Жизнь в тюрьме начинается в 6 часов утра – подъем, до двенадцати работа, в 12 обед, до двух перерыв, затем до семи часов все опять трудятся в тюремных мастерских, которые мы с вами тоже посетим, в семь ужин, а в десять все обязаны спать. Содержание арестанта обходится 9,5 коп. в день, и это без учета одежды, обуви, и т.п. И обходится он государству около 10 руб. в год.
Все жители арестного дома работают, для этого здесь организованно множество мастерских, некоторые ведутся хозяйственным способом, другие сдаются в аренду частным пользователям, которые используют арестный труд. Из заработанных таким образом денег 3/7 выдается ему на руки при выходе из тюрьмы, 7/10 идет на возврат правительству, а с остальными арестант обходится по своему усмотрению – покупает себе чай, сахар, баранки.
Проходим далее под сводами тюрьмы, до нас доносится жужжанье веретен, стук колес – это работает ткацкая мастерская. Свисток надзирателя – и повисает полная тишина в зале, железные двери, ведущие в мастерскую, растворяются, и мы входим в мрачную комнату, по которой витает пыль от пряжи. Холст тут делают самый что ни на есть грубый, который расходится по всей стране на одежду каторжан. Такие же тяжелые взгляды, желтые лица, стиснутые зубы. И вот опять свисток – и опять пошла работа, опять застучали колеса, заскрипели веретена.
Кроме ткацкой здесь еще имеется сапожная, портняжная, слесарная мастерские и, что удивительно, переплетная. Последняя не уступает лучшим петербургским по качеству работы и по изяществу, но цена дешевле. Она устроена здесь французом Мейером – мастером своего дела, он лично следит за ведущимися здесь переплётными работами.
Проходим ряд сводчатых темных коридоров, спускаемся вниз, и здесь перед нами предстает ряд карцерных камер. Сюда попадают если нарушен режим, или же если у арестанта нашли что-либо запрещенное. Они представляют собой очень маленькое продолговатое помещение, и свет в них спускается только из маленького окошечка под потолком, которое, в свою очередь имеет задвижку, так что можно делать комнату совершенно темной. Мебели в них никакой, и только в двух из них корреспондент заметил скамейки. Но, как мне говорит начальник тюрьмы, который во все время моего посещения сопровождал меня, он к карцеру прибегает в редких случаях, заменяя его телесным наказанием.
Далее, после очередного перехода, неоднократное открывание и закрывание решеток, мы попадаем в тюремную кухню. Громадные котлы наполнены горохом, который дается по средам и пятницам, т.е. в постные дни, два раза в неделю полагаются щи, в остальные дни – суп. В скоромные дни дается и мясо. Рядом с кухней – пекарня, в тюрьме пекут свой хлеб, и он лежит на столах порезанный на куски по два фунта – дневная порция заключенного.
На этом оканчивается осмотр мужского отделения, переходим в женское. Все женщины одеты в коричневые платья и белые колпаки на головах. Когда мы проходили мимо, то были видны улыбки и слышался тихий смех. Режим женской тюрьмы ничем не отличается от мужской, только им полагаются вместо нар железные кровати. На время посещения тюрьмы в ней находилась Ольга Палем, которая убила своего возлюбленного в гостинице Европа и это преступление прогремело не весь Петербург.
Начало здесь, часть 1.
Спасибо что дочитали и досмотрели до конца. Пожалуйста подпишитесь на канал, если не трудно, поставьте лайк и оставьте комментарий.
Пожертвовать автору
Яндекc.Деньги — ЮMoney 410014949986324