Найти тему
Всем балет!

Почему балет "похудел"? Нагрузки в балете. Долголетие предыдущего поколения

Оглавление

Сегодня очень часто можно услышать мнение, что балет начала XX века - это будто вообще не балет, а любительская хореография. Так, как танцевали в начале прошлого столетия, сегодня не танцуют даже ученики первого класса балетной школы. Разумеется, всегда были артисты, которые опережали время по своей технике и данным, но в целом это был совсем другой уровень исполнения, который современному человеку кажется чересчур простым. Аналогичны претензии к телосложению танцовщиц начала XX века: в наши дни сложно представить себе таких крупных артисток, ведь на них сразу будут навешаны множество ярлыков, как "непачечная балерина", а также станет недоступна половина партий в репертуаре современного театра. Эти проблемы мы обсуждали в отдельной статье: Возможен ли бодипозитив в балете? И решительно вынесли итог: невозможен. Но это сейчас, а ранее...

Тамара Карсавина в 1920 году, экзерсис у палки и на середине:

Предлагаем вашему вниманию оценить танец Анны Павловой с незатейливой хореографией:

Марина Тимофеевна Семенова - великая балерина XX века, любимая ученица Вагановой, грамотный методист и педагог. Но современный зритель, пересматривая записи танца Семеновой, часто обвиняет (если можно так сказать) балерину в несоответствии чему? Стандартам балета XXI века. Но ведь это и логично: не могла балерина прошлого столетия предугадать, что через 60 лет балет изменится до неузнаваемости. Все жили днем сегодняшним, и это было самым верным решением. Но какая была душа в танце...

Зато все танцевали! А почему?

Можно заметить, с каким удовольствием Марина Тимофеевна Семенова демонстрирует элементы экзерсиса у станка. Если вы посмотрите записи, например, Улановой, Кургапкиной, Дудинской ощущение величия не покидает. Потому что тогда действительно все Танцевали: передавали счастье от движения, искру темперамента, легкость, чтобы подарить радость зрителю чудеса искусства танца... Но откуда у артисток прошлого были силы на танец?

Нагрузка росла с годами

Вместе со стандартами балета изменилась и скорость жизни. Это не могло не сказаться на искусстве балета. Раньше не слишком богатый репертуар театра позволят артистам полноценно отдыхать. Ваганова писала во вступительной главе "Основ классического танца" 1934 года издания, что 12-14 спектаклей в месяц - это невозможно много, нет времени тщательно подготовиться к каждому. Но в то же время в театре были ежедневные классы высокого качества, которые позволяли оставаться в хорошей физической форме даже во время длительных перерывов между выходами на сцену.

Сегодня длительный отдых - это непозволительная роскошь, которая стала недоступна. Отдых артиста балета сегодня - это разные спектакли в репертуаре, которые помогают переключиться между эпохами и образами. В наши дни нормой считается в 3 раза большее количество спектаклей. Но вот какое качество у такой спешной подготовки?

Алтынай Асылмуратова. 1980-е. Мариинский театр
Алтынай Асылмуратова. 1980-е. Мариинский театр

Диана Вишнева в одном из недавних интервью делилась мыслями на этот счет. Балерина говорила о том, что с подготовкой новых балетов нельзя торопиться, потому что пробел, который останется после этой спешки, уже никогда нельзя будет заполнить. Все детали новой партии, мелочи, нюансы нужно тщательно прорабатывать перед первым выходом на сцену в новой партии. Если этого не будет, новая роль так и останется невнятной, а скорость жизни театра не позволит к этому вернуться и остановиться подробнее.

Но сегодня ритм жизни диктует совсем иные требования, и иногда балерина поставлена в жесткие условия: либо подготовить партию в сжатые сроки, либо никогда. Танцевать хочется, поэтому приходится мобилизовать силы и выходить на сцену. В такой ситуации актерское наполнение иногда уходит на второй план, потому что просто нет физических сил на него.

Почему балет "похудел"?

За последние сто лет нагрузка в театре увеличилась, а фигура артистов балета очень сильно изменилась: вытянулись формы, увеличился рост.

Отсюда можно сделать вывод, что балет "похудел" вполне закономерно: чем больше нагрузка, тем больше развивается тело, иначе формируются мышцы. А дальше достигнутый уровень постепенно становится привычным. Подрастает новое поколение, которые насмотрено определенными балетными типажами, появляется понимание, что есть норма, пусть даже негласно принятая. К норме начинают стремиться.

Если раньше артисты могли ограничиться только нагрузкой на ежедневном классе в театре, то сейчас после класса - репетиции, а вечером - спектакль. Неудивительно, что даже при полноценном высококалорийном питании набрать вес не получается - слишком длинный физически насыщенный день, а во время работы все лишние калории сжигаются.

Здоровье артистов ухудшилось?

Сегодня мы приятно удивляемся долголетию предыдущего балетного поколения не только в жизни, но и на сцене, о чем говорили отдельно в статье В чем секрет долголетия балерин. Возможные причины: выносливость, здоровье с детства, генетика, отсутствие детей. К этому списку можно добавить и малую нагрузку в театре, в результате которой не так сильно изнашивались суставы и мышцы. Сегодня у каждого первого артиста есть травма, которая его беспокоит, с которой он вынужден продолжать работать, чтобы успевать за ритмом жизни театра. К сожалению, можно перечислить целый ряд факторов, которые отнимают здоровье балерин и танцовщиков в современном мире.

Но, как известно, жить вообще вредно! Поэтому среди возможных вариантов развития событий можно выбрать тот, который наиболее подходит, а исход скорее всего будет одним у всех. Желаем всем здоровья!

🎭 Фильмы и интервью о балете 2020 года, обязательные к просмотру
🎭
Пуанты из пластика: вредны ли они для стопы?
🎭
Почему балерине Надежде Павловой давали мало спектаклей в БТ?