Мама, на которой лица не было, начала вразумлять Лену:
- Ты знаешь, чем это закончиться? Если мужик будет себе рубашки наглаживать? Он бабу другую себе найдет, где можно будет лежать на диване и ничего не делать. Тебя твоя свекровь с твоим Лешей разведет. Все они, свекрови - стервы!
Время шло, Леша помогал по хозяйству, уходить вроде никуда не собирался. Свекровь никак не начинала «выедать мозги». Мама, которая обнаруживала пыль на комоде, заезжая иногда в гости, получала в ответ от Леши:
- Мы заняты. Работаем и учимся. Дома почти не бываем. У нас график – уборка раз в неделю.
Лена по совету свекрови каждый день выделяла время на себя. А один из выходных, ну или хотя бы часть, посвящали своим интересам. Леша встречался с приятелями или сидел в компьютере, а Лена вышивала или ходила по магазинам.
Отмечая вторую годовщину свадьбы, мама заявила:
- Вот у тети Гали дочка уже второго планирует рожать. А вы когда? Что ж, я внуков не понянчу?
Лена боялась признаться матери, что ребенка им с Лешей хочется, но обсудив все еще раз, они поняли, что пока не готовы отказаться от работы, вечеринок и походов. Набравшись храбрости, все-таки сказала.
- Мам, мы еще не готовы стать родителями. Мне предложили повышение, а Леша пойдет получать второе образование.
- А мы на что? Мы с Кирой вырастим, пока силы есть!
- Если бы я хотела сейчас воспитывать ребенка, то родила бы Леше брата или сестру. Но я не хочу. Ребята правильно рассуждают. Они пока не готовы, боятся не справиться. Ребенка рожают не для бабушек и дедушек. Я в двадцать лет тоже думала «рожу, бабушки помогут». А потом выяснилось, что у них бывают свои дела, они воспитывают моего ребенка так, как считают нужным, а не как я хочу. В общем, мы в воспитании будем лишние. К тому же, как Вы собираетесь внуков воспитывать – с работы уволитесь?
Мама хваталась за сердце, с тетей Галей они старались понять стратегию свекрови – что она хочет? Почему себя так ведет?
- Ну, ты представляешь, как моя свекрища! – услышала Лена на даче у родителей, куда им с Лешей было велено прибыть на сбор урожая. – С внуками сидеть не хочет! Сынку своему даже не намекает, что рожать им с Леной уже надо! Советует, если день был тяжелым, ужин не готовить, а купить что-то в кулинарии или салат сделать, а самой в ванной лежать! Может быть, она квартиру как-то хочет всю забрать?!
Но Лене было некогда выслушивать предположения мамы – она переходила на другую работу. Желание изучать новое и давняя мечта заниматься тем, чем предложили, были единственными ее активами на новом месте. Склонила ее к этому как ни странно, та же свекровь.
- Всю жизнь заниматься не своим делом с ума сойдешь. Люди в 40 жизнь меняют. А тебе 23. Попробуй. Леша на что? Он муж, будет поддерживать, - сказала Кира Борисовна, услышав, что Лене предложили новую работу, а та боится с ней не справиться...
Лена попробовала и у нее получилось. Но по совету той же свекрови она часть зарплаты, которая через полтора года стала больше Лешиной, складывала на счет, не бравируя доходами перед мужем.
- Не все мужчины готовы принять то, что зарплата жены больше, чем у них. Пока говори, что вы сравнялись. Чтобы у него стимул был вперед двигаться.
Кира Борисовна, оказалось, и тут не ошиблась. Леша так развернулся, дабы не ударить перед женой в грязь лицом, что через пару лет уже въезжали в новую просторную квартиру.
Лене очень нравилась ее свекровь, которая так и не начала ее «тюкать», своими взглядами на жизнь, своими дружескими отношениями с бабушкой Леши. Правда, маму она решила своими мыслями не пугать.
На 8 годовщину свадьбы поехали отдохнуть туда, куда хотела отправить их в свадебное путешествие Ленина мама. Только поехали на свои, заработанные. А под теплым солнышком решили, что они уже готовы стать родителями. Лена точно определила, что хочет родить и воспитывать ребенка и даже уже нашла возможность работать дома.
Девочка, Настя, родилась прехорошенькой. Лена вежливо, но твердо сказала маме, что она может приезжать в гости, играть и гулять. Но воспитанием заниматься будет она, Лена, сама.
Тетя Галя первый раз в жизни не согласилась с мамой, которая рыдала, что ей не дают воспитывать ребенка.
- Радуйся, - мрачно выдала тетя Галя. – Нам с тобой уже не по 20 лет. Я с двумя внуками так напахалась… На предприятии так не уставала. А главное, сейчас внуки подросли, так дочь с претензиями. Не так воспитывала, дети не так буквы пишут, не так с ними, с родителями, разговаривают.
Мама повеселела. К тому же она всю Ленину беременность волновалась, как будет совмещать внуков и любимый огород. Оказалось, что внучкой занимается сама Лена, а она может и дальше возиться на грядках. И только по вечерам гордо шествовать с коляской по поселку, показывая румяного карапуза соседям.
Однажды, когда мама везла коляску по улицам в особо благостном настроении, Лена решилась спросить.
- Мам, а что такого тебе бабушка сделала, что вы на дух друг друга не переносите? Почему ты ее «Свекрища» называешь? Чем она тебя так «затюкала», я не помню, чтобы бабушка тебя сильно изводила чем-то.
- Она… Она… - мама стояла и пыталась вспомнить обиды на свекровь, которые казались страшными и огромными. – Сидеть с тобой отказалась, когда ты родилась, а мне к подружкам хотелось… Хотя, наверное, и к лучшему. Деньги с книжки бабушкиной отдавать нам отказалась, сказала, что даст только на дело. И правда, когда мебель понадобилась, нам те деньги очень пригодились. А так мы бы их с отцом прогуляли. Когда хотели на участке свёкров дом строить, сказала свою землю покупать… Хотя вот брат папин не послушал, потом только ругались, грядки никак не могли поделить. А у нас с отцом пусть маленькая дача , но своя, ничего ни с кем делить не надо.
Глаза мамы постепенно округлялись. Оказалось, что «свекрища» вообще-то не очень и затюкала. Скорее даже наоборот.
Когда отец собирался с дачи в город, мама вручила ему букет, лучшей сортовой смородины и свежесобранной земляники.
- На, маме завезешь. Вдруг у них ягоды нет…
Папа, изрядно удивившись, гостинцы отвез. А через несколько часов бабушка позвонила Лене.
- С матерью все в порядке? Что вдруг она на гостинцы расщедрилась?
- Дебет с кредитом свела. Она бы эти гостинцы и привезла, да только не знает, с какой стороны подойти.
- Понятно. Я ей тогда сама позвоню. Тоже давно думаю, что мы, две дуры, делили столько лет? О чем ругались? Отца твоего на две части рвали, хотя хотели чтобы ему лучше было.
Остаток лета Лена почти каждый день слышала, как мама разговаривала с бабушкой, которую теперь при соседях называли не «свекрища», а «мама Вани». А в последних числах августа Лене показалось, что у нее начались слуховые галлюцинации.
С утра мама трактором прошлась по участку, на котором и так был идеальный порядок. А на вопрос соседки, с чем связано приведение в порядок и без того идеального порядка, Лена услышала в ответ:
- Ну, вы же знаете, как мне и Леночке повезло со свекровями! Грибы пошли, погода прекрасная. Киру Борисовну с мужем в гости пригласили. Потом мама Вани приедет. А то подумают, что не ценим. Вот Галининой дочке со свекровью действительно не повезло. Стерва!!! А у нас – золото!