Найти тему
Растем среди книг

Как учить стихи с детьми в два раза быстрее: эксперимент с сыном)

Я уже как-то писала о том, что у среднего ребенка, на мой взгляд, небольшие проблемы с памятью. Ну, или у старшего память очень уж хорошая (стихи запоминает после пары прочтений), и на его фоне так кажется.

И вот сыну задали выучить к завтрашнему уроку сразу два стихотворения. Я решила провести с ним наконец эксперимент – применить один интересный метод, о котором читала много раз, но никогда не пробовала.

Впервые я встретила этот, как сейчас говорят, «лайфхак» в книге Е. Додоновой «100% отличник». Там вообще много интересных мнемотехник описано.

Вот такая вот у нас) Покупала потом еще на подарки школьникам друзей)
Вот такая вот у нас) Покупала потом еще на подарки школьникам друзей)

Но потом я о нем читала еще много где. Видимо, он популярный достаточно. Называется этот интересный и до гениальности простой способ Метод Пиктограмм.

Сущность техники заключается в том, чтобы каждую строчку стихотворения зашифровать рисунками. Важно, чтобы именно эти изображения вызывали у ребенка правильные ассоциации. Соответственно, пиктограммы весьма индивидуальны – понятны с первого взгляда одному и являются «китайской грамотой» для другого.

Очень многие дети лучше, чем слова, запоминают образы. А если еще они и сами нарисуют эти картинки, то подключается и моторная память, что дает дополнительный эффект.

Вот примеры из книги
Вот примеры из книги

Достаточно прочитать стихотворение 2-3 раза, затем набросать изображения для каждой строчки (или же только для самых трудных неподдающихся мест) – и, скорее всего, этого будет достаточно, чтобы рассказать произведение по картинкам. Яркие образы быстрее запечалятся в памяти, и вот уже ребенок готов воспроизвести произведение без шпаргалки.

Вот такие пиктограммы мы с сыном нарисовали для стихотворения М. Бородицкой.

Мои "художества" на скорую руку. Образы сына. По идее, все должен делать ребенок сам, но мы торопились)
Мои "художества" на скорую руку. Образы сына. По идее, все должен делать ребенок сам, но мы торопились)

Текст:

Лужица!

Скажи на милость,

Как в ней столько

Уместилось?

Головастиков три штучки.

Небо.

Половина тучки.

Ветка ивы.

Птица зяблик.

И корявый

Мой кораблик!

А эти рисунки у нас для стихотворения про Новый год Е. Михайловой.

Придумывать пиктограммы оказалось весело: посмеялись над заключительной ассоциацией сына : "Даже Дедушка Мороз никому не щиплет нос")
Придумывать пиктограммы оказалось весело: посмеялись над заключительной ассоциацией сына : "Даже Дедушка Мороз никому не щиплет нос")

Текст:

Что такое Новый год?

Это все наоборот:

Елки в комнате растут,

Белки шишек не грызут,

Зайцы рядом с волком

На колючей елке!

Дождик тоже не простой,

В Новый год он золотой,

Блещет что есть мочи,

Никого не мочит,

Даже Дедушка Мороз

Никому не щиплет нос.

Сын прочитал каждый стих по три раза, потом мы нарисовали к ним картинки. Образы придумывал он, а я была в качестве «художника». Вообще-то, конечно, ребенок должен сам творить на бумаге, но мы очень-очень торопились, было уже поздно. Так что я на скорую руку воплотила кое-как задумки сына.

Эксперимент на 100% удался. Сын после двух прочтений легко воспроизвел текст по пиктограммам. А после двух прогонов со шпаргалкой без запинки рассказал оба стиха самостоятельно.

Такая скорость оказалась очень кстати, поскольку времени было в обрез, не рассчитали немного)

Этот метод помогает запомнить произведения быстро и надолго. А еще таким способом можно, продумав яркие ассоциации, зашифровывать какие-нибудь правила или сложные места в параграфах.