Найти в Дзене
Проект +1

Мир на пороге нового «суперцикла»

Оглавление

Итоги 2020 года и прогнозы на 2021-й

Масштабные изменения, которые произошли в мире в 2020 году из-за пандемии коронавируса, дали повод многим аналитикам заговорить о начале очередного «структурного суперцикла» — совершенно нового этапа в развитии общественной и экономической жизни в мире. Но какие конкретные изменения нас ожидают? Plus-one.ru cуммировал ключевые тенденции 2020 года, которые однозначно будут набирать обороты в ближайшем будущем.

Цифровое цунами

Мир планомерно двигался в сторону диджитализации еще до пандемии, но совсем иными темпами. Для многих компаний это было постепенным, эволюционным процессом. Да и потребители осваивали новые цифровые платформы совсем не спеша: современные сервисы были делом молодых и активных, а заядлые консерваторы по-прежнему отстаивали свое право пользоваться кнопочными телефонами и не заводить странички в социальных сетях.

Принудительная самоизоляция и требования социального дистанцирования заставили пользоваться онлайн-сервисами даже тех, кто всячески этого избегал или просто откладывал «на потом». Многим, как показывает практика, это даже понравилось: онлайн-бизнесы ритейлеров, банков и образовательные сервисы показали двузначный и трехзначный рост в течение 2020 года. Согласно данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), в первом полугодии 2020 года доля e-commerce в России выросла до рекордных 10,9% от совокупного оборота розничной торговли, тогда как в 2019 году она составляла 6,1%. По прогнозам аналитиков АКОРТ, до 2024 года благодаря пандемии рынок онлайн-торговли в России будет демонстрировать не менее 6% роста ежегодно. Совокупный дополнительный прирост за этот период составит 4,4 трлн руб. из 23,5 трлн руб. общего объема рынка за эти годы. Другими словами, пандемии удалось сделать то, на что в обычном режиме компании тратят миллиарды, — приучить клиентов к новой модели потребления.

Безусловно, новые привычки так просто не исчезнут, даже если в следующем году пандемия сойдет на нет. И это в корне изменит форматы многих офлайн-бизнесов. Совершенно очевидно, что в новых условиях клиентам не нужно будет, например, столько торговых центров, сколько есть сейчас. Бизнес начнет перестраиваться и искать свое место в новом мире. Не всем это удастся. Например, как подсчитали аналитики аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, к августу 2020 года в России закрылся почти каждый пятый малый и средний бизнес.

Впрочем, цифровизация всего и вся может вызвать и более масштабные последствия, чем взлет или банкротство отдельных компаний. Например, ведущие экономисты считают, что появление транснациональных цифровых платежных платформ и бурное развитие цифровых валют повлекут за собой перестройку всей мировой финансовой системы: традиционные банки окажутся лишними, мир будет поделен на цифровые валютные зоны. Как это скажется на экономике каждой конкретной страны, сейчас точно не спрогнозирует никто, но традиционным лидерам определенно стоит быть настороже.

Угроза «цифровых концлагерей»

Этот год наглядно показал многим, что цифровые сервисы — это не только необременительные покупки онлайн, конференции в Zoom и подписки на онлайн-кинотеатры. Это еще и возможность крайне эффективного контроля над гражданами и манипулирования их действиями. Пользуясь цифровыми сервисами, каждый человек оставляет все больше «виртуальных следов» в сети, которыми начинают пользоваться в своих интересах как частные компании, так и власти. Собирая эти данные, пусть даже в обезличенном виде, какая-нибудь социальная сеть может знать пользователя даже лучше, чем он сам. Перед технологиями социальной инженерии открываются поистине безграничные возможности.

Темную сторону цифровых технологий в этом году осознали многие в тот момент, когда внезапно оказались в полной зависимости от приложений, подобных «Социальному мониторингу», и были вынуждены заплатить огромные штрафы за нарушение режима самоизоляции или вводить QR-код при посещении публичных мест. В обществе развернулась бурная дискуссия на тему «цифрового концлагеря», защиты прав и свобод граждан от цифрового произвола. Однако действенных рецептов защиты так никто и не выработал, а значит, эта задача переносится на 2021 год.

Держи дистанцию

Переход на удаленную работу вызвал практически тектонические сдвиги на рынке труда, которые еще только предстоит переосмыслить и научиться ими управлять. Миллиарды работников по всему миру получили внезапную свободу от офисного рабства и, похоже, не намерены к нему возвращаться. Согласно исследованию Fortune, 27% работников интеллектуального труда не хотят снова на постоянной основе выходить в офисы после пандемии. В октябрьском опросе hh.ru процент тех, кому удаленка приглянулась больше офиса, еще выше: 64% респондентов заявили, что не хотят пока возвращаться на рабочие места.

С другой стороны, и работодатели осознали, что красивый офис и корпоративные печеньки — совсем не обязательный атрибут успешного бизнеса. И понемногу начинают отказываться от лишних площадей. PwC и Habidatum спрогнозировали, что объем занятых офисных площадей в Москве к июню 2021 года может сократиться примерно на 20%. Отток произойдет в основном за счет технологических компаний, сотрудники которых либо полностью перейдут на удаленку, либо будут работать в гибридном формате: несколько дней — в офисе, остальные — дома.

Свобода от офиса откроет дорогу и к более свободному распоряжению своим временем. Теперь совсем не обязательно все 100% рабочего времени трудиться на одну компанию. Специалисты рынка труда давно поговаривали о переходе к гиг-экономике — системе временных контрактов, когда человек работает вне штата и задействован в реализации лишь конкретного проекта. Таких проектов (и, считай, работодателей) у специалиста может быть несколько. В этом году гиг-экономика приобрела новый мощный стимул для развития благодаря удаленке. Она уже спровоцировала бурный рост рынка фриланс-услуг. Например, по данным сервиса Profi.ru, количество новых регистраций фрилансеров на портале за год выросло более чем на 50%. Спрос на услуги фриланс-специалистов тоже растет: по сравнению с прошлым годом клиенты оставили в 2 раза больше заказов.

Сейчас можно только предполагать, какие системные эффекты вызовет этот тренд. Возможно, со временем придется менять всю систему соцстрахования, пенсий, так как фрилансеры зачастую выключены из контура правовых взаимоотношений работника и работодателя. Им никто не оплачивает больничные, не отправляет в декретный отпуск и т. д. Географическая «независимость» фрилансеров может повлиять на урбанистическую культуру, сделает популярными небольшие города, жизнь в которых зачастую более комфортна, чем в мегаполисах. Многое в этом плане покажет 2021 год — тогда станет окончательно понятно, какие формы работы будут наиболее востребованы после пандемии, после чего можно будет делать какие-либо долгосрочные прогнозы.

Экологическая повестка

Ни коронавирус, ни экономические трудности 2020 года не смогли снизить интерес в обществе к экологическим проблемам. Изменение климата, снижение углеродного следа, «зеленая» экономика — все эти сферы по-прежнему остаются стратегическими ориентирами для многих крупных компаний. Например, Microsoft заявила о том, что «к 2030 году намерена добиться отрицательного уровня выбросов углерода, а к 2050 году удалит из окружающей среды весь углерод, который выбрасывала напрямую или в результате потребления электроэнергии с момента своего основания в 1975 году». Один из крупнейших инвестиционных банков в мире Goldman Sachs в 2020 году обязался направить $2 млрд на поддержку «зеленых» проектов, а к 2025 году планировал выделить уже $150 млрд на проекты в области «чистой» энергии. Нефтяная компания Shell заявила о том, что достигнет чистых нулевых выбросов к 2050 году.

В России внимание к экологическим вопросам в этом году также выросло, особенно в связи с экологической катастрофой в Норильске. И хотя российские «зеленые» пока еще не приобрели настолько большую силу, как их коллеги в других странах, все тенденции указывают на то, что этот процесс неизбежен.

Бизнес учится ответственности

Пандемия сделала актуальной еще одну дискуссионную тему — социальную ответственность бизнеса. Господствовавшая десятилетиями в экономической жизни концепция Милтона Фридмана о том, что единственная социальная ответственность бизнеса — это наращивание прибыли, сегодня стремительно теряет популярность. Внимание бизнеса к вопросам корпоративной социальной ответственности (КСО) растет по всему миру. С одной стороны, этого требуют потребители — поколение Z, которое начинает играть все более заметную роль в экономическом потреблении, очень трепетно относится к таким вопросам, как экология, этика, соблюдение прав человека и т. д. Они охотнее покупают продукцию тех брендов, которые отвечают их внутренним этическим стандартам.

С другой стороны, этого требуют и инвесторы. Все более влиятельной становится концепция ESG (Environmental, Social and Governance). Такие рейтинги оценивают экологические и социальные риски бизнеса, а также риски корпоративного управления в компании. Чем более высокую позицию занимает та или иная компания в рейтинге, тем больше шансов у нее привлечь инвесторов.

В третьих, экстраординарная ситуация в этом году стала проверкой для компаний на их умение оказывать поддержку тем, кто в ней больше всего нуждается. Нужно отдать должное: со стороны предпринимателей в этом году было немало примеров благотворительности в действительно впечатляющих масштабах. В феврале этого года фонд Билла и Мелинды Гейтс передал КНР более $100 млн на исследования по поиску вакцины и противодействие распространению коронавируса. Благотворительный фонд основателя Alibaba Group Джека Ма внес на эти же цели $16 млн. Илон Маск закупил для больниц США более 1,25 тыс. аппаратов искусственной вентиляции легких.

Интересно, что одновременно с масштабными исследованиями по созданию вакцины против коронавируса в обществе начало расти число сторонников теории заговора (пандемия была «запущена» Биллом Гейтсом) и противников вакцинации.

Российские компании также не остались в стороне. Например, «Евраз» направил 300 млн руб. на борьбу с коронавирусом. Фонд Елены и Геннадия Тимченко, по данным «Форума Доноров», в общей сложности направил около 3 млрд руб. на борьбу с пандемией.

С другой стороны, есть и обратные примеры. Так, большой резонанс вызвало банкротство компании Hertz. Она не справилась с трудностями коронавирусного времени, но до того, как объявить о банкротстве и приступить к увольнению тысяч сотрудников по всему миру, выплатила топ-менеджменту $16,2 млн. За это компания подверглась острой критике.

Учитывая, что коронакризис продолжается, вопрос социальной ответственности бизнеса будет находиться «на передовой» общественного внимания и в будущем году. Репутация многих компаний и лояльность потребителей к их продукции будут зависеть от того, насколько грамотно они смогут выстроить стратегию поддержки различных общественных групп на тех территориях, где работают.

Читайте больше материалов по теме на сайте: https://plus-one.forbes.ru/
Автор: Наталья Горова