Я уже как-то писала о том, что у среднего ребенка, на мой взгляд, небольшие проблемы с памятью. Ну, или у старшего память очень уж хорошая (стихи запоминает после пары прочтений), и на его фоне так кажется.
И вот сыну задали выучить к завтрашнему уроку сразу два стихотворения. Я решила провести с ним наконец эксперимент – применить один интересный метод, о котором читала много раз, но никогда не пробовала.
Впервые я встретила этот, как сейчас говорят, «лайфхак» в книге Е. Додоновой «100% отличник». Там вообще много интересных мнемотехник описано.
Но потом я о нем читала еще много где. Видимо, он популярный достаточно. Называется этот интересный и до гениальности простой способ Метод Пиктограмм.
Сущность техники заключается в том, чтобы каждую строчку стихотворения зашифровать рисунками. Важно, чтобы именно эти изображения вызывали у ребенка правильные ассоциации. Соответственно, пиктограммы весьма индивидуальны – понятны с первого взгляда одному и являются «китайской грамотой» для другого.
Очень многие дети лучше, чем слова, запоминают образы. А если еще они и сами нарисуют эти картинки, то подключается и моторная память, что дает дополнительный эффект.
Достаточно прочитать стихотворение 2-3 раза, затем набросать изображения для каждой строчки (или же только для самых трудных неподдающихся мест) – и, скорее всего, этого будет достаточно, чтобы рассказать произведение по картинкам. Яркие образы быстрее запечалятся в памяти, и вот уже ребенок готов воспроизвести произведение без шпаргалки.
Вот такие пиктограммы мы с сыном нарисовали для стихотворения М. Бородицкой.
Текст:
Лужица!
Скажи на милость,
Как в ней столько
Уместилось?
Головастиков три штучки.
Небо.
Половина тучки.
Ветка ивы.
Птица зяблик.
И корявый
Мой кораблик!
А эти рисунки у нас для стихотворения про Новый год Е. Михайловой.
Текст:
Что такое Новый год?
Это все наоборот:
Елки в комнате растут,
Белки шишек не грызут,
Зайцы рядом с волком
На колючей елке!
Дождик тоже не простой,
В Новый год он золотой,
Блещет что есть мочи,
Никого не мочит,
Даже Дедушка Мороз
Никому не щиплет нос.
Сын прочитал каждый стих по три раза, потом мы нарисовали к ним картинки. Образы придумывал он, а я была в качестве «художника». Вообще-то, конечно, ребенок должен сам творить на бумаге, но мы очень-очень торопились, было уже поздно. Так что я на скорую руку воплотила кое-как задумки сына.
Эксперимент на 100% удался. Сын после двух прочтений легко воспроизвел текст по пиктограммам. А после двух прогонов со шпаргалкой без запинки рассказал оба стиха самостоятельно.
Такая скорость оказалась очень кстати, поскольку времени было в обрез, не рассчитали немного)
Этот метод помогает запомнить произведения быстро и надолго. А еще таким способом можно, продумав яркие ассоциации, зашифровывать какие-нибудь правила или сложные места в параграфах.