Коронакризис принес убытки одним и рост выручки другим. Какие-то компании не смогли преодолеть проблемы и готовятся к банкротству, а какие-то поднялись на волне новых трендов — для них пандемия стала почвой для роста.
Взлеты
Фармрынок, интернет-торговля и прочие интернет-сервисы (образовательные платформы, онлайн-кинотеатры и так далее), а также доставка продуктов — сферы, закономерно набравшие обороты в 2020 году. Аргументы для роста «фармы» не требуются, подъему остальных помогли как весенний локдаун, так и повсеместный переход на удаленку, а также боязнь заразиться и стремление минимизировать личные контакты. В результате по состоянию на октябрь объем продаж онлайн-ритейлеров взлетел в 2,4 раза по сравнению с прошлым годом, а лишь полугодовая выручка онлайн-кинотеатров выросла более чем в 1,5 раза. Сервисы по доставке еды также заработали в разы больше.
Но, помимо очевидных выгодополучателей, есть и те направления бизнеса, чей подъем был не таким очевидным. «Московские новости» разобрались, какие сферы смогли вырасти и кто заработал на кризисе.
Недвижимость
По данным совместного опроса ДОМ.РФ и ВЦИОМ, жилье — самый востребованный способ вложения средств у россиян. Половина опрошенных говорят, что именно так распорядились бы крупной денежной суммой в текущий момент. Кризисный год лишь подтвердил это. Как итог — значительный рост спроса на квартиры, причем самыми востребованными стали «малогабаритки» (менее 30 квадратных метров). По состоянию на декабрь на вторичном рынке спрос на такое жилье вырос на 50%.
Вкладывались в недвижимость и те, у кого крупной денежной суммы на руках нет. Льготная субсидируемая государством ипотечная программа привела к взрывному росту количества выданных кредитов по ипотеке («Московские новости» подробно рассказывали об этом ранее). ДОМ.РФ приводит статистику: только за 10 месяцев 2020 года выдано 1,3 млн кредитов (+30% к 10 месяцам 2019 года) на 3,2 трлн рублей (+45%) — больше, чем за весь прошлый год.
Та же льготная ипотека привела к подъему и на рынке новостроек. Особенно это отразилось на столичных девелоперах — аналитики ЦИАН прогнозируют 5%-ный рост количества заключенных сделок по итогам года. Как следствие, застройщики воспользовались ажиотажным спросом на фоне льготной ипотеки, и цены на жилье буквально взлетели. В среднем по стране цены на новостройки выросли на 7,4%, и это уже с учетом инфляции. В Московском регионе — еще выше.
Бытовая техника и электроника
Стиральные и посудомоечные машины, холодильники и морозильные камеры — то, что россияне стали покупать намного больше в период пандемии. 2020-й побил рекорды последних нескольких лет: с января по октябрь было продано 11 млн единиц бытовой техники на общую сумму 238 млрд рублей. По сравнению с прошлым годом этот сегмент показал 17%-ный рост.
Олег Муравьев Коммерческий директор группы «М.Видео-Эльдорадо»
Россияне стали больше времени проводить дома, и бытовая техника, которая помогает решить повседневные бытовые задачи и делает жизнь более комфортной, становится товаром первой необходимости. Кроме того, можно говорить о перераспределении части трат, запланированных на отпуск и другие развлечения вне дома, на товары длительного пользования.
Также вынужденная самоизоляция повлияла на рост продаж персональных компьютеров, в особенности ноутбуков. За три квартала 2020-го россияне, перешедшие на дистанционную работу и обучение, купили на 40% в единицах и 54% в деньгах больше лэптопов, чем за тот же период прошлого года. Однако, помимо работы и учебы, людям надо было себя чем-то занять, и наибольший рост показал игровой сегмент: спрос на игровые ноутбуки вырос вдвое — это более 310 тыс. единиц на общую сумму 21 млрд рублей лишь за 9 месяцев.
Сельское хозяйство
Здесь росту способствовал курс на импортозамещение, обозначенный еще в 2014 году. В 2020-м сокращение импортированных объемов продолжилось и усилилось пандемией COVID-19 и ограничением трансграничных перевозок. В результате сельхозпредприятия показали наибольший рост по сравнению с другими бизнес-субъектами. По данным Росстата, чистая прибыль в секторе «сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» за январь-сентябрь выросла на 55,1% по сравнению с тем же периодом предыдущего года.
Евгения Серова Директор института аграрных исследований НИУ ВШЭ
Мы значительно нарастили экспорт, а в связи с ростом курса валют это стало более прибыльным. Основное внешнее обстоятельство, влиявшее на рост российского сельского хозяйства, — мировые цены. Плюс к этому сектор не упал благодаря особенностям отечественной структуры аграрного производства; сельское хозяйство сильно пострадало в тех странах, где все связано с мелким производителем. В итоге объемно мы не просели, в стоимостном же смысле — хорошо выросли благодаря тому, что улучшилась мировая конъюнктура. А на мировой рынок (в частности, рост цен) наверняка повлиял ковид.
Кибербезопасность
Малый и средний бизнес, выживающий в условиях пандемии, вынужден был перестроить свою работу и больше тратить на информационные технологии и информационную безопасность.
По данным опроса «Лаборатории Касперского» (результаты опубликованы в октябре), за последние 12 месяцев российские компании в среднем потратили на обеспечение безопасности корпоративного периметра 4,7 млн рублей каждая — это вдвое больше показателей предыдущего года.
И такие меры оправданны. «Все компании, уйдя на удаленку, сделали свои информационные системы доступными извне как для сотрудников, так для злоумышленников. Эти внутренние системы очень слабо защищены, и итогом стало то, что сейчас мы фиксируем рост числа хакерских атак примерно на треть по сравнению с предыдущим годом», — рассказал в интервью «РИА Новости» вице-президент «Ростелекома» по информационной безопасности Игорь Ляпунов. Атакам подвержены не только частные компании, но и госструктуры — о том, как обеспечивается кибербезопасность на государственном уровне, «Московские новости» писали ранее.
Отметим, что в усилении защиты от кибератак Россия следует глобальным тенденциям. Результаты опроса более 4200 директоров по информационным технологиям, проведенного Harvey Nash (компания по подбору персонала и ИТ-аутсорсинга), показали: во всем мире тратилось дополнительно около $15 млрд в неделю на технологии по обеспечению безопасности при работе из дома во время пандемии COVID-19.
Оружие
Точнее, гражданское оружие для личного пользования. О росте в этом узком сегменте сообщали «РИА Новости» со ссылкой на эксклюзивное интервью генерального директора компании ORSIS (входит в группу «Промышленные технологии») Валерия Новоселова. Возможная причина увеличившегося спроса — рост тревожных настроений из-за пандемии.
Валерий Новоселов Генеральный директор компании ORSIS (входит в группу «Промышленные технологии»)
Мы наблюдаем невероятный всплеск на рынке гражданского оружия в России, речь идет об абсолютно всех моделях: карабины, охотничьи ружья, в первую очередь карабин AR-15 калибра 366 TKM, большой интерес на охотничьи карабины типа Hunter калибра 308 Win. Можно сказать, что спрос превысил возможное предложение.
Спутниковый интернет
Пандемия стала драйвером роста спутникового интернета. Работая и учась удаленно, люди уезжали на дачи или переезжали за город, где зачастую вообще отсутствует широкополосный доступ в интернет, а базовые станции сотовых операторов не справляются с возросшей нагрузкой.
Проект «Телеспутник» опросил участников рынка VSAT (Very Small Aperture Terminal — малая спутниковая земная станция, технология широкополосной спутниковой связи), все они отмечают рост количества подключений. Причем кто-то из поставщиков говорит лишь о 10%-ном росте, а кто-то — об увеличении подключений в 2–3 раза.
Услуги с антителами
Самый специфический и узкий сегмент в нашем обзоре, еще год назад просто не существовавший. Новое время диктует новые запросы. Россияне все чаще стали искать для решения бытовых задач исполнителей с антителами к COVID-19 — мастеров на час, нянь, сиделок, клинеров, водителей; об этом сообщают аналитики сервиса YouDo. Число заданий, в которых присутствуют запросы «антитела», «иммунитет», «переболевший коронавирусом», в декабре увеличилось втрое по сравнению с аналогичным периодом в ноябре.
Тот, кто получил иммунитет, может заработать гораздо больше, чем тот, у кого антител нет.
Сооснователь YouDo.com Денис Кутергин считает, что «наличие справки может стать еще одним «инструментом» или даже конкурентным преимуществом бытовых специалистов в новых реалиях».
Какие сферы и сколько потеряли из-за коронакризиса – читайте на сайте "Московских новостей"