Найти тему
Турклуб Штурман

Походные дневники штурмана Краснова. Сборник. Часть 2. Осенняя Жигулевская кругосветка

Недельный осенний водный поход  вокруг Самарской Луки из Тольятти в Тольятти
Недельный осенний водный поход вокруг Самарской Луки из Тольятти в Тольятти

Уже более сотни лет существует туристский маршрут вокруг Самарской Луки вниз по Волге и обратно по реке Уса. Этот маршрут замкнут кольцом. Он не пересекается. Он не линейный и поэтому, по всей видимости, его назвали Жигулевской кругосветкой или просто Кругосветкой. Маршрут протяженностью около 200 км проходят на плавсредствах, хотя я лично знаком с бывалым туристом (господином Мамедовым), который вплавь прошел весь этот маршрут. Есть особо "отмороженные" туристы, которые проходят этот маршрут за сутки на шестивесельной шлюпке без сна и отдыха, на одной силе воли и сплоченном командном духе. Сутки сидят на веслах и гребут на скорость! Потому что это гонка, где принимают участие даже иностранцы. В Самарской области очень популярен маршрут "Жигулевская кругосветка". Под этим названием большинство туристов воспринимает весенний 10-дневный поход на первомайские праздники, как правило с 29 апреля по 9-10 мая. Уже больше половина столетия каждую весну флотилия туристов-водников мигрирует по течению реки Волга, проплывая красивые места Самарской Луки и Жигулевских гор. В едином порыве огромная масса людей (до 800 человек!) уходят из дома и отправляются в путешествие. 10 дней проводятся творческие номера и спортивные соревнования, а также парусная и весельная регаты. Встречать вернувшихся туристов приходят жены, мужья, дети, друзья. На набережной города Тольятти звучит музыка или даже оркестр. На торжественном построении командоры команд докладывают адмиралтейству о пройденном маршруте. С красочными знаменами строем проходит флотилия. Чувство радости, восторга и гордости переполняют сердца туристов и их близких. Загорелые, веселые и счастливые водники возвращаются домой в позеленевший в юную листву любимый город. Уходят туристы в поход из серого города, а возвращаются в цветущий сад. И от этого встреча с родным городом еще радостней и приятней.

Ну что ж, друзья, а теперь вернемся к главной теме моего рассказа. В 2013 году мой капитан и друг Алексей Добридник позвал меня в осенний водный поход по маршруту "Жигулевская кругосветка". У меня уже был опыт прохождения этого маршрута традиционной весенней кругосветкой. А тут впервые предложили ввести в ежегодную традицию Осеннюю Жигулевскую кругосветку. Друзья, вы знаете, что такое водный поход в конце сентября на Средней Волге? Это сильные порывистые ветра, это дожди, это волны и пронизывающий тебя до костей холодный ветер. Но мой капитан Алексей Добридник умело надавил на мою слабую точку, на мое тщеславие стать первым осенним кругосветчиком в составе флотилии Первой Осенней Жигулевской кругосветки. Потом будет много туристов осенних кругосветчиков, но первыми останутся лишь те, кто впервые пройдут в 2013 году этот водный маршрут. И таких смельчаков и авантюристов набралось 32 человека. Поправь меня товарищ адмирал Саша Князев, если я ошибся или буду ошибаться в последующих фактах.

Итак, день старта. 25 сентября 2013 года 4 яла отчалили от полуострова Копылово и взяли курс в сторону Самары. 4 мачты и 8 парусов уцепились за осенний ветер и полетели навстречу приключениям.

Ял "Надуванчик". Капитан Николай Габов
Ял "Надуванчик". Капитан Николай Габов

Команда "Доброходы" на шлюпке под названием "Без баб" в составе одних мужиков с восторженными глазами устремилась вперед. Повествует этот рассказ мальчишка с влюбленными глазами, ваш словоблуд штурман Краснов.

В чем ваше счастье, друзья? В умиротворении? В согласии с самим собой? В признании и любви? Или в достижении своей давней мечты? Наверно во всем этом вместе. Но можно быть счастливым здесь и сейчас. Можно любить и быть влюбленным. Можно каждой клеткой твоего организма, каждым импульсом, каждой мыслью радоваться происходящим. И это началось там. Всепоглощающее чувство щенячей радости захлестнуло меня. Ты живой, ты чувствуешь море эмоций, они тебя переполняют, они выплескиваются из тебя на твоих друзей, ты ржешь как конь, ты пьян от этого восторга. Ты счастлив.

Переезд
Переезд

Конечно будет не правда, если я скажу, что там все было так мило и уютно. Было местами жутко холодно, были водяные болезненные мозоли на ладонях и пальцах, были тяжелые переходы. Но вспоминаешь ты, как правило, только самые лучшие и самые счастливые моменты. А Осенняя кругосветка ими живет и дышит. Именно поэтому каждый год флотилия осенних кругосветчиков стабильно растет. И если я не ошибаюсь, то в 2020 году уже пошло 11 ялов. Конечно здесь играет огромную роль харизма и авторитет адмирала Александра Князева. Это удивительный человек, турист и просто красавчик.

Много смешных моментов можно рассказать, которые происходили в ОЖК, романтических, лирических, драматических, поэтических. Но я вам, друзья, расскажу про мой безрассудный поступок, который вам поможет понять меня лучше.

Было это в 2018 году. К этому времени кругосветчики уже стали ходить под мотором и паруса, а тем более весла доставали только для удовольствия. Переходы от одного места стоянки до другого проходили быстрее и легче. Лошадиные силы все-таки помощнее чем человеческие, тем более если они все сконцентрированы на одном приводном валу с гребным винтом на конце.

Ну так вот. Одним солнечным утром выполз я из палатки и отправился для утренних процедур в укромное место в ближайшие густые кусты. После необходимых утренних процедур на тропинке повстречал своих друзей из другого экипажа Романа Папина и Вику Багрову. Говорят мне, пошли с нами. Куда? Полезем на вышку линии электропередач. Эта сумасшедшая идея не смогла оставить меня равнодушным и я пошел за ними. Друзья, вы видели ЛЭП над рекой Усой? Их высота такая, что даже когда провода провисают под своей тяжестью, под ними совершенно спокойно проходят корабли. Их высота наверно соразмерна с высотой 16-этажного дома. И мы должны были залезть на самую их вершину.

Линия ЛЭП над рекой Уса
Линия ЛЭП над рекой Уса

И вот мы подошли к первой вышке. Помогли друг другу забраться по бетонным опорам на металлоконструкцию. Ухватились за лестницу и с дрожью от возбуждения поползли наверх. Вот и первая промежуточная площадка. Вид ужасающе прекрасен. Надо заставить себя лезть выше. Главное не смотреть вниз и не думать о плохом. И опять наверх. Ветер там уже посильнее. Сердце начинает фигачить уже с тревогой и восхищением. Мозг отказывается верить в безрассудность поступка. Адреналин пульсирует фонтаном как кровь из вскрытой артерии. Приливы ужаса, восторга и эйфории взлетели выше проводов, за ними вслед отправилась и наша троица. Мне стоило больших усилий договориться со своим страхом и залезть на самую верхнюю платформу, которая представляет собой узкий мостик с перилами. Внизу мы увидели товарищей, идущих по песчаному берегу. Их размер был с муравья. На такой высоте мы находились тогда. Провода гудели и своей огромной массой свисали над рекой Уса и уходили на другой берег на другую вышку ЛЭП. Мне сложно передать чувства, эмоции, которые я испытал там наверху. И сколько еще страха пришлось испытать когда спускались вниз. Спуск был таким длительным, что организм продолжал выбрасывать адреналин еще два часа после того как мы вернулись в лагерь. Ни один "волшебный" напиток не смог успокоить меня, пока мозг не убедился в тысячный раз в своей безопасности. К чему я это рассказал? Просто познакомил вас, друзья, с потайным личностным безрассудством. Многие покрутят пальцем у виска, кто-то просто удивиться, а кто-то увидит в моем поступке себя.

На вышке линии электропередач
На вышке линии электропередач

Внизу мелкие точки это наши товарищи туристы.
Внизу мелкие точки это наши товарищи туристы.