Православная церковь чтит память святых мучеников - Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста Севастийских.
Святые мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест пострадали за Христа при императоре Диоклитиане (284–305) в Севастии, в Армении. В числе первых христиан, принявших тогда мучения, был пресвитер Аравийской церкви мученик Авксентий, заключенный в темницу. Видя непоколебимость христиан, градоправитель Саталиона, благородный военачальник святой Евстратий, бывший тайным христианином, решился на открытое исповедание веры, за что был подвергнут пыткам: его избивали, надевали на ноги железные сапоги, жгли огнем. После этих жестоких мучений его сожгли, а мученика Авксентия обезглавили. Увидев их мученическую смерть, святой Мардарий, который был из простого народа, также исповедал свою веру и был повешен вниз головой. Перед кончиной он произнес молитву: «Владыко Господи Боже, Отче Вседержителю...», которая читается в конце 3-го часа и на полунощнице. Мученику Евгению вырвали язык, отрубили руки и ноги и отсекли голову мечом. Молодой воин святой Орест исповедал себя христианином и за это предстал перед судом. Он был приговорен к сожжению на раскаленном железном ложе, куда взошел, укрепляемый молитвой святого Евстратия.
Предсмертная молитва святого Евстратия («Величая, величаю Тя, Господи...») читается на субботней полунощнице. Мученик Евстратий скончался 13 декабря.
Традиции, обычаи, поверье и приметы.
Прибавляется день, а ночь укорачивается.
С этого дня ведьмы просыпаются, и до 1 января- пируют, пакостят и в дом незваным гостем заходят.
Ведьмы посиделки устраивали и решали, как достать солнце и сжить его со свету белого. Считали, что ведьмы летают и поднимают снежные вихри, они пытаются скрыть от людей солнечный свет и продлить противное человеку царство мрака.
Во время матриархата всех женщин называли «ведьмами» или «ведуньями» (от слова «ведать»). С приходом христианства проводимые дела ведьмами, назвали бесовщиной и ересью, а ведьм – злыми колдуньями. В отличие от знахарок, которые исцеляли людей, ведьмы, наоборот, старались им всячески навредить.
Представляли ведьм в образе старых и толстых женщин с седыми растрёпанными волосами, длинными костлявыми руками и уродливыми носами, что у них есть маленький хвостик, который они скрывают под длинной юбкой.
Ведьмы собирались на посиделки (на шабаш). Летели они на метле, ухвате или венике. Вылетали из дома через печную трубу. Во время полёта они были или полностью обнаженными, или надевали белую одежду. Они могли летать, не только на метле, но и верхом на человеке.
В доме топили печку в этот день, то хозяева молитву читали: "Господи! Помоги и сохрани наш дом, пусть злой дух уйдет вон. Аминь!" Считалось, что читая эту молитву, ведьмы летают вокруг дома, а залететь не могут в дом.
На посиделки летит не сама ведьма, а только её душа, а тело в этот момент остается на месте. Если его перевернуть так, чтобы голова оказалась там, где лежали ноги, то душа больше никогда не сможет в него вернуться.
Ведьмы обладали гипнозом, могли превращаться в животных или птиц - сорок, свиней, собак, безрогих коров, лошадей, волков и кошек.
В этот день хозяева закрывали своих животных на замок. Скотину из хлева не выпускали до 1 января, пока пир ведьм не пройдет.
Кошек в доме держали, а если на улицу уходили, то в дом не пускали, а в хлеве держали и кормили там.
В Евстратиев живность береги, да все на замок запри, да топор поставь, чтобы живность сохранить, да ведьмам ход преградить.
Ведьмы управляли погодой. Они могли наслать засуху, вызвать град или дождь. Ведуньи, получившие колдовские способности при рождении, считались намного добрее тех, кто овладел ими при жизни.
Евстратиев на дворе, ведьмы у ворот стоят, да норовят, что - то украсть, да напакостить, ты ворота на засов запри, да крест начерти. Ведьма придет, да ноги сама уволокёт.
Ведьма не может умереть до тех пор, пока кому-то не передаст свои знания. Так как желающих было немного, ведьмы, испытывающая муки на смертном одре, шли на хитрость – передавали своё умение на предметы, которыми люди часто пользовались (посуду, веник и т. п.). Кто-нибудь из домочадцев или соседей случайно дотрагивался до заговорённого предмета, и сила умирающей ведьмы переходила к нему.
Нельзя оставлять веники у входа, так как ведьмы могут утащат и с их помощью поднимут вихрь, чтобы солнце замести.
В доме накануне приберись, веники и метла в амбар унеси, да на замок амбар запри, а на двери крест начерти, чтобы ведьма не пришла, да счастье из дома не уволокла.
Нельзя на Евстрата ругаться и сквернословить.
На Евстратиева мирно день проведи, в доме тишина должна быть, молчком делала делай, да лучше меньше говори, чтобы ведьм не привлечь, да добро сберечь.
В этот день ворота запирали и двери на замок закрывали. Гостей не ждали и никого не звали.
Нельзя мести и мыть полы. Нельзя стирать и прибираться.
Нельзя вещи перекладывать, перебирать и выбрасывать, что не нужно после Евстратиева переберешь, да нуждающимся отнесешь. Ветхие вещи сжигали в бане, выбрасывать их также нельзя было.
Хозяйки в этот день отдыхали, да силы набирали, впереди неделя "страстей" приходит и много сил уводит.
Девицы в заперти сидели, да носки и варежки вязали, а на Рождество милому подавали.
Погода.
С утра метель, то до конца декабря метель будет. Снега будет мало, а ветры сильные будут.
Солнце с утра, то до середины января солнечная погода будет, а вот греть оно мало будет.
Снег идет, то январь снежным будет, а весной урожай пребудет (много травы).
Водоемы не сковало льдом, то весна поздняя, да и лето холодным будет.
В этот день ворота запирали и двери на замок закрывали. Гостей не ждали и никого не звали. Нельзя мести и мыть полы. Нельзя стирать и прибираться. Нельзя ругаться и сквернословить. Нельзя вещи перекладывать, перебирать и выбрасывать, Ветхие вещи сжигали. Хозяйки в этот день отдыхали. Девицы в заперти сидели. Вечорки не проводили, да и шума не наводили. Нельзя гадать, свататься и свадьбы играть.