С приходом Октябрьской революции юлианский календарь был отменен. Разница в 13 суток переместила Рождество с 25 декабря на 7 января. Однако большевики понимали, что этих мер недостаточно, не помогут даже официальные запреты на столь любимый народом церковный праздник. Нужна была особая идеология, внедренная в сознание советских граждан.
Для начала день, когда христиане истинно радуются рождению Спасителя, постарались мягко трансформировать в исключительно детскую забаву. Так, в 1918 году Максим Горький инициировал издание детской книги «Елка», где лучшие художники иллюстрировали рассказы Корнея Чуковского, Алексея Толстого, Саши Черного и Горького. На обложке Святой Николай и зверушки водят хоровод вокруг елки, украшенной шестиконечной Вифлеемской звездой.
У Владимира Бонч-Бруевича в цикле рассказов «Ленин и дети» повествуется о том, как в 1919 военном и голодном году сам Ильич привез детям подарки и веселился с ними у елки.
В качестве антирелигиозной пропаганды с 1922 года отмечали «комсомольские святки». Они представляли собой комплекс мероприятий, в которые входили доклады, диспуты, политические карнавалы, чтение пламенных разоблачительных речей, критикующих «буржуазное рождество». Обязательно была и елка, тоже ставшая не рождественской, а «комсомольской».
Продолжение тут.