всего VII в. до н.э. с маниакальным упорством пытались бороться с более сильным соседом за Вавилонию. Именно их неумение и нежелание осознать сложившийся баланс сил привело страну к гибели.

Четыре царя запряженные вместо коней в триумфальную колесницу, таким даже римские цезари не могли похвастаться
Четыре царя запряженные вместо коней в триумфальную колесницу, таким даже римские цезари не могли похвастаться

Последний публичный выход трех последних царей Элама был весьма символичным. Когда Ашшурбанапалу понадобилось торжественно отправиться в храм Эмишмиш, чтобы принести жертвы богине Нинлиль, он запряг в свою роскошную колесницу Таммариту II, Хумбан-Халташа III и Па’э, компанию им составил бывший царь Ариби Уайатэ. В триумфальной процессии, среди других знатных пленников, шел ближайший сподвижник Шама-шум-укина - Набу-ката-цабата, на шее у него висела засоленная голова халдейского князя Набу-бел-шумате, который таким печальным образом тоже принял участие в триумфе Ашшурбанапала. Вот только в ассирийской традиции не было человека, который шептал бы триумфатору: «Помни, что и ты смертен!» А зря, впереди Ашшурбанапала и Ассирию ждали совсем невеселые времена. А пока Ашшурбанапал «купался в лучах славы».

«Я, Ашшурбанипал, великий царь, могучий царь, царь вселенной, царь Ассирии, царь четырех странсвета, царь царей, несравненный владыка, который, по слову Ашшура, Шамаша и Мардука, воцарился от верхнего моря до нижнего моря, повергнув к своим ногам всех государей...». Нечто подобное писали о себе многие ассирийские цари, такова была традиция, но в словах Ашшурбанапала почти не было преувеличения, его заявление стало констатацией факта. На время его правление пришелся максимум территориального расширения империи, ее культурный расцвет и пик ее военного могущества. Почти все противники империи были повержены. Мидия потерпела поражение от союзника Ассирии скифского царя Мадия и попала в зависимость от скифского царства. Элам стал ассирийской провинцией. Персидский царь Кир I (Кураш I) около 641 года до н. э. без всякого принуждения послал к Ашшурбанапалу в Ниневию своего сына Арукку с дарами и тем самым признал старшинство царя Ассирии. После погрома устроенного на Аравийском полуострове ассирийскими вояками в Ниневию прибыло посольство царя Набайатэ Натну с изъявлением покорности и признанием зависимости. Даже гордый царь Урарту Сардури III после побед Ассирии над Эламом, арабами и финикийцами в дипломатическом письме назвал Ашшурбанапала своим «отцом» и «господином». Жест, конечно, чисто символический, но очень выразительный.

Ассирийская армия штурмует город. Художник Джузеппе Рава
Ассирийская армия штурмует город. Художник Джузеппе Рава

«Что оставил после себя Ашшурбанипал? С одной стороны, он добился впечатляющих побед, разгромил всех своих противников …С другой стороны, при Ашшурбанипале ассирийское государство уже не прирастало новыми провинциями, как при прежних правителях. На это просто не хватало ни сил, ни средств. Да и задача удержать имевшееся давалась с великим трудом. Безупречно выглядевшая военная машина Ассирии приобрела существенный порок. Войско перестало быть по своему составу преимущественно ассирийским. Оно хорошо воевало, пока были победы и большая военная добыча, но в случае серьезной опасности его верность оставалась сомнительной. Противники тоже не дремали и вольно или невольно перенимали передовой ассирийский опыт…». Мочалов М.Ю.

Анналы Ашшурбанипала заканчиваются 639 г. до н.э. однако из других источников известно, что умер он в 627 г. до н.э. Последние годы его правления отмечены ожесточенной политической борьбой между его сыновьями Ашшур-этел-илани и Син-шар-ишкуном. Одного из них ассирийские вельможи настойчиво пытались навязать престарелому властителю в качестве соправителя, как он сам был некогда навязан своему отцу Асархаддону. До нас дошла жалоба старого царя: «В стране раздор, во дворце ссора, не уходят от меня. Бунт и злые козни постоянно направлены против меня». В 630 г. до н.э. Ашшур-этел-илани, чью кандидатуру поддерживал известный полководец и «по совместительству» главный евнух Син-шуму-лишир, становится соправителем Ашшурбанипала. Судьба уберегла последнего великого царя Ассирии от зрелища распадающейся империи, этот процесс начался сразу же после его смерти, как будто она уничтожила узы, связывающие разноплеменные части Ассирии в единое целое.

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

«Государство Элам» Вальтер Хинц

«История древней Ассирии» Садаев Д.Ч.

«Древняя Ассирия» Мочалов М.Ю.

"История Мидии" И.М. Дьяконов

«Вавилон легендарный и Вавилон исторический» В. А. Белявский

Наверно вот так, на исходе своей жизни, последний Властелин Ассирии смотрел на закат и с ужасом понимал, что все заканчивается…
Наверно вот так, на исходе своей жизни, последний Властелин Ассирии смотрел на закат и с ужасом понимал, что все заканчивается…

Другие статьи из серии "Новоассирийское царство":

Страна истинных арийцев

Геноцид как способ ведения войны

Продвижение «ассирийских ценностей» на восток

Знакомство мидян с цивилизацией

Легенда Востока – царица Семирамида

Лекарство от поражения – смена династии

Создание империи – работа грязная

Машина войны

Завоевание империи

Киммерийцы – разрушители равновесия

Чисто ассирийское убийство и строительство «вавилонской башни»

Гроза с Востока

Триумф «страны фараонов»

Дела семейные

Последние победы империи

Великий мятеж великого города

Империя наносит ответный удар

Империя не прощает

-11