Найти тему
ПРОСТО О ВИНЕ

5 винных трендов 2010-х

Оглавление

Эпицентр винного мира сместился в сторону Китая, в состязании между Новым и Старым Светом выигрывает Европа, «натуральные вина» остаются горячей темой, а «бордоский пузырь» лопается. Вспоминаем главные события и тренды в мире вина 2010-х.

Остаемся

Год большой пандемии еще раз доказал вечную ценность вина. На мировом винном рынке перераспределились каналы, упал сектор HoReCa, зато драматически выросли online- и аукционные продажи. Люди стали добывать вино по-другому, но пить не перестали, и пить хуже в целом не стали тоже. Сэкономив на путешествиях и вечерних нарядах для несостоявшихся выходов в свет, они больше тратили на доступные радости, поэтому винный сектор не пострадал так существенно, как некоторые другие.

В России online-продажи алкоголя так и не легализовали (хотя в апреле-мае было много разговоров, мол, вот-вот это случится). Когда рестораны были закрыты, публика, привычная к винам ресторанного уровня и советам #сомелье, переместилась в специализированную розницу: винотеки «качали» в течение всего карантина.

Винных аукционов в России тоже нет, и ту потребность, которую продвинутые виноманы в других странах реализовывали, участвуя в стриминговых продажах у Acker и Sotheby's, наши направили на закупки элитных вин напрямую у компаний-импортеров.

Все основные винные #выставки были отменены, кроме успевшей состояться в феврале-2020 Vineхpo в новом формате в Париже (а дюссельдорфская ProWein отменена уже и на следующий год). Так что, пока новые тренды «вызревают» где-то на приватных встречах в zoom-е, вспомним главное, чем жил мир вина в 2010-х.

Начать нужно с того, что с 1 января 2015-го Европа зажила по новому общему винному закону. Если #Евросоюз сохранит свою целостность, то это может стать событием не только десятилетия.

@ Chateau Margaux UGCB
@ Chateau Margaux UGCB

1. Как Европа не сдавалась Новому Свету

В середине 2000-х в Еврокомиссии озаботились состоянием винного сектора на подшефных территориях. Подсчитали, и оказалось, что за 15 лет с 1990 года экспорт европейских вин вырос всего на 20%, хотя в то же время новосветские державы, которые, правда, стартовали с низкой базы, скакнули феноменально: #США на 80%, #Чили на 300%, #Австралия на все 700%.

Европа утопала в непроданном собственном вине. #Кризис перепроизводства оставался в новостной повестке год за годом. На 2006 год власти ЕС дотировали €131 млн (а это почти половина всего бюджета ЕС на поддержку виноделия) на избавление от излишков, то есть на дистилляцию винного стока и превращение его, например, в технический спирт или биотопливо. Рупором перемен стала еврокомиссар Марианн Фишер Боэль, которая решила, что бюджет стоило бы использовать более разумно. Был придуман ряд мер для восстановления позиций Европы в состязании с нахлынувшим Новым Cветом.

Сначала потребовалась экзекуция: в 2008-2011 годах были уничтожены (с выплатой компенсаций виноградарям) 10% виноградников, признанных неконкурентоспособными, а до 2016 года действовали очень строгие квоты по высадке новых виноградников. За 10 лет (2005-2015) площадь виноградников Европы сократилась с 4,2 до 3,7 млн га.

Производство евровина к 2012 году снизилось до 163 млн гл по сравнению со 186 млн гл в 2007-м, но в то же время продолжало снижаться и внутреннее потребление. С 2008 по 2011 год по настоянию Боэль €235 млн были потрачены на промокампании вин ЕС в США, Канаде, Японии и Швейцарии, и экспорт за три года волшебным образом вырос на 27% в объеме и на 36% в деньгах: пик в 76 млн гл был достигнут в 2011-м (сравните с 46 млн гл в 1995 году). Дальнейшие промоактивности направили на Китай, Бразилию и Индию. С тех пор позиции Европы на ринге против Нового Света остаются примерно стабильными.

Но главным достижением госпожи Фишер Боэль стала реформа винного законодательства ЕС. С августа 2009 до конца 2014-го длился переходный период перед вступлением в силу регламента о единых стандартах для винных аппелласьонов в странах ЕС. Всем следовало перейти на трехступенчатую систему наименований: столовые вина, местные вина IGP/PGI и высшие аппелласьоны AOP/DOP/PDO, которые дальше могут расслаиваться на региональные, коммунальные и крюшные уровни (по примеру бургундской классификации). С более или менее одинаковыми правилами игры для всех от Франции и Испании до Мальты и Литвы. В регламенте было также прописано множество разрешенных и неразрешенных винодельческих практик. Все это должно было упростить и унифицировать понятийное пространство европейских вин и гомогенизировать винные законы отдельных стран. Недовольных, конечно, было очень много. Итальянцы, немцы, венгры и все остальные кричали об угрозе их традициям и идентичности. Почти пять лет страны занимались наведением порядка в своих внутренних классификациях.

Французский INAO ударно переписал все уставы всех аппелласьонов страны. У Италии проблема такая, что ее DOCG не вписываются в трехступенчатую схему ЕС. По идее с 2015 года никаких новых DOCG появляться больше не должно, но старые – «традиционные и национальные» – конечно, сохраняют свою силу. Поэтому с момента объявления о еврореформах и до дедлайна в 2014-м итальянский минсельхоз умудрился ввести 33 новых DOCG, увеличив их число до 73. Особо отличился регион Венето, который по количеству DOCG обогнал Тоскану и почти догнал Пьемонт. Еще бы! Ведь у Венето есть Лука Дзайя – президент области Венеция и эффективный винный политик, за 10 лет сделавший просекко самой быстро растущей категорией в продажах и экспорте (по динамике развития с просекко может сравниться только категория розовых вин, если брать ее в целом, а не только Прованс).

Мировое потребление вина с 2010 года незначительно колеблется вокруг отметки в 244 млн гл, что эквивалентно 32 млрд бутылок: примерно по 4,3 бутылки на каждого жителя планеты в год.

Кстати, оказалось, что и при нынешних порядках итальянцы могут продавить DOCG и в Риме, и в Брюсселе: в феврале 2019-го появился новый, 74-й DOCG для «супербарберы» из Монферрато – Nizza DOCG (легален для вин с урожая 2014-го).

Спустя почти шесть лет к новому законодательству все привыкли и в целом оценивают его позитивно. Дотации ЕС исправно поступают куда надо (на поддержку маленьких хозяйств, на внедрение экологичных технологий и т.п.). Если для Франции и Италии перемены были больше бюрократического характера, то для стран вроде Венгрии, Португалии, Болгарии, Кипра и Греции унификация в рамках ЕС – это путь для совершенствования их собственных систем аппелласьонов. В Австрии PDO (по-местному DAC) сильно подвинули традиционную систему Prädikat, которая давно морально устарела. Испанские Риоха, Приорат, Бьерсо и даже Руэда близки к официальному принятию классификаций наподобие бургундской классификации гран крю, а это поможет подчеркнуть высокий статус их вин в мировой системе координат.

-3

2. Тарифные войны

К концу десятилетия вино стало уже регулярным фигурантом торговых тарифных войн, «моду» на которые запустила протекционистская политика Трампа. В октябре 2019 почти все категории вин ЕС подпали под дополнительные 25%-е пошлины, введенные США на ряд европейских товаров с одобрения ВТО из-за конфликта вокруг Airbus. До сих пор эта санкция сохраняется, а следующий пересмотр тарифной политики ожидается лишь в феврале-2021.

Вино является также жертвой в китайско-американской торговой войне. В июне 2019 года Пекин поднял тариф на американские вина с 48 до 93%, перераспределив существенную долю Калифорнии на китайском рынке в пользу европейских вин, тарифы на которые остаются на уровне около 41%.

В отрасли надеются, что все эти события, противоречащие логике свободной торговли, сойдут на нет при новом президенте США Джо Байдене, но буквально в ноябре 2020 вино, наравне с углем, стало разменной монетой в дипломатическом конфликте уже между Китаем и Австралией. О причинах, чем Австралия досадила Китаю, говорят многое (тут и Huawei, и даже расизм австралийцев приводятся в аргументах). Но Австралия – вообще-то крупнейший поставщик вина в Китай (40% рынка), а 212%-ный тариф на ее вина, введенный с 28 ноября 2020, означает повышение цен на австралийские вина в 2-3 раза. И если в «угольной» части конфликта между Пекином и Канберрой возможным бенефициаром называют Россию, то в «винной» в выигрыше, вероятно, окажется снова #Европа.

-4

3. «Бордоский пузырь» и китайский кукиш

В 2010 году случилась самая наглая кампания en primeur Бордо в истории. В апреле в своем регулярном отчете о свежем урожае Роберт Паркер расхвалил бордо-2009 в том духе, что его «можно сравнить разве что с легендарным 1982-м». Напомним, что именно после предсказаний насчет 1982-го Паркер стал главным винным критиком планеты. 1982-й из тогдашних экспертов и брокеров никто особо не приметил, а дерзкий молодой Паркер предрек ему колоссальный инвестиционный потенциал. Читатели бюллетеня Wine Advocate, поверившие ему и вложившиеся в бордо-1982, впоследствии обогатились. В 2010-м Паркера с трепетом слушал весь мир, а самый большой потенциал для винных инвестиций все увереннее демонстрировал Китай, к тому времени уже опередивший Францию и Британию по количеству долларовых миллионеров. В Гонконге в 2008 году были отменены акцизы на импортный алкоголь, и уже в 2009-м Гонконг обогнал Лондон по сборам на аукционах редких вин.

Обычно кампания по продаже фьючерсов бордо предыдущего года урожая бодро стартует в мае, но в 2010-м топовые шато боялись продешевить с «новым 1982-м», и лишь 17 июня первым из первых крю разродился Lafite, объявив цену €600 за бутылку в первом транше. Покупатели world wide, сидевшие «на кнопке» у ведущих негоциантов (к слову, клиенты российской компании Simple уже активно в этом деле участвовали), среагировали адекватно, и началась гонка – эдакое соревнование с «анонимными китайскими покупателями».

Отдельные шато повысили цены по сравнению с бордо-2008 вплоть до 425%, рекордной ценой релиза одарил Ausone – €1350 евро. В августе во втором транше Lafite, Latour, Mouton, Margaux и Cheval Blanc торговались по €850-960 за бутылку, а через полгода все они перевалили сильно за €1000. В среднем рост цен на вина примерно 200 шато, участвующих в кампании, составил +150% по отношению к 2008-му. Но это не остановило китайских покупателей.

В тот год #Бордо поклонилось Китаю в ноги. Шато массово переводили сайты на китайский и нанимали китайских сотрудников в штат. 26 октября 2010-го на сайте Decanter было объявлено, что урожай Château Lafite 2008 года выйдет в продажу с выгравированным на бутылке иероглифом, обозначающим «восьмерку». Через сутки цена за ящик выросла на 30% и многие негоцианты объявили, что у них закончился сток.

В ноябре 2010-го в свет вышел французский комикс под названием «Роберт Паркер. Семь хмельных грехов» (кое в чем он оказался пророческим). В нем был изображен Паркер на пенсии, почему-то в 2017 году, которого поймали бордосцы в колпаках а ля ку-клукс-клан, чтобы совершить над ним суд. Вердикт гласил: «Роберт Паркер, вы продали душу дьяволу, а Бордо китайцам. Это непростительно!»

-6

Тогда в Бордо думали, что китайцы проглотят все по любой цене. Особенно подогревало энтузиазм то, что и новый урожай 2010 года оказался не хуже предыдущего. Паркер, правда, дал ему оценку чуть ниже, но зато по Wine Spectator у бордо-2010 (по Левому берегу) целых 99 баллов, тогда как у 2009-го было 97.

Так что в 2011-м цены ан-примёров задрали было еще выше (Lafite выставил ценник в €1300 за бутылку). Но рынок отвернулся. Китайцы обиделись за прошлый год, в Европе продолжался кризис, да и американцы не хотели, чтоб их снова надули. Кампания была близка к провалу, и даже сам Паркер высказался в духе, что «бордоский пузырь лопнул». На конгрессе Wine Future* в ноябре 2011 года в Гонконге Саймон Степлс, глава представительства Berry Bros. & Rudd, важнейшего торговца на мировом рынке fine wines, говорил: «Китайского покупателя надо уважать. Если год назад 30% ан-примёров бордо-09 мы продали в один только Гонконг, не считая континентального Китая, то в этом году бордо-10 – только 5% на всю страну».

К слову, пресловутый Lafite 2008 в 2016-м на вторичном рынке стоил вдвое дешевле, чем сразу после «релиза с иероглифом», – сомнительная инвестиция. А цены бордо в ан-примёрах планомерно падали всю декаду, вернувшись к уровню, как до «китайского» 2010-го.

В ковидном 2020-м цены на молодые бордо были в среднем на 30% ниже, чем год назад. И, скажем, в России компания Simple, которая организует такие закупки для своих частных клиентов, зафиксировала рост продаж на треть. Небывалый энтузиазм, кроме прочего, объясняется и весенним карантином: у людей просто наконец дошли руки до своего любимого хобби.

* Тогда конгресс Wine Future, организованный опальным испанским MW Панчо Кампо, состоялся во второй и последний раз и, пожалуй, это было одно из самых ярких профессиональных событий за все десятилетие, где собрались буквально все трендсеттеры мирового рынка, включая самого Паркера.

Некогда самая пышная на свете винная выставка Vinexpo в 2019 году потерпела фиаско: количество экспонентов и участников снизилось вполовину по сравнению с 2015 годом. В феврале 2020-го Vinexpo впервые прошла в Париже, и пока никто не уверен, вернется ли она в сам Бордо в своем прежнем тщеславном имидже. На фото вечеринка в шато Palmer во время Vinexpo 2011
Некогда самая пышная на свете винная выставка Vinexpo в 2019 году потерпела фиаско: количество экспонентов и участников снизилось вполовину по сравнению с 2015 годом. В феврале 2020-го Vinexpo впервые прошла в Париже, и пока никто не уверен, вернется ли она в сам Бордо в своем прежнем тщеславном имидже. На фото вечеринка в шато Palmer во время Vinexpo 2011

4. Премудрая «Страна вина»

В 2012 году китайский писатель Мо Янь получил Нобелевскую премию по литературе за книгу «Страна вина», где кроме прочих фантасмагорий есть линия о нездоровой любви китайских партийных функционеров к «лафитам», которыми в Цзюго (буквальный перевод словосочетания «страна вина») запивают жареных детей, обычно мальчиков. И в том же году в Китае ввели антикоррупционные законы, затронувшие винный рынок: вино там всегда считалось статусным подарком, одну и ту же бутылку «Лафита» могли передаривать по 10 раз – это было в порядке вещей. В Европе виноделы начали ныть, что на Китай теперь надежды мало, но очень скоро оказалось, что с новыми законами в Китае начал формироваться гораздо более цивилизованный, тянущийся к знаниям и разнообразию винный рынок. Гонконг остается винной Меккой, но и континентальный #Китай не отстает.

«С тех пор, как в Гонконге рухнули таможенные барьеры для вина, мы работаем семь дней в неделю, почти круглые сутки, спрос на обучение вину огромный», – говорила во время конгресса Wine Future в 2011 году Джинни Мак, глава крупнейшей образовательной сети в Китае, представляющей программы WSET.

В 2010-м мы еще не знали, что иероглиф «восемь» на бутылке Lafite 2008 был символичным для самого шато, ведь в 2008-м компания DBR Lafite приняла решение о создании винодельни в Китае, которое не афишировалось вплоть до самого последнего времени. Первые лозы на 400 га, купленных бароном Эриком де Ротшильдом в провинции Шаньдун, появились в 2011 году, а летом 2019-го в свет вышел премьерный релиз шаньдуньского бордобленда от Ротшильдов: Long Dai 2017 года (говорят, это очень хорошее вино, не похожее ни на что другое китайское). Это не первый «китайский суперпремиум» от именитых французов. Еще в 2016-м появилось вино Ao Yun из провинции Юньнань от LVMH. Любопытно, что за обоими проектами стоит Жан-Гийом Пратс*, покинувший пост гендиректора Château Cos d’Estournel в 2012 году ради китайского проекта LVMH, а с 2018-го ставший CEO DBR Lafite. По итогам десятилетия его можно назвать одним из самых дальновидных бордосцев.

Потребление вина на душу населения в континентальном Китае за 10 лет выросло с 0,31 л до 2 л, а в Гонконге – до 4,9 л.

Китай вот-вот станет главной винодельческой державой мира, главным потребителем тонких вин и главным их производителем. В 2016-м по площади виноградников Китай обогнал Италию и Францию и сейчас уступает лишь Испании. Только в 2015 году в стране было высажено 36 000 га – это как целая Шампань. Талантливых виноделов со всего мира завлекают в китайские провинции правительственными грантами. В Нинся и Фаншане уже построили собственные Бордо и Тоскану, воспроизвели инфраструктуры немецких и австрийских регионов, с середины декады туда начали вывозить мировых винных критиков. Китайские «шато» похожи на Диснейленды, так что критики пока все больше ухмыляются. Но свои вина китайцы особенно любят: некоторые релизы Chateau Changyu, Huadong или Langes продаются по $2000-3000 за бутылку. Кстати Langes из провинции Хэбэй принадлежит семье Swarovski, а Chateau Changyu, как и другой важный китайский производитель Great Wall, входит в топ-10 виноделен мира по объемам производства.

* В 2012-м нам показалась очень странной новость о том, что боготворимый всеми Жан-Гийом отказался от поста управляющего Château Cos d’Estournel, которое принадлежало семье Пратс-Жинесте с 1917 года. Очень уж влиятельными были в Бордо и сам Жан-Гийом, и его отец Брюно. Да, еще в 2000-м они продали шато Мишелю Рейбье, но, учитывая всеобщее уважение к Пратсам, ничто не предвещало ухода Жана-Гийома с поста CEO. Ничто, кроме перспектив Китая...

-8

5. Российское виноделие

В разгар кризиса, начавшегося в России в 2015-м, случился первый всенародный хайп по отечественным винам, однако реальные показатели продаж через пару лет вернулись к уровню 2014 года, поскольку импортеры и сами ритейлеры придумали способы насытить розницу приемлемыми по качеству и недорогими импортными винами. В пандемию снова Россия на пике интереса, но, как считает большинство экспертов, сейчас у отечественного виноделия гораздо больше аргументов: качество стабильно растет, маркетинг у иных предприятий выше всяких похвал, инвестиции (со слов инсайдеров) льются в сектор все уверенней, а поддержка со стороны властных структур и провидения становится еще более осязаемой. К Закону о вине, вступившему в силу в конце июня-2020, у отрасли остался ряд претензий, однако в целом его влияние оценивают, как позитивное. Недоработки власти обещают исправить, как только COVID перестанет заслонять собою не столь срочные проблемы миноритарных отраслей.

Завод «Абрау-Дюрсо», озеро Абрау и первые собственные виноградники хозяйства
Завод «Абрау-Дюрсо», озеро Абрау и первые собственные виноградники хозяйства

Еще 5 событий и трендов 2010-х – в продолжении статьи на swn.ru.