Добро пожаловать на "Занимашки-Развивашки"! Меня зовут Лена, я - автор статей, по образованию и призванию - логопед (дефектолог) и специальный психолог; пишу об уходе, воспитании и развитии детей от рождения до 7 лет. Если для вас актуальна эта тема - подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить важной и интересной информации :)
КТО ТАКОЙ ДЕФЕКТОЛОГ?
Дефектолог- коррекционный педагог, специализирующийся на работе с детьми, имеющими недостатки в физическом и психическом развитии. Дефектологов делят на:
- логопедов (работают с детьми с нарушением речи)
- сурдопедагогов (работают с детьми с нарушением слуха)
- олигофренопедагогов (работают с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии)
- тифлопедагогов (работают с детьми с нарушением зрения)
Все эти дефектологические специальности тесно связаны друг с другом, да и базовые знания на дефектологическом факультете даются по всем этим направлениям (к примеру, у логопедов - дисциплины и по сурдопедагогике, и олигофренопедагогике, и тифлопедагогике). По крайней мере так было, когда училась я.
Несколько лет я проработала в подмосковном доме малютки на должности учителя-логопеда с детьми от ~1,5 месяцев до 5 лет. У нас были совершенно разные малыши, практически все с отклонениями (и слабослышащие, и слабовидящие, и с нарушениями в интеллектуальном развитии, и др.), работали над развитием речи у каждого, учитывая все их особенности.
ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ДЕФЕКТОЛОГ?
Дефектолог занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, которые имеют отклонения в развитии.
Он проводит полную диагностику (и познавательной сферы, и социального развития, и игровой деятельности, и речевого развития, и сенсорного развития), тем самым выявляя актуальный уровень развития ребенка. В зависимости от результатов определяется план коррекции.
Занятия с дошкольниками проходят в игровой форме, за которой скрывается кропотливая работа над развитием и коррекцией высших психических функций (к которым относятся мышление, память, внимание, речь, восприятие, пространственно-временные и количественные представления), над обогащением знаний об окружающем мире и над развитием мелкой моторики.
Цель занятий с дефектологом - компенсация дефекта, а также адаптация в социальной, учебной и бытовой сферах жизни.
Что имеется в виду под фразой "Вам надо к дефектологу, а не к логопеду"?
Здесь я хочу сделать небольшое заявление: "Логопедов-дефектологов" НЕ СУЩЕСТВУЕТ! Такой специальности попросту нет! Есть учитель-логопед, а есть учитель-дефектолог. Но на многих ресурсах вы можете встретить такое сочетание. Я не выступаю против, наверное, это придумали для того, чтобы легче было понять друга друга ;) Ниже я объясню разницу.
Логопед - это по сути и есть дефектолог, но некоторые специалисты (неврологи, педиатры, психологи), давая свои рекомендации, делают акцент на том, что логопед должен быть дефектологом.
А всё потому, что логопеды тоже разные бывают, и области, с которыми они работают, тем более. В поликлинике - ставят звуки (но обычно не вводят их в речь), а в логопунктах при детских садах работают над фонетическими и фонетико-фонематическими нарушениями (постановка и автоматизация звуков, развитие фонематического слуха).
В основном, логопеды занимаются "отшлифовкой" речи (+ ко всему вышесказанному - работа над развитием словаря, грамматическим строем речи и над связной речью),
И так далее. А вот «логопед, который дефектолог», работает с более серьёзными проблемами. Он выявляет первопричину и борется с ней.
К примеру, дефектолог учит малыша различать и называть цвета, подбирать обобщающие понятия (юбка, брюки, блузка - одежда), учит различать предметы по размеру (большой/маленький мяч) и др.
Помимо развития речи он работает над развитием всех познавательных процессов. Дефектологи могут начинать работать с детьми уже в раннем возрасте.