Найти тему

"...Мы долгое эхо друг друга". В квартире на проспекте Мира создан музей Анны Герман

В квартире на проспекте Мира создан домашний музей Анны Герман

Анна Герман 10 февраля 1972 года ,концерт в ДК "Серп и Молот" , фото предоставлено Иваном Ильичевым
Анна Герман 10 февраля 1972 года ,концерт в ДК "Серп и Молот" , фото предоставлено Иваном Ильичевым

На проспекте Мира создан домашний музей Анны Герман

Концертные платья Анны Герман и ее блузка с вышивкой, бусы – длинная нитка с золотистыми шариками, помада, белые туфли на высоком каблуке… Это лишь часть вещей, которые собраны в домашнем музее, посвященном памяти  легендарной певицы. Он создан на 11-м этаже одного из домов на проспекте Мира, напротив скульптуры «Рабочий и колхозница».

- Официально статуса музея у нас нет, это квартира моего дедушки, но люди приходят, приезжают съемочные группы, когда дедают передачи и документальные фильмы об Анне Герман, - говорит биограф певицы, основатель клуба ее поклонников, певец Иван Ильичёв. - У каждой вещи своя история. Платья передали мне Збигнев и Збышек Тухольские - муж и сын Анны Герман. Кофточку-вышиванку подарила ее мать пани Ирма.

Туфли  Анна выложила из чемодана в аэропорту «Шереметьево» - был перевес по багажу. Тюбик помады певица оставила подруге Анне Качалиной, редактору стадии грамзаписи «Мелодия», они дружили.

Хрустальный колокольчик

Первый раз Иван услышал голос Анны Герман тоже здесь, на проспекте Мира.

- Однажды, когда мне было шесть лет, в коробку, где стояли пластинки с детскими сказками, случайно попал конверт с улыбающейся женщиной на обложке. Я спросил у бабушки, кто это. Она ответила «Польская певица с трагической судьбой». Я поставил пластинку и услышал голос, как хрустальный колокольчик: «Белый цвет, черемухи цвет…». Было ощущение, что с неба льется хрустальный дождь. Меня это захватило, сначала я просто слушал ее, потом стал интересоваться всем, что с ней связано.

Осень в Антарктике

К концу школы Иван знал об Анне Герман все, что можно было узнать. Через два года, в феврале 2001-го, уже студентом, он организовал первый вечер памяти Анны Герман в Политехническом музее. Пришли многие, кто знал Анну.

- Звучали песни, которые она пела. Среди других - «Приходит время, люди головы теряют», первой записала эту песню на фирме «Мелодия» именно она. Во время записи, услышав слова «Поезжай в Австралию без лишних слов, там сейчас как раз в разгаре осень…», кто-то сказал: а не звучит ли это как призыва к эмиграции в Австралию. Срочно позвонили автору песни Валерию Миляеву, он предложил вариант «Поезжай в Антарктику с запасом дров…» Дрова тоже вызывали нежелательные ассоциации. В итоге на пластинке осталось ««Поезжай в Антарктику без лишних слов, там сейчас как раз в разгаре осень…». Потом Анна, геолог по образованию, долго сменялась: какая же она, антарктическая осень?

Анна Герман в фотостудии Валерия Плотникова в Камергерском переулке, октябрь 1978 года, , фото предоставлено Иваном Ильичевым
Анна Герман в фотостудии Валерия Плотникова в Камергерском переулке, октябрь 1978 года, , фото предоставлено Иваном Ильичевым

100 долларов от бабушки

Чтобы пригласить в Москву мужа и сына Анны Герман, 19-летний Иван обратился в Польский культурный центр при посольстве. Это посоветовала ему бабушка. Она же дала 100 долларов - первые инвестиции в проект «Международный Клуб поклонников Анны Герман».

- Збигнев и Збышек откликнулись, приехали, мы общались через переводчика, но подружились.

Через год, летом 2002-го, Иван по приглашению Збигнева поехал в Польшу, месяц жил у них в доме. Ему отвели комнату, которую Анна сама когда-то оборудовала для гостей, там все оставалось, как при ее жизни. Рядом была комната пани Ирмы, мамы Анны.

Из рук в руки

Ни знания польского языка,  ни обратного билета у Ивана в тот раз не было.

- Виза была дней на семь, мне ее дали через Польский культурный центр, там на всех произвело большое впечатление, что 20-летний молодой человек интересуется Анной Герман. О составлении биографии Анны Герман я тогда еще не думал, просто все слушал, расспрашивал, запоминал, старался встретиться со всеми, кто ее знал. Тогда в Польше многие еще говорили по-русски. Первые встречи были с друзьями семьи Анна Герман, Збигнев называл имена и звонил, я ехал и разговаривал. Те люди называли следующий адрес и телефон - так меня и передавали из рук в руки.

Охранная грамота

О том, что виза кончилась, Иван вспомнил только через полтора месяца. Провожая гостя на вокзал, пан Збигнев дал ему письмо с обращением к польской пограничной и таможенной службам, мол, пишет вам Збигнев Тухольский, муж Анны Герман, не наказывайте подателя сего строго, он собирает материалы об Анне Герман, жил у нас в семье, приводил в порядок ее архивы. Второе письмо - уже официальное, на бланке - было из города Зелена- Гура, где проходил фестиваль Анны Герман.

- Прочитав письма, таможенники сначала округлили глаза, а потом сказали, что, да, это очень серьезное нарушение, но поскольку дело касается Анны Герман, я могу ехать с Богом, но чтобы такого больше повторялось.

Фиктивный брак

Первая книга об Анне Герман, составленная Иваном Ильичевым - «Гори, гори, моя звезда» - вышла в 2010 году. В нее, в числе других материалов, были включены воспоминания Ирмы Мартенс, – мамы Анны Герман.

- Пани Ирма, в частности, рассказывала, что в середине войны с десятилетней Аней и пожилой бабушкой они жили в селе Орловка, это на границе Узбекистана и Киргизии. Там Ирма познакомилась и заключила фиктивный брак с Германом Бернером, офицером войска польского. Для них, значившихся по всем документам бумагам немцами, это был единственный способ уехать из СССР и спастись от все более усиливавшихся репрессий. Далее пани Ирма писала, что последний раз видела Бернера в 1943 году.

Побывав в Орловке и поработав в архивах, Иван установил, что на самом деле этого человека звали Герман Маркусович Гернер, такая фамилия значилась в списках жителей поселка военного времени. Пани Ирма заменила одну букву – приписала к русской букве Г «животик» - из желания скрыться.

На открытии аллеи Анны Герман в Москве, в Матвеевском. Иван Ильичев сидит, за ним Анна Качалина (держит руку на его плече). Крайний справа -Збигнев Тухольский, муж Анны Герман Молодой человек в белом свитере - Збышек, сын Анны Герман. Пожилые дамы -пани Ирма, мама Анны Герман, и Лидия Ивановна, бабушка Ивана. Крайняя слева - помощница пани Ирмы. Фото предоставлено Иваном Ильичевым
На открытии аллеи Анны Герман в Москве, в Матвеевском. Иван Ильичев сидит, за ним Анна Качалина (держит руку на его плече). Крайний справа -Збигнев Тухольский, муж Анны Герман Молодой человек в белом свитере - Збышек, сын Анны Герман. Пожилые дамы -пани Ирма, мама Анны Герман, и Лидия Ивановна, бабушка Ивана. Крайняя слева - помощница пани Ирмы. Фото предоставлено Иваном Ильичевым

E-mail из Франции

- Я тоже считал, что следы этого человека утеряны. Но вдруг мне приходит e-mail из Франции, от писателя Войцеха Карпинского. Он пишет, что дружил с переводчиком и писателем Хенриком Кжечковским, который долгое время работал в польских спецслужбах и три раза менял имя и фамилию. В частности, до 1948 года его звали Герман Гернер.

После войны он служил, в частности, в Италии, а, когда вышел в отставку, вернулся в Варшаву, жил в центре, неподалеку от дома Анны Герман, пережил ее на три года – умер в 1985 году.

-Я тут же ответил пану Войцеху, выслал сканы документов и материалы по теме, мы начали переписываться. В результате сейчас в Польше  вышла книга, которая называется «История отчима Анны Герман».

«Как познакомились ваши родители?»

Сейчас Збышек, сын Анны Герман, не отвечает ни на какие вопросы о частной жизни, но так было не всегда.

- Я застал время, когда он свободно говорил о детстве, о маме, реагировал на все это спокойно. Он всего на семь лет меня старше, с ним было легко, мы ездили купаться, загорать, общались с его друзьями. Збышек показал мне Варшаву не туристическую, а – изнутри, благодаря ему, я знаю ее, как свои пять пальцев.

Збышек приезжал в Россию, участвовал в вечерах, посвященных Анне Герман, был общительным. Но все это – до тех пор, пока в 2012 году, после 30-летнего забвения, в Польше не начался бум по поводу Анны Герман. Толчком  стал вышедший телевизионный сериал «Анна Герман. Белый ангел».

Анна Герман во время съемок в «Останкино», 1978 год. Фото Алексея Агеева. Предоставлено Иваном Ильичевым
Анна Герман во время съемок в «Останкино», 1978 год. Фото Алексея Агеева. Предоставлено Иваном Ильичевым

- Их семью буквально атаковали журналисты. Телефон в доме раскалялся от звонков, причем очень часто - неэтичных. Не раз при мне просили передать трубку пани Анне, а все интервью с сыном начинались с вопроса: «Как познакомились ваши родители?»,  потом следовало «Расскажите, как мама умирала».

В результате Збышек принял решение отказаться от всех интервью.

- Но он остается прекрасным человеком, увлеченным специалистом в узкой и очень редкой области - история узкоколейных железных дорог в Польше. У него вышло уже две книги об этом. В Польше очень любят этот ретро-транспорт, у него свои рельсы, паровозы, мосты, система обслуживания. Есть целое сообщество таких любителей, а Збышек – один из ведущих специалистов, который может, к примеру, отремонтировать ретро-паровоз.

«Я никуда не спешу»

С именем Анны Герман связана еще одна точка СВАО - киноконцертная студия «Останкино». Здесь записывались сборные концерты - «Голоса друзей», «Песня года».

- Многие вспоминали, как скромно она держалась за кулисами, постоянно пропускала других вперед – все же всегда торопятся. Говорила: «Это же я в гостях, никуда не спешу, а они - дома, у всех дети, дела, надо еще в магазин заскочить».

На сцене ДК "Серп и молот" . Фото предоставлено Иваном Ильичевым
На сцене ДК "Серп и молот" . Фото предоставлено Иваном Ильичевым

«Слишком много Анны Герман»

В итоговом концерте «Песня-77» Анна Герман спела «Когда цвели сады» и «Мы долгое эхо друг друга» со Львовом Лещенко. Чтобы не ставить артистов рядом – Анна была 184 см ростом – режиссер развел их по разным углам сцены и разместил - с помощью подиума - на разном уровне, получилось и в самом деле эхо.

В телевизионной версии осталось только «Эхо». «Сады» прошли в эфире всего один раз, потом эту песню вырезали, хотя при записи зрители устроили такую овацию, что организаторы разрешили спеть ее на бис, чего во время телезаписи обычно не бывает.

- Увы, не сохранилось ни одной полной видеозаписи этого выступления. Я у всех спрашивал – почему? Владимир Шаинский мне сказал, что ему объяснили так: слишком много Анны Герман.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц

Музеи
7007 интересуются