Найти в Дзене

"Зарплата" и ее составляющие, или Почему бессмысленно просить у начальника прибавки

То, что вы называете "чистой" зарплатой и видите в ведомости, отличается от реальных расходов работодателя на то, чтобы держать вас в штате. И это отнюдь не 13%.

Считаем:

  • Вам предложили 30 тысяч рублей. Это "грязная" зарплата.
  • На руки вы получите 26 100. Это зарплата "чистыми" - без НДФЛ.
  • 30% от вашей "грязной" зарплаты работодатель должен отдать фондам - на пенсию, медобслуживание, социальное страхование. Это 9000 рублей (30% от 30 000).
  • Чтобы нанять сотрудника и платить ему 30 000 до вычета налогов, работодатель закладывает около 40 000 рублей: дополнительная тысяча идет на всякие мелочи - обустройство рабочего места, обучение и т. д.
  • Взносы в фонды нигде не прописываются - сотрудник не знает (если не интересуется прицельно), сколько он отдает государству просто за факт трудоустройства. Считаем: 3 900 (НДФЛ) + 9 000 рублей (взносы в фонды) = 12 900. То есть фактически половина вашей текущей зарплаты.

Таким образом, сотрудник получает на руки на одну треть меньше от заложенной на него суммы. Не считая расходов на питание, транспорт, обустройство рабочего места, бухгалтерию, кадрового отдела etc. Работодатель - владелец бизнеса или юридическое лицо (организация с руководством, акционерами/учредителями) - закладывает бюджет на каждого работника.

Как формируют бюджет на заработную плату?

Это довольно сложный вопрос - решить, сколько будет получать тот или иной сотрудник. С одной стороны, достаточно посчитать, сколько рабочий может приносить фирме, выполняя ту или иную работу.

Например, уборка офиса в клининговой компании стоит 2000 рублей. На один офис уходит одна человекосмена. Заказы поступают ежедневно. Уборкой занимается Анастасия, работающая без выходных. Ежедневно она приносит фирме 2000 рублей, но ее зарплата после оплаты налогов составляет 26 100. Она недовольна и считает, что получает в 2 раза меньше, и 1000 рублей каждый день отдает компании.

Это не совсем так: из 60 000 рублей, заработанных Анастасией за месяц, на ее зарплату уходит 39 000 рублей. Еще 5000 - на профессиональные клининговые средства. И еще столько же - на рекламу и продвижение сайта. Компании и ее владельцу остается 11 000 рублей.

Из этих денег нужно вычесть налоги (допустим, владелец - ИП и платит по схеме "Доходы минус расходы"). На налоги из остатка идет 15%, то есть 1 500 рублей. 8 500 остается у владельца (при условии, что он не назначал себе зарплату). Дополнительно раз в год он должен делать взносы во внебюджетные фонды (20 000 рублей), но их можно "перекрыть" уплаченными налогами.

Если работодатель - ООО, то владельцу придется выплатить налог еще раз - уже за себя, 13%. Это еще 1105 рублей. Итого у него остается 7395 рублей. Немного, правда?

Тем не менее, уборщица Настя недовольна. Так как она не заканчивала вуз и не очень любит считать, она не поймет или не захочет вникать в математические выкладки своего работодателя. Учесть массу факторов и несколько раз отнять проценты сложнее, чем поделить 60 000 рублей на два.

Конечно, работодатель, затевавший бизнес, не дурак и не альтруист: он потратил немалую сумму на покупку профессионального клинингового оборудования, создание сайта, брендбук, первоначальное продвижение.

Выйти на уровень "один офис в день" (а не через день) ему было сложно, и в первые полгода Настя работала от одного до трех дней в неделю. Ее зарплата в то время была прежней - те же 26 100. Сейчас все лучше, но владелец бизнеса, опять же, не дурак и не хочет выполнять обязанности бухгалтера, диспетчера и кадровика в одном лице за 7395 рублей в месяц. Да и вложенное нужно отбить быстрее. Поэтому он вкладывает больше денег в продвижение и, как только Настя в поте лица начинает бегать по двум офисам в день, нанимает еще одну уборщицу.

Когда в его компании появляется штат из 10 клининг-менеджеров, и доход достигает 73 950 рублей в месяц, он уже может удовлетвориться своей "зарплатой"... по мнению уборщицы Насти.

На самом деле, 74 000 рублей - не предельный доход и не мечта. Работы у владельца становится больше, появляется больше проблем, он перестает сидеть дома и арендует офис. Это еще 10 000 рублей в месяц. Оборудованию уже требуется склад, а уборщицам - транспорт с отдельным водителем. На все это нужны деньги.

Владелец продвигается дальше и увеличивает штат до 100 человек. Теперь его личный доход должен достичь 739 500 рублей в месяц... как бы не так. Такой штат требует отдельной бухгалтерии, кадровой службы, двух-трех автомобилей с водителями, большого склада, стоянки etc. Владелец думает, оптимизирует расходы, наконец, нанимает бригадира и автоматизирует бизнес - так, чтобы принимать минимальное участие в деле. Расходы сокращаются, доход устанавливается на 500 000 рублях в месяц.

Очень круто, - думает уборщица Настя. И решает, что владелец "зажрался", и его надо бы "раскулачить". Однако, если владельца "раскулачить", а потом распределить его доход на всех уборщиц, их зарплата вырастет даже не на 5000 рублей: из этих денег придется еще выплачивать налоги и взносы в фонды. В лучше случае зарплаты каждой уборщицы вырастут с 26 до 29-30 тысяч рублей. Немного? Увы.

Казалось бы, достаточно посчитать, сколько работник принесет фирме, и сколько фирма на данный момент может выплатить работнику.

Но не все так просто.

Во-первых, не все работники что-то приносят фирме. Бухгалтер не оказывает услуги и не производит товар. От кассира не зависит размер выручки. Водитель, который развозит работников, не увеличивает конечную стоимость работ.

Во-вторых, работодатель всегда рискует. Что, если через месяц поток клиентов иссякнет? Что, если потребность в 100 "клининг-менеджерах" исчезнет? Что, если клиенты обеднеют из-за кризиса, и каждая уборщица будет приносить не 2000, а 1000 рублей в день? Риски немалые. И их нужно компенсировать. Поэтому работодатель чаще всего ориентируется не на то, сколько та или иная уборщица может принести фирме, а на рынок труда и текущие цены.

Например, если работодатель может найти уборщицу за 500 рублей в день, и она будет ответственной, он наймет именно ее. Если он держит московскую фирму, и москвички не соглашаются на такую зарплату, он найдет людей из Подмосковья или других регионов. Возможно, арендовав для них общежитие. Если не соглашаются и из регионов, он обратит внимание на трудовых мигрантов. Если работодатель может платить работнику меньше, не снижая качество услуги или продукта, он будет платить меньше. Чем больше в процентном выражении приносит работник, тем он ценнее для работодателя.