Найти тему
КИноИгРА

Даже Спилберг удивился спецэффектам советских кинематографистов, созданных без компьютерной графики

Когда снималась эта картина, компьютерной графики не существовало, а спецэффекты уже присутствовали. Все чудеса, которые происходят в кадре были сделаны на съёмочной площадке. Знаменитый голливудский режиссер Стивен Спилберг удивлялся тому, как это русским, в начале семидесятых удалось так мастерски показать невесомость.

Речь идёт о популярнейших фильмах тех лет «Москва-Кассиопея» и «Отроки во вселенной». В них, кроме трюков советские кинематографисты сумели создать целую инопланетную цивилизацию, причём подручными средствами.

В 1972 году режиссеру с голливудским именем Ричард и русской фамилией Викторов руководство студии Горького предложило снять фантастический фильм о путешествии советских пионеров к планете Альфа, в созвездии Кассиопеи.

Сценарий писали известные авторы Авенир Зак и Исай Кузнецов. Но в своих космических фантазиях они зашли слишком далеко. В их первоначальной версии это был вариант «Неуловимых мстителей» в космосе, где ребята летали на тачанках и стреляли из пулемётов.

Но режиссёр Ричард Викторов снимать фантастический вестерн совсем не хотел. Он предложил сюжет доработать, ведь фантастика — это прежде всего наука. К процессу подключили ученых. И через полгода сценарий, рассчитанный на одну картину, был готов.

Но постепенно метраж фильма стал расширяться. Возникла необходимость рассказать об этих приключениях более подробно, чтобы всем было понятно, что и как происходит в межпланетном звездолёте. Так и получилось из одного фильма два.

На съёмки картины выделили фантастическую по тем временам сумму 1 млн. рублей. Главным консультантом дилогии стал лётчик-космонавт, герой Советского Союза Георгий Береговой. Доктор физико-математических наук Владимир Золотарев помогал создателям картины разобраться с физикой, и параллельно сам снимался, играл академика.

По сюжету советские ученые зафиксировали сигналы, идущие из звёздной системы Кассиопея, и предположили о существования там разумной цивилизации. Пионер Витя Середа разработал проект уникального звездолёта «Заря», который сможет долететь до далёкой звезды и вернуться на Землю.

И всё это не просто фантастика, а почти жизнь, ведь на чертежах в фильме прописаны не просто абстрактные формулы, а действительные научные расчёты. И этот проект в принципе мог быть реализован в действительности.

Само название «ЗАРЯ» имеет очень чёткую расшифровку - Звездолёт Аннигиляционный Релятивистский Ядерный. Это относилось к двигателю звездолёта, который тоже мог бы быть реализован на самом деле в жизни.

Артистов на роли юных космонавтов искали повсюду. Ассистенты киностудии Горького в поисках талантливых подростков ходили по школам и Домам культуры. Мишу Ершова, который сыграл в фильме командира корабля Витю Середу так и нашли.

Саша Григорьев сыграл роль Паши Козелкова. Его экранной мамой стала Наталья Фатеева. Она привела на съемочную площадку своего настоящего сына - Володю Басова, который сыграл хулигана Федю Лобанова по прозвищу Лоб.

И Володя сыграл эту роль очень хорошо. По сути, движущей силой практически всех процессов, которые проходили в дилогии был его персонаж. Именно Федя Лобанов, тайком попавший на корабль, устраивает так, что скорость звездолета превышает скорость света. А это меняет все планы экспедиции.

Неудивительно, что создатели фильма хотели выделить этого персонажа. Поэтому решили, что он должен быть рыжим, и со своим натуральным цветом волос Володе Басову пришлось надолго расстаться.

Девочек для картины подбирали так, чтобы все они были разными, и внешне, и по характеру. Иру Попову на Катю Панфёрову утвердили сразу. Смешная, с косичками, она идеально попадала в роль. И хотя опыт съёмок у Ирины уже был — это не умолял её восторга от того, что она попала в кино о космических приключениях.

Надя Овчарова, которая играет в фильме отличницу Юлию Сорокину в кино раньше не снималась. Ассистенты увидели её в детском хоре и пригласили на пробы.

В начале сентября 72 года, в первый съёмочный день ребята наконец собрались все вместе. Снимали сцену, в которой члены экипажа «Заря» перед полётом приезжают на Красную площадь.

Сценаристы были против этого эпизода, посчитали его слишком идеологическим, но режиссёр Ричард Викторов настаивал на том, что этот момент фильма просто необходим. Эта сцена символизирует прощание с Землей.

У космонавтов тоже есть такая традиция - перед полётом на Байконур все экипажи подходят в Звёздном городке к памятнику Юрию Гагарину. Это уже некий символ.

По сюжету трем девочкам и четырём мальчикам предстояло преодолеть космическое пространство в несколько десятков световых лет. А ребятам, которые их играли нужно было научиться совмещать многочасовые съёмки и занятия в школе.

Это оказалось еще тем испытанием. После окончания уроков ребят везли на студию, где съёмки продолжались до позднего вечера. А утром опять в школу, это была тяжёлая работа.

В Крыму снимали пейзажи далёкой планеты системы Кассиопея. И казалось, тут можно было бы поздравить ребят с внеочередными каникулами в курортном месте. Но на самом деле погреться под южным солнцем так никому и не удалось. В сентябре того года в Крыму уже было довольно холодно.

Космическое пространство, в котором звездолёт с пионерами на борту мчится к созвездию Кассиопеи, создали на студии Горького. Павильон, задрапировали чёрным бархатом, в котором пробили множество отверстий. Сквозь них бил электрический свет, создавая иллюзию звездного неба.

Долго ломали голову как снять эффект невесомости, и пришли к простому, но гениальному решению. Выстроили не одну, а две декорации командного отсека. Первая была обычной горизонтальной, там снимали игровые сцены.

А вторую, точно такую же просто поставили на бок. Ребята, сидящие в креслах были пристёгнуты, по сути, к стенке. А на подвесах летал Володя Савин.

Второй эпизод с невесомостью, в коридоре звездолета, снимали уже на ялтинской киностудии. Для этого там вы строили 18 метровую декорацию в виде трубы.

Именно эта конструкция и вызвала больше всего вопросов и восторга Спилберга. Камера была закреплена намертво, а весь этот коридор был на роликах, и крутился. И Саша Григорьев просто бежал по вращающийся трубе, всё время забирая немножко вверх.

Во второй части дилогии, в фильме «Отроки во Вселенной» зрителей наконец смогли увидеть на что могут быть похожи далёкие неизведанные цивилизации. Создавали эти миры тоже практически вручную.

А ещё экипаж «Зари» неожиданно сталкивается с тем, что местных жителей на планете системы Альфа Кассиопея осталось совсем мало. Когда-то они создали роботов, чтобы облегчить себе жизнь, но потом роботы решили сделать их абсолютно счастливыми.

Они считали, что для того, чтобы сделать счастливыми инопланетян, надо лишить их таких качеств как муки творчества, сострадание к другим, доброта и совесть. Но то, что хорошо для роботов, как оказалось, абсолютно неприемлемо для живых существ.

Интересный трюк со съёмными головами роботов придумал оператор-постановщик картины Андрей Кириллов. В сценарии такого не было, но Кириллов сразу сказал, что знает, как это снять.

Перед камерой он поставил тонкое полупрозрачная стекло, за ним поместил манекен. А сбоку от камер, отражаясь в стекле стоял человек. Здесь был использован принцип отражённого совмещения.

Сначала сняли роботов манекенов без голов, а головы отражались в стекле, и они там двигались, вертелись, с ними проводились всякие манипуляции.

И всё же, при всех технических эффектах, главной в фильмах Ричарда Викторова остаётся история о смелости обычных подростков, об их дружбе, взаимовыручке и первых чувствах.

Через слова и взгляды мы понимаем, что Юля Сорокина тихо страдает по Вите Середе. Вите же нравится Варя Кутейщикова. А у Кати с Мишкой вообще любовь.

То, что между Ирой Поповой и Володей Савиным зарождается настоящая не экранная симпатия, заметил только один человек на съемочной площадке - режиссёр Ричард Викторов. Тонкое чутье его не подвело, ребята действительно влюбились друг в друга.

А через пять лет после съемок поженились. И даже несмотря на то, что их брак потом распался, об этой встрече на съемочной площадке Москвы-Кассиопеи никто из них не жалеет.

Сейчас Владимир Басов младший – режиссер, который сам уже поставил десятки фильмов. Ольга Битюкова и Ирина Попова тоже остались в кино, стали актрисами, и довольно много снимались.

Судьба других участников легендарного звездного экипажа сложилась по-разному. Надежда Овчарова долго пела в хоре Попова. Михаил Ершов работал инженером в метрополитене. В 2017 году не стало Саши Григорьева. У него не очень задалась судьба. Он сначала был на военной службе, потом работал водителем такси.

Однако для подростков их поколения они всё те же герои смельчаки, которые отправляются в далекий космос, зная, что никогда уже не увидят родных и близких. Но достигнув цели, они понимают, как важно им вернуться. И это главное, о чём хотел сказать нам в своём фильме Ричард Викторов.

Ведь недаром в песне, на стихи Роберта Рождественского, которая звучит в дилогии, есть основополагающие слова: «…если что-то я забуду, вряд ли звезды примут нас…». Мы не должны отрываться от своих корней, нашей маленькой голубой планеты, и помнить о человеческих ценностях.

Чуть ниже
Чуть ниже

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ
СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И
КОММЕНТИРУЙТЕ

  • Спасибо, что дочитали до конца.