Найти тему
Живые страницы

Нищеброд

Часть 2

Начало
Окончание

Они остановились у кабинета истории. Лариса Игоревна внимательно посмотрела на Андрея.

- Сильно достает тебя Зверев? Ты потерпи. Через неделю каникулы. Родители Павла скоро переедут в другой район в новую квартиру, его переведут в другую школу.

- А… - удивлённо протянул Андрей, - откуда вы знаете, что это Зверь, то есть Зверев?

- Давай потом. Иди на урок, – сказала Лариса Игоревна после недолгой паузы, открыла дверь и легонько подтолкнула его в спину.

- Спасибо, - буркнул Андрей и виновато улыбнулся.

Он вспомнил, как однажды Зверев отвечал у доски и никак не мог решить задачу. Лариса Игоревна подсказывала, практически решила за него. Она прятала глаза, не смотрела на класс. Когда прозвенел звонок, выходя, Андрей успел заглянуть в классный журнал. Напротив фамилии Зверя стояла четвёртка.

После последнего урока сразу побежал домой. Открыл дверь квартиры и вдохнул знакомый запах борща. Сбросил рюкзак на пол и побежал в кухню.

- Мама! – Он обнял её и уткнулся в плечо.

«Как же она похудела!» Он почувствовал, как в глазах защипало, а рука мамы нежно гладила его по спине, по затылку, ероша пальцами длинные волосы.

- Теперь всё будет хорошо. Намаялись без меня? Бедные вы мои птенчики. – В её голосе слышались сдерживаемые рыдания.
Андрей оторвался от матери, заглянул в глаза, казавшиеся огромными от темно-синих кругов вокруг них. В сад за Светкой они пошли вместе. Зверь в переулке больше не караулил его.

Лариса Игоревна ходила между партами и раздавала тетради с отметками по контрольной. Она положила тетрадь перед Андреем и сказала: «Нестандартное решение задачи. Удивил. Молодец», и пошла дальше по ряду.

- А… Лариса Игоревна, а за что мне тройка? – послышался обиженный голос Зверя с последней парты.

Учительница резко повернулась к нему.

- Ты ещё должен благодарить за неё. Ты не решил ни одной задачи, хотя примеры сделал, с горем пополам. Подсказали? – Она перевела взгляд со Зверева на его соседа по парте Славу Первухина, который опустил голову, уставившись в свою тетрадь.

- Это наш последний урок. Впереди долгожданные каникулы и… - рёв ликования прервал её.

Лариса Игоревна встала у доски, ожидая, когда класс успокоится.

- Напоминаю, в воскресенье мы едем кататься на катере. Прошу взять с собой воду, бутерброды, мячи… Мы часа два проведём на берегу, потом вернёмся в город. Я вас всех поздравляю с окончанием учебного года… - Её слова заглушил дружный крик «ура!», который потонул в звуке школьного звонка.

В воскресенье Андрей с рюкзаком ехал на трамвае на речной вокзал. Издалека увидел огромное здание с колоннами. Когда-то оно было красивое и увенчанное высоким шпилем. Как визитную карточку города, его изображали на всех открытках. А теперь вокзал заброшен, разрушается, шпиля над ним давно нет…

У причала уже стояла большая группа ребят из класса. Пока они обменивались радостными приветствиями и обсуждали, кто, что взял с собой, выше, на набережной остановился черный «Лексус». Двери неслышно открылись, и Зверь вышел из отцовской машины. Он с высоты берега смотрел на ребят.

- Зверь! Привет! – закричал Славка и энергично замахал обеими руками.

На одно мгновение головы всех повернулись к спускающемуся по лестнице Зверю. Он прошёл мимо Андрея, стоявшего с краю, не взглянув на него, и хлопнул по Славкиной поднятой ладони. В следующее мгновение внимание переключилось на подплывающий к причалу прогулочный двухпалубный теплоход. Начали обсуждать, кто поедет на верхней открытой палубе, где громко играет музыка и красивый обзор, а кто внизу, где меньше слышен шум моторов, но вода плещется у самых окон.

Одноклассники всё подходили. Андрей не заметил, откуда и когда появилась Лариса Игоревна. С ней рядом стояли двое мужчин, наверное, чьи-то отцы. На причале уже закрепили переходной мостик, и Лариса Игоревна пошла узнать, можно ли пройти на судно. Она как капитан руководила посадкой.

Андрей, конечно, сразу поднялся на открытую палубу. Громко играла музыка, от водной ряби отражались солнечные лучи, вспыхивая яркими искрами до боли в глазах. Наконец убрали мостик, заработали моторы, вода вокруг них забурлила, и теплоход плавно пошёл по реке.

- Не разбегаемся, идём вправо, там пляж. – Снова командовала Лариса Игоревна, когда теплоход причалил к берегу соснового бора.

Ребята наперегонки бросились к пляжу. Наверное, река весной, разливалась, поднималась и подтачивала склон высокого берега, обнажая корни деревьев, переплетающиеся между собой. Голубая лента уходила дальше, петляя между заросшими склонами берегов. Андрей вместе со всеми радовался началу каникул, свободе и трём месяцам тёплого лета впереди.

Кто-то уже сбросил лишнюю одежду, набирал команду для игры в волейбол. Кто-то решил сразу прикончить взятые с собой припасы.

- Пошли, обследуем берег, - предложил Славка.

Андрей покрутил головой и не заметил рядом его друга Зверя.

- Пошли. – Согласился сосед по парте и хлопнул по плечу Андрея.

Лариса Игоревна крикнула вслед им, чтобы не расходились далеко и гуляли в пределах видимости. Идти было тяжеловато, ноги разъезжались и утопали в сыпучем песке. Берег вдруг образовал выступ и за ним пляж глубже вдавался в склон.

- Всё, ноги отваливаются. Дальше я не пойду. – Сашка развернулся и побрёл назад.

- Слабо подняться по корням вверх? Спорим, я обгоню тебя, – сказал Славка и, не дожидаясь ответа, побежал к склону, уцепился за канаты корней и стал карабкаться вверх.

Сашка уходил, не оглядываясь, ребята играли в волейбол... Далеко по берегу разносились их крики и смех. «Тут невысоко, делов-то. Сейчас быстро обгоню хилого Славку», - подумал Андрей и бросился его догонять.

Карабкаться по корням было не так-то легко, как казалось. Они не гнулись, как верёвочные в физкультурном зале, обдирали кожу рук. Нащупать опору для ног вслепую было сложно. Кроссовки скользили по поверхности корней, а рыхлая земля склона осыпалась. Мальчишеским рукам не хватало силы держать вес тела.

Андрей, не оглядываясь, карабкался, но высокий берег, казалось, не приближался. «Может, спрыгнуть, пока не поздно?» Он посмотрел вниз. Корни не висели отвесно, как выглядели с песка, а шли под наклоном. Вряд ли получится оттолкнуться, чтобы не спрыгнуть прямо на них. Можно переломаться. Осталось только карабкаться вверх.

Из-за выступа он не видел на пляже ребят. Славка начал его обгонять. И Андрей быстрее полез наверх. Когда нога упиралась в сплетённые корни, он отдыхал. Но под тяжестью тела корни расходились, и нога соскальзывала.

Славка пыхтел, но не сдавался. Обоим эта затея уже не казалось легкой и безобидной. До цели осталось совсем чуть-чуть. Корни стали толще, за них труднее держаться. Приходилось пальцами вгрызаться в землю, которая была плотнее, чем внизу и не осыпалась, но и поддавалась тяжелее. Шея болела от неудобного запрокидывания головы назад, чтобы не наесться земли. Андрей одной рукой ухватился за нависающий край высокого склона. Славка отстал. Андрей слышал его пыхтение и звук осыпающейся земли. Осталось закинуть ногу и залезть на ровную поверхность.

- Ну что, нищеброд, рассчитаемся? – Издевательский голос Зверя раздался над головой совсем близко.

К горлу подкатила тошнота, от страха свело живот. Измученный Андрей закинул ногу на ровную поверхность берега, начал подтягивать тело, но Зверь сбросил её вниз, больно ударив носком кроссовки. От неожиданного удара чуть не сорвался вниз.

Стук сердца отдавал в виски от напряжения. Андрей понял, что ещё немного и у него не хватит сил держаться на склоне. Ему стало так страшно, что он чуть не закричал «Мама!»

- Зверь, помоги, - задыхаясь, прохрипел Славка, чуть ниже Андрея. – Дай руку. Сил нет, сейчас упаду. – В его голосе слышалась паника и слёзы.

Андрей заметил, как в глазах Зверя заметался страх. Мгновение он решал — ударить ногой по его руке и сбросить вниз, или протянуть руку Славке и вытащить наверх. Зверь лёг на землю и протянул руку Славке. Тот ухватился и повис на ней, таща Зверя вниз.

Пальцы одеревенели, Андрей их не чувствовал. Он напрягся, из последних сил бросил ногу вверх, носком зацепился за край склона и замер. Перед глазами увидел выступающий изгиб корня сосны. Уже не соображая, рукой упёрся в него и подтянул ногу ещё дальше на ровную поверхность.

Он не помнил, как взобрался. Лежал на спине, хватая воздух ртом. Сердце до боли билось в грудной клетке, того и гляди проломит её. Из-за шума в ушах он не сразу услышал, как Зверь прохрипел:

- По-мо-ги-и…

Андрей не мог поднять голову и посмотреть. Просто не мог. Сил не осталось. Но в следующую минуту мозг пронзила мысль «Славка!» И он резко сел. Голова закружилась, к горлу подкатил противный вязкий комок.

Зверь двумя руками держал за запястье Славкину руку. Тот плакал и умоляюще смотрел в глаза своего вожака. «Или отпустит, или съедет вниз…» Ноги дрожали, встать не было сил. Андрей перекатился по земле и оказался рядом со Зверем. Отполз назад, расцарапанными в кровь пальцами ухватил штанины Зверя и потянул на себя.

Продолжение следует

Начало
Окончание