Найти тему
GQ – мужской журнал

7 лучших спектаклей 2020 года

Оглавление

Несмотря на все сложности пандемического сезона, нам было из чего выбрать.

«Сын»

РАМТ

Юрий Бутусов

-2

Француз Флориан Зеллер, чью заключительную пьесу из трилогии «Мать», «Отец» и «Сын» ставит Бутусов, известный своей любовью к классике, – драматург современный, но стоит на плечах титанов вроде Брехта, Чехова, Шекспира и Ибсена. В основе сюжета – душевные метания старшеклассника, переживающего родительский развод. Бутусов умело сочетает сложные метафоры с буквальностью театральных приемов, когда герои могут в прямом смысле полезть на стену. Получается, по словам режиссера, спектакль «о Гамлете в каждом из нас».

«Бесы»

Театр на Малой Бронной

Константин Богомолов

-3

Богомолов остается верным себе и своему методу соединения, казалось бы, несоединимого, когда на стыках чаще слабо, но иногда вполне явственно начинает светиться правда обо всех нас. Казалось бы, ну где Достоевский, а где «Барвиха Luxury Village», в которой давали премьеру «Бесов»? Где цитаты про бога и смерть – а где худи за десять тысяч, которые продавались на этой премьере? Но почему-то именно в этом концертном зале, ставшем почти мемом, история тайного экстремистского общества на фоне бесконечных диалогов о человеческой сущности наполняется жизнью. И почему-то Антон Долин не жалеет червонца на худи с надписью «Бога нет, но он есть», в котором дает интервью Юрию Дудю. Теперь спектакль играют не только в «Барвихе», но и во «Дворце на Яузе», однако вряд ли это скажется на его восприятии, которое создается не местом, а мощным актерским составом с Никитой Ефремовым, Игорем Миркурбановым, Еленой Морозовой или Александрой Ребенок и другими – и даже с участием Владислава Суркова.

«Бульба. Пир»

Театр на Малой Бронной

Александр Молочников

-4

Еще один спектакль Малой Бронной в нашей подборке, но кто же виноват, что Богомолов и сам неплохо ставит – и дает ставить талантливой молодежи? По примеру Олега Табакова, с которым в МХТ работал и сам нынешний худрук Бронной, и режиссер Молочников. Вместе с драматургом Сашей Денисовой он перекроил классический текст Гоголя, превратив его в свободное – яркое, шумное, своенравное, – порой сбивчивое, но увлекательное повествование о столкновении мировосприятия не только отцов и детей, но и различных культур: условных западных свобод и консервативного менталитета. И о неизбежно возникающем при этом столкновении конфликте, который отступает лишь перед лицом любви.

«Петровы в гриппе»

«Гоголь-центр»

Антон Федоров

-5

Помните, как все мы в свое время писали сочинения по гоголевскому «Ревизору»: кто единственный положительный герой пьесы? Смех! Спектакль Федорова наполнен странными персонажами, чей моральный облик вызывает большие вопросы, – однако каждому из них так или иначе хочется посочувствовать. Единственный бесспорно отрицательный персонаж в нем – тот самый грипп. Надо ли говорить про особую актуальность этого образа в эпоху разгула другого вируса? Впрочем, забыть о нем на время спектакля помогает настоящий разгул по-настоящему художественного творчества: свет, декорации, костюмы, музыка и ритм заражают зрителя исключительно вирусом театральной свободы и таланта.

«Lё Тартюф. Комедия»

Театр на Таганке

Юрий Муравицкий

-6

Представьте себе: вы приходите в театр, где уже больше полувека идет спектакль по классическому произведению Мольера, тоже ставший классикой, и говорите – пожалуй, тоже поставлю именно его. Для этого надо быть в известной степени безумным и очень дерзким человеком. Таким примерно, как режиссер Муравицкий. И его Тартюф такой же – дерзкий и безумный. Но очень веселый, умный и свободный – притом что решен в довольно строгой форме кукольного механизма, музыкальной шкатулки. Пожалуй, больше всего он понравится поклонникам Роберта Уилсона.

«Поле»

Театр «Практика»

Марина Брусникина

-7

Худрук «Практики» Марина Брусникина не столько поставила спектакль, сколько создала движущуюся, живущую во времени и пространстве скульптурную композицию. Ее основным материалом стали тела и души семерых женщин, каждая из которых по очереди проживает большую и сложную судьбу крестьянки Толгонай из повести Чингиза Айтматова «Материнское поле». Камерный зал, темные цвета, приглушенные эмоции создают концентрацию напряжения, которое разрешается в некоторых зрителях слезами.

«Горбачев»

Театр наций

Алвис Херманис

-8

Режиссер одного из самых успешных в репертуаре Театра наций спектакля – рассказов «Шукшина» – спустя 12 лет возвращается на благодарную сцену с рассказом о жизни и любви одной из самых известных пар Советского Союза. Все сделано максимально деликатно: особо острые политические вопросы снимаются (повествование не включает собственно период правления страной), а худрук театра Евгений Миронов и Чулпан Хаматова входят в свои роли не сразу, а будто во время репетиции, пробуя разные интонации и наряды. Однако эта деликатность отнюдь не сусального толка, и это вовсе не житие, а попытка разглядеть в государственном деятеле и первой леди – нечто очень человеческое, трогательное, личное. Ну, просто такой человек, просто у него такая работа, но, что бы там на этой работе ни происходило, вопросы какого масштаба бы ни решались, вот главный ответ: «Я был женат не на стране, я был женат на Раисе».