В марте 2020 года произошел небезызвестный разрыв сделки ОПЕК+, действующей на тот момент. Это разрушило равновесие на рынке нефти. На фоне разворачивающейся пандемии коронавируса это привело к обрушению нефти эталонной марки Brent в несколько раз, с $55-60 за баррель до менее чем $20. Правда, ненадолго. Часто это называют началом Большой нефтяной войны, что, в общем то, справедливо.
Война продолжается и по сей день, несмотря на новую апрельскую сделку ОПЕК+. Вернее сказать, самая важная фаза этой войны еще впереди, пока прошла лишь арт-подготовка.
У большой нефтяной войны 3 главных участника - Россия, Саудовская Аравия и США. У каждого свои цели и интересы, но по сути пока это война ситуативного тандема России и Саудовской Аравии против сланцевой индустрии США, но затрагивающая и других участников рынка.
Как только (если...) "упадут" американские сланцевики - тандем потеряет смысл и россияне с саудитами должны будут разобраться между собой.
И самое важное тут - цена за баррель. По этой цене (вкупе с объемом производства) становится понятно, кто одерживает верх в нефтяной войне. По итогам прошедшего 2020 года уже можно определить, чья стратегия эффективна и результаты близки к изначальным прогнозам. В наиболее выигрышной ситуации оказалась Россия. Но что важно - это победитель в битве, но не в войне! Война будет длиться еще долго, и важно то, кто окажется в дамках по её итогу.
Пока же для нашей страны все складывается вполне удачно, а главное - предсказуемо, в рамках оглашенных прогнозов и целей по состоянию на начало нефтяной войны в начале 2020 года.
Разберемся с этим и ответим на вопрос, какую среднегодовую цену нефти (Brent->Urals) желают видеть в Кремле в долгосрочной перспективе. И почему.
Оптимальная для экономики России цена на нефть Brent - $45-55 за баррель
Такой вывод можно "прочитать между строк" в интервью замминистра энергетики России Павла Сорокина, которое ему поручили дать информагентству Reuters для прояснения ситуации с разрывом сделки ОПЕК+ в марте 2020.
Почему именно 45-55 долларов за баррель? Сорокин привел усредненные данные по издержкам нефтедобытчикам в РФ.
OPEX (операционные затраты) составляет от $3-8 на баррель в среднем на большей части месторождений. CAPEX (капитальные затраты) на баррель будет $4-8. В среднем OPEX + CAPEX - от $9-10 до $15-20 (за баррель) плюс транспорт.
К слову, Игорь Сечин (глава "Роснефти") как-то говорил, что по его компании средняя себестоимость добычи составляет примерно $3 за баррель. Возможно, он имел ввиду только операционные затраты...
Иначе говоря, с точки зрения себестоимости добычи на нынешних активных нефтяных месторождениях рыночная цена $45-55 для российских нефтяных компаний - нормальная. Они будут работать и получать прибыль, как говорит сам замминистра:
В сумме при текущем курсе рубля в любом прогнозируемом диапазоне цен российская нефтянка конкурентоспособна как за счет гибкой системы налогообложения, так и за счет плавающего курса рубля.
Что касается бюджета России и нефтегазовых налогов, сейчас наполняющих его на 30%
Бюджет рассчитан на цену нефти $42 за баррель, правда, при добыче порядка 10,5 млн баррелей в день (без учета газового конденсата, только нефть). Так было до апрельской сделки ОПЕК+, по итогам которой с мая 2020 добыча снизилась до 8,5 млн баррелей в день, а с августа чуть повысилась - до 9 млн баррелей в день. Начиная с января 2021 начнутся новые послабления, о которых ведутся переговоры.
Таким образом, чтобы госбюджет сходился без дефицита, необходимо иметь среднюю цену порядка $50 (из-за сокращения добычи на 15%). По итогам года, цена даже превысила эту цифру - $51,5.
То есть для бюджета - оптимально. Прогнозы Минэнерго по целевому диапазону - достигнуты.
Для чего нам такая дешевая нефть?
Как известно, в целях противодействия эффекту "голландской болезни" (нефтяной зависимости) в России применяется механизм стерилизации лишней валюты, поступающей от нефтяной отрасли. Когда цена превышает заложенную в бюджет цифру - Минфин выкупает с рынка лишнюю валюту и инвестирует в заграничные ликвидные активы. Когда же цена ниже - продает эти активы и покупает рубли, которыми закрывает дефицит бюджета.
Этот механизм также необходим для балансировки курса рубля.
Иначе говоря, если цена на нефть высокая - избыточные деньги все равно не пойдут в экономику и будут конвертированы в валюту и вложены в заграничные ценные бумаги, в некоторых случаях - в иные активы.
Соответственно, учитывая немерянные золото-валютные резервы РФ (около $600 млрд) и Фонд национального достояния (по некоторым оценкам - $175 млрд на текущий момент), особой необходимости накапливать валюту и далее, в целом, нет. Её в резервах и так непропорционально много... Потому достаточно добиться бездефицитного бюджета, а для этого диапазон $45-55 за баррель - вполне достаточно.
Для целей развития и нацпроектов деньги можно брать из "кубышки" (ФНБ) или за счет денежной эмиссии (протестировали осенью 2020 года) в ситуации низкого государственного долга (порядка 20% ВВП) и низкой монетизации экономики.
За что воюем в большой нефтяной войне?
За контроль над мировым рынком углеводородов. Во всяком случае, пока они у нас есть. То есть это будет актуально еще лет 15-20, пока у РФ есть возможность экспортировать нефть (об этом я ранее писал в статье "В России нефть для экспорта закончится в 2035 году. Что делать?").
Сейчас идет борьба за выдавливание с мирового нефтяного рынка неэффективных производителей вроде сланцевых проектов в США, нефтеносных песков Канады, глубоководного шельфа, тяжелой нефти и прочего.
Дело в том, что нефтяной рынок приобретает форму абсурда и нечестной конкурентной борьбы.
ОПЕК+ объединяет страны, производящие порядка 50% нефти в мире. Как правило, страны картеля имеют залежи с низкой стоимостью добычи. В России это $10-20 за баррель (цифры приводил выше), Саудовская Аравия - примерно столько же. Некоторые страны имеют себестоимость и того ниже.
При этом, пытаясь сбалансировать рынок, они искусственно сокращают добычу, из-за чего дисбаланс спроса и предложения выравнивается и цены держатся на приемлемом уровне.
Но оставшиеся 50% производителей паразитируют на этом, не связанные никакими обязательствами по ограничению добычи. Они считают, что ОПЕК+ в случае снижения цен еще сократят добычу и выровняют цены. То есть ОПЕК+ обеспечивают своего рода "пол", ниже которого цена не упадет. И эти производители закладывают это поведение стран ОПЕК+ в свои бизнес-модели, инвестируют и постоянно наращивают добычу.
Получается, при росте спроса на нефть, в среднем, 1% в год (было до коронакризиса, сейчас спрос за год временно сократился примерно на 10%) весь этот объем забирают себе независимые производители. А странам ОПЕК+, в том числе и российским компаниям, остается топтаться на месте и постоянно пятиться назад, когда независимые производители создают перепроизводство и снова сбивают цены.
И вот, было решено изменить ситуацию - похоронить значительную часть независимых производителей и забрать их долю рынка себе. И этой стратегии, очевидно, будут следовать и далее. Жребий брошен.
Насколько устраивают $45-55 за баррель Саудовскую Аравию и сланцевиков из США?
Совсем не устраивают.
Сланцевым производителям из США необходима, в среднем, цена от $60 за баррель, чтобы большинство сланцевых проектов получали прибыль. При цене ниже $50 - большинство из них глубоко убыточны и не могут работать.
Что хорошо видно по статистике - общему числу буровых установок в США от нефтесервисной компании Baker Hughes, которая занимается статистикой в США в этом сегменте:
Нефтедобыча в США за год упала естественным образом с 13 до 11 млн баррелей в день.
Что касается Саудовской Аравии (как, примерно, и остальных производителей Персидского залива) - им для бездефицитного бюджета необходима цена порядка $70 за баррель.
В 2020 году саудитам и так пришлось сократить массу инвест-проектов, повысить НДС, урезать субсидии и соцвыплаты населению, существенно сократить ЗВР и залезть в долги (впервые за долгое время). То есть, в отличии от России, нынешние цены им долго не вынести - резервы тают.
Соответственно, Саудовская Аравия рано или поздно попадет в зависимость от России (когда резервов станет совсем мало, а Россия при этом сможет при необходимости дестабилизировать рынок в любой момент). Как и все страны залива. Со всеми вытекающими в геополитике и геоэкономике...
А как вы считаете, какая цена на нефть для России оптимальна?
-----
Нефтяная социалка. Норвегия vs Россия
-----
Подписывайтесь на канал, если статья вам понравилась. И да - не забудьте поставить лайк!