Десятки тысяч рабочих мест потеряны на рынке авиаперевозок с начала эпидемии. Перевозчики стремятся сократить расходы и сформировать «правильный размер» компании на период низкого спроса. Но 2021 год может принести новые потери, поскольку государственная поддержка подходит к концу, а появление новых штаммов Covid-19 грозит приостановить восстановление отрасли
Сокращения затронули все профессии в авиации, а не только пилотов и бортпроводников. Многие сотрудники, которых не коснулись сокращения, по-прежнему вынуждены работать в новых более тяжелых условиях, включающих более низкую заработную плату, неполный рабочий день, неоплачиваемые плановые отпуска и отпуска без содержания.
Наступающий 2021 год может принести новые потери, поскольку пакеты государственной поддержки подходят к концу. Появление новых штаммов Covid-19 может приостановить восстановление отрасли, что также является фактором, который может снова привести к сокращениям.
Вот неполный список сокращений в авиакомпаниях в 2020 году
Aegean Airlines
Греческий авиаперевозчик получил государственную поддержку в 2020 году в связи с финансовыми трудностями, однако масштабы потери рабочих мест не указаны.
Аэрофлот
В августе российский перевозчик заявил, что у него есть ликвидность, необходимая для сохранения рабочих мест. И этому способствует продолжение полетов на большом внутреннем рынке страны.
В сообщениях того же периода цитируется тогдашний руководитель Аэрофлота Виталий Савельев, который заявил, что авиакомпания не планирует сокращения в ближайшем будущем.
Air Baltic
Латвийская авиакомпания сократила 700 сотрудников из 1700 в штате в первые недели кризиса, заявив, что будет принимать сотрудников назад после восстановления спроса.
Air Europa
Информации о сокращениях нет, а авиакомпания может использовать схему правительства Испании по предоставлению отпусков без содержания по крайней мере до начала 2021 года. Специалисты утверждают, что реструктуризация бизнеса неизбежна.
Air France-KLM
В июле Air France объявила, что сократит около 7,6 тысяч рабочих мест в рамках договоренности с правительством о финансовой помощи.
К концу 2022 года планируется вернуть в штат сокращенные места. Дочерняя компания Hop в ближайшие три года сократится почти вдвое с 2420 человек до 1020.
KLM заявила в июле, что планирует сократить до 5 тысяч рабочих мест или около 15% своего штата, с 33 до 28 тысяч.
В начале октября, когда KLM представила правительству Нидерландов одобренный план реструктуризации, перевозчик заявил, что к концу 2020 года его штат будет на 4500 человек меньше, чем до эпидемии.
Alitalia
В начале кризиса правительство Италии объявило о планах по ренационализации Alitalia и выхода на рынок под другим брендом. В декабре появились сообщения о том, что новая авиакомпания Italia Trasporto Aereo начнет свою деятельность в 2021 году с штатом в 5 тысяч сотрудников. Это примерно половина персонала компании Alitalia, работающей до эпидемии.
Condor
Немецкий перевозчик заявил в июне, что сократит до 1 тысячи рабочих мест - 25% его рабочей силы до эпидемии.
EasyJet
В конце мая EasyJet начала консультации по сокращению 30% своего 15-тысячного штата по всей Европе. Из 4,5 тысяч предложенных позиций 730 составили пилоты и 1200 бортпроводники.
После этого EasyJet заявила, что предприняла ряд мер, включая неполный рабочий день, добровольное увольнение, неоплачиваемый отпуск, которые уменьшат потребность в сокращении рабочих мест.
А в конце сентября появилось подтверждение, что не будет обязательного увольнения пилотов после того, как 1,5 тысячи бортпроводников и пилотов решили сократить количество своих рабочих часов.
Finnair
В октябре Finnair согласовала сокращение 700 сотрудников - более 10% штата, при этом значительная часть остального персонала остается в отпуске.
Около 600 сокращенных - сотрудники из Финляндии, а 100 – работающие за рубежом.
International Airlines Group
В сентябре Alex Cruz, тогдашний руководитель British Airways, подтвердил, что благодаря уступкам профсоюзов в компании будут сокращены 10 тысяч рабочих мест вместо ранее предложенных 13 тысяч. Это примерно пятая часть от 45-тысячного штата авиакомпании сотрудников.
В июне Aer Lingus заявила, что планирует сократить до 500 человек, сославшись на «катастрофический эффект» эпидемии. До кризиса у ирландского перевозчика было около 4,500 сотрудников.
Схема правительства Испании по предоставлению отпусков без содержания была использована авиакомпаниями Iberia и Vueling, которые насчитывали 14 и 4 тысячи человек персонала до эпидемии. 23 декабря Iberia подтвердила FlightGlobal, что пока не производила постоянных сокращений рабочих мест.
Icelandair
В конце апреля авиакомпания сообщила, что 2 тысяч сотрудников будут уволены в рамках реорганизации, чтобы пережить кризис. В 2019 году в Icelandair в компании работало около 4,7 тысяч сотрудников.
Jet2
В июньских отчетах говорилось о сокращении 102 пилотов и 380 бортпроводников. К настоящему времени других сообщений на эту тему не было. До эпидемии в авиакомпании работало около 10 тысяч сотрудников.
LOT
В этом году польский авиаперевозчик получил государственную поддержку из-за финансовых трудностей. Однако масштабы потерь рабочих мест не указано.
Lufthansa Group
В июне группа объявила, что планирует сократить 22 тысячи должностей с полной занятостью из 138 тысяч сотрудников различных бизнес-единиц. Половина из них трудоустроена в Германии, и около 5 тысяч из них - сотрудники основного перевозчика Lufthansa.
Предложения о сокращении по 1 тысячи человек были сделаны дочерним компаниям Brussels Airlines, Austrian Airlines и Swiss, при этом Eurowings сократит чуть меньше.
После июньского объявления были долгие переговоры с профсоюзами об избежании принудительных увольнений, но при изменении условий оплаты труда. В результате были достигнуты соглашения, которые приостановили сокращения.
В начале декабря появились сообщения о том, что теперь Lufthansa Group говорит о сокращении 30 тысяч рабочих мест, к концу 2020 года, еще 10 тысяч - в 2021 году. Примерно 7,5 тысяч из этих позиций придется на продажу подразделения кейтеринга LSG.
Norwegian
Почти бездействующий лоукостер заявил в ноябре, что продолжит работать с костяком персонала в 600 человек по сравнению с 10 тысячами штата до кризиса. Перевозчик продолжает борьбу за выживание, которая вынудила его подать заявление о защите от банкротства в Ирландии и Норвегии.
Ryanair
Бюджетный перевозчик достиг соглашений с профсоюзами об избежании масштабных сокращений. Однако руководитель группы Michael O’Leary заявил 10 декабря, что Ryanair придется сокращать рабочие места в тех случаях, когда достичь согласия не получилось. «Но в 90% случаев для избежания увольнений мы сошлись на сокращении заработной платы», - добавил он. В группе Ryanair до эпидемии в штате было более 17 тысяч сотрудников.
SAS
Скандинавский перевозчик заявил в начале декабря, что сократил примерно на 5 тысяч человек из 10 тысяч докризисной численности.
Smartwings
В конце июня чешский перевозчик заявил, что к концу января 2021 года в компании планируется сократить до 600 рабочих мест. До кризиса у перевозчика было около 2,4 тысяч сотрудников.
TAP
План реструктуризации, согласованный в декабре правительством Португалии, включает увольнение 2 тысяч сотрудников плюс непродление 1,6 тысяч временных контрактов из 10-тысячного штата начала 2020 года.
TUI Group
Гигант туристической отрасли объявил в начале этого года о планах сократить до 8 тысяч человек в бизнесе в целом, 900 из них - сотрудники немецкого подразделения TUIfly. По состоянию на декабрь 2019 года в TUI Group работало около 71 тысячи человек.
Turkish Airlines
До сих пор перевозчик избегал значительных увольнений, насчитывающего более 35 тысяч человек, вместо этого предпринимая серьезные сокращения зарплаты, которые будут пересматриваться по мере восстановления спроса.
Wizz Air
В апреле лоукостер сообщил, что сократит примерно пятую часть своей рабочей силы - около 1 тысячи человек.
Virgin Atlantic
Британская авиакомпания объявила в мае о сокращении 3,1 тысячи рабочих мест, это почти половина рабочей силы до эпидемии.
В начале сентября перевозчик заявил, что сократит еще 1150 рабочих мест после получения одобрения суда в отношении плана реструктуризации компании.
Volotea
Базирующаяся в Испании авиакомпания 23 декабря подтвердила FlightGlobal, что во время кризиса не производила сокращений рабочих мест.
Источник: FlightGlobal
Перевод: АвиаОбоз
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу
Если не успели посмотреть