22. Люблин.
Город Люблин, разбросанный на холме, очень живописен; красивы и окрестности его, широко раскинутыя. Река Быстрица серебристою лентою вьется среди лугов, и, куда не взглянешь, всюду видны чистыя деревеньки, белыя, опрятныя, приютившияся под холмами или разсеянныя по холмам. По дороге, ведущей к городу, движение непрерывное: гремят экипажи, брички и возы. Красивый народ в бурых сукмянах из самодельной ткани, вышитых красными и синими шнурами, обличающих довольство и даже достаток.
Высокия городския башни видны издалека; сурово смотрят старыя стены; много веков оне стоят и отважно защищаются от всесокрушающаго зубастаго времени, которое ничего не щадит. При въезде в город, справа, на высоком холме прекрасный костел, некогда принадлежавший Августинам, с монастырскими зданиями; слева домишки, по большей части деревянные, старые и развалившиеся. Одни, как ласточкины гнезда, держатся на холмах; другие разбросаны вокруг большой площади, напоминающей рынки маленьких городов. Это — предместье, названное Калиновщизной, заселенное, главным образом, жидами и частью беднейшими ремесленниками и поденьщиками.
Дорога дальше поворачивает в глубокий овраг и открывает перед путником новые виды.
Древний жидовский киркуш (кладбище) на высокой горе, с крутым по одной стороне обрывом, полон старых деревянных и каменных памятников, поставленных, по восточному обычаю, стоймя.
У подножия крутой горы, при самом киркуше, развалины стариннаго костела францисканскаго, теперь мы
4
поваренный завод, затем шумливая жидовская часть города.
Этот старинный киркуш, называемый Гродиско, существует, по свидетельству местной летописи, с 1554 г., но это лишь по дарственной записи, в действительности же он должен быть древнее, потому что нет следов другого жидовскаго кладбища, а жиды веками проживали в Люблине.
Развалины костела, в котором теперь мыловарня не имеют за собой такой древности.
Люблинская земля с незапамятных времен была населена славянами. Есть основание предположить, что поселения дулебов-бужан проникали от берегов Буга до самаго Люблина и даже до Вислы. По польским сведениям Люблин основан около 810 г. на месте прежняго поселения Длотличе. Находясь на границе между народностями польской и русской и на пути постоянных набегов ятвягов на Русь и Польшу, этот город был убежищем для захожих людей из степи и из-за Вепря, и, стоя постоянно на страже, представлял из себя своего рода сечь, казачество, приют бродягам и гулящему люду с обеих сторон. В составе люблинскаго населения была весьма значительная доля и русскаго православнаго населения. В конце X в. здесь была церковь св. Николая. Но смешанный состав Люблинскаго населения и пограничное его положение были причиною, что эта страна служила разным сторонам, смотря по выгодам; предупреждала русских о движении на них ляхов, вступала в тайныя сношения то с мазовецкими, то с русскими князьями, а польский историк Длугош говорит, что ни одна пограничная область на Руси и Польше не испытывала столько раззорений, как Люблин с окрестностями. Но Люблин скоро успевал оправиться, население не на долго оскудевало. Для ляхов это был плохой наблюдательный пункт, для русских безпокойный сосед.
Судьба Люблина до начала XI в. в точности не известна. Польский писатель Миклашевский описывает поход польскаго князя Мечислава I (во второй половине X в.) против русскаго князя Святослава (отца Владимира святого), что, по дороге, проходя чрез Червонную Хробатию (Хорватию), расположился в ея столице, Люблине.
5
В течение почти двух столетий до начала XIII в. Люблин, повидимому, оставался на стороне Польши; но с усилением и сосредоточением Галицко-Волынскаго княжества, русские князья начинают заявлять свои притязания и на Люблин, который с этого времени становится яблоком раздора между Русью и Польшей.
Роману Мстиславичу не удалась попытка отнять Люблин у поляков. Он был убит вероломно при Завихвосте в 1205 г. Счасливей его был сын Даниил. В 1244 и 1245 годах он возвратил Руси Люблин и распространил свою державу до Вислы, заняв страну, населенную русским народом. Владычество русских над Люблином оставило глубокие следы, не изгладившиеся и по настоящее время. Центром города, опустошеннаго ордами Батыя в 1240 г., был укрепленный каменными бойницами замок с высокой башней, воздвигнутой Даниилом на том месте, где стоял деревянный замок, построенный Болеславом Храбрым в 1025 г., и разрушенный при татарских набегах. Возобновив Холм, возстановив и основав церкви и монастыри в Холмщине, Даниил позаботился, несомненно, об основании церквей и в Люблине. В это время в пределах Польши совершалось еще богослужение на славянском языке, сохранившееся здесь от времен славянских первоучителей. Еще в половине XIII стол. существовало по обоим берегам Вислы русское епископство, центром котораго был Опашов.
В 1317 г. всею Люблинскою землею владел князь Краковский и Сандомирский, Владислав Локотек, даровавший Люблину немецкое право. В 1340 г. владычество Польши над Люблином окончательно упрочилось при Казимире Великом. В 1341 г. татары разрушили и сожгли Люблин, но не воспользовались плодами своей победы, будучи вслед за тем разбиты Казимиром. Последний возстановил поврежденный замок и основал в 1342 г. костел Св. Духа и доминиканский. С принятием Ягайлом латинства, преследование православных во всей Польше приняло широкие размеры. В начале XV в. Люблин является уже в роли важнаго политическаго центра. В ряду происходивших здесь сеймов можно отметить безплодный сейм 1448 г., имевший целью устранить недоразумения между
6
Польшей и Литвой. Вместе с тем закипело в Люблине и торгово-промышленное движение, которое не остановил и страшный пожар в 1447 г. Русские товары занимали видное место на четырех люблинских ярмарках. В 1451 г. дарованы были разныя льготы русским купцам, проезжавшим чрез Люблин, где им разрешено было иметь товарные склады. В 1569 г. на Люблинском сейме состоялось соединение Литвы с Польшей.
В эпоху особенно тяжкой борьбы православия и русской народности с полонизмом и латинством наиболее твердо держались православия монастыри и братства, особенно покровительствуемые вельможами.
В ряду этих братств одно из первых мест занимает Люблинское при Спасо-Преображенской церкви. Надо отдать справедливость настоятелям этой церкви: какия бедствия ни обрушивались на них, они не падали духом, не переставали отстаивать церковное добро, постоянно расхищавшееся латинским духовенством Но борьба была слишком неравная. Понадобилось подкрепление, и оно явилось в лице братства, основаннаго в 1586 г. Главною целью его было ограждать свой храм от всяких на него посягательств латинян, поддерживать и укреплять дух православных в местном русском населении, облегчать нужды бедных прихожан приобретать средства на содержание храма и на все нужды прихода и т. п. И Люблинское братство с достоинством осуществляло лежавшую на нем трудную задачу, несмотря на самыя неблагоприятныя условия, при которых приходилось ему действовать. Своими успехам оно обязано было стоявшим во главе его богатым и могущественным князьям Острожским, Вишневецким, Корецким, Чарторийским, Четвертинским и Сангушкам. Нет никакого сомнения в том, что члены этих знаменитых православных родов оказывали покровительство Спасо-Преображенской церкви гораздо ранее признания Люблинскаго братства, возникшаго, судя по некоторым данным, еще в XV в., но утвержденнаго лишь в 1586 г., как и виленское, и львовское.
Люблинским братством были, между прочим,
7
учреждены богадельни, школы, больницы. Наиболее выдающимся плодом его деятельности была постройка каменной церкви вместо деревянной.
Из всех преград, какия встречало братство в своих начинаниях, наиболее грозною было распространение унии. Гонения, воздвигнутыя на православных, по своей жестокости напоминавшия первыя времена христианства, обрушились всею тяжестью на русское население Люблина и окрестных деревень, принадлежавших Спасо-Преображенскому приходу. Жертвою ослепленнаго фанатизма на ряду с православными сделались и евангелики. Для защиты своей веры, собственности и личных прав, дворянством юго-западной России православнаго и протестантскаго исповедания, в 1599 г. была заключена конфедерация, имевшая целию взаимную поддержку и защиту против посягательств латинян на законныя права принадлежащих к тем исповеданиям обывателей королевства Польскаго и великаго княжества Литовскаго. Акт конфедерации подписан князем А. К. Острожским, Вишневецким, Корецким и другими лицами, принимавшими живое участие в поддержке Люблинской церкви. Конфедерации дворянства юго-западной и западной Руси, скоро распавшейся, не удалось остановить потока унии, который едва не потопил и самого Люблина, когда на смену епископа Андреевскаго, умершаго в 1619 г., явился Мефодий Терлецкий. Если Люблинскому братству удалось довести до конца постройку церкви, то, главным образом, благодаря лишь тому, что на подмогу Волынскому дворянству примкнуло козачество. Соединенными усилиями дворянства и козачества добились только того, что на сейме 1623 г. состоялось постановление о прекращении всех процессов и преследований, по делам веры возникших, успокоения же людей греческой веры, обещаннаго королем, не было ни на этом, ни на следующих сеймах, бывших в конце царствования Сигизмунда III. Между тем, Люблинской церкви приходилось испытывать страшную невзгоду. Весь Люблин покрылся в короткое время сплошною сетью иезуитских учреждений. Полчища иезуитов засели почти во всех углах города, примыкавших к предместью Чвартек. В несколько десятков лет, вместе со множеством костелов, выросли в Люблине
8
обширные монастыри доминиканов, кармелитов, бернардинов, францисканов и других католических орденов. Клерикальная партия стала всесильною, успев обратить и коронный трибунал (суд) в орудие своих замыслов. Поощряемые безнаказанностью, иезуиты довели религиозныя преследования до крайних пределов. Люблинское братство не в силах было предотвратить грозы, скопившейся над его храмом. После разгрома евангелической церкви, студенты иезуитской коллегии напали на храм Спасо-Преображения и завладели им, несмотря на отчаянное сопротивление прихожан. *)
После смерти Сигизмунда III православное дворянство и казаки возобновили на коронационном сейме свои мольбы о предоставлении русскому народу полной свободы вероисповедания, настаивая на возвращении православным епархиям церквей, переданных униатским епископам. На избирательном сейме в Варшаве 27 сентября были выработаны начала успокоения народа русскаго греческаго исповедания в Польше и Литве, в силу которых разрешалась православным полная свобода богослужения, подтверждались права церковных братств, предоставлялось православным избрать трех епископов: Львовскаго, Перемышльскаго и Мстиславскаго. Все процессы из-за исповедания веры были прекращены.
Все эти статьи были утверждены Владиславом IV 1 ноября 1635 г. и на исполнение их он принес присягу.
Грамоты Владислава IV дали Люблинскому братству возможность докончить постройку своего храма.
К этому времени Люблинское братство потеряло уже своих покровителей. Не стало князя К. К. Острожскаго. Внук его, Януш изменил православию; затем переходят в латинство: Вишневецкие, Корецкие, Сангушки; некоторые члены этих родов продолжают изредка уделять на православное дело крохи из своих громадных имений. Из знаменитых покровителей Люблинской церкви одни только Чарторийские еще не из-
--------------------------
*) В это самое время в другом славянском государстве, в Чехии, неистовствовал другой воспитанник иезуитов, король Фердинанд II Габсбургский.
9
менили вере отцов своих, но и они начали уже охладевать к ней.
Когда Люблинское братство потеряло своих вождей, воодушевлявших его на подвиги в защиту церкви, в среде его не могла не поколебаться уверенность в свои силы, истощенныя долговременною и упорною борьбою с униатским духовенством. Но не угасла энергия в казачестве. Настойчиво и единодушно продолжало оно идти вперед на спасение родных ему, излюбленных его православных церквей, побуждаемое не подстрекательством духовенства, но живым участием к страданиям русскаго народа в Польском государстве и горячею преданностью поруганному православию. Победы казаков Хмельницкаго под Корсунем и Зборажем принудили поляков к уступкам, но поражение под Берестечком в 1651 г. нанесло жестокий удар православной церкви и русскому народу; отменены были все дарованныя права, Люблинская церковь опять была передана униатам.
В 1652 г. состоялось присоединение Малороссии к Московскому государству, а затем в 1653 г. царь Алексей Михайлович объявил Польше войну. Московское войско, соединившись с казаками, постепенно заняло всю Литву, а один отряд занял в 1654 г. Люблин без всякаго сопротивления. И город, и его предместья Чвартек, Каленовщизна и Чеховское были обращены в груду развалин. Латинство постигла большая кара. Из латинских монастырей едва-ли не более всех пострадал Августинский, основанный в 1646 г. Здания монастырския были разрушены и сожжены, имущество подверглось разграблению, много монахов было убито и изувечено. Оставшиеся в живых перебрались в город. Победители получили громадный выкуп с города, потребовали от города принесения присяги царю, установили новый магистрат из выборных, в числе которых должны были находиться двое русских, освободили храм Спасо-Преображения и передали православному духовенству, со взятием от латинян клятвеннаго обещания не занимать его впредь ни под каким видом. Однако, луч свободы, блеснувший над Люблинскою многострадальною церковью скоро угас. Едва московское и казацкое войско ушло из города, как
10
базилианские монахи, словно хищныя птицы, набросились на свою жертву и терзали ее до 1658 г.
От окончательной гибели была спасена Люблинская церковь достопамятным Гадячским договором, заключенным гетманом Выговским с польскими комиссарами 6 сентября 1658 г. и обезпечивавшим православным полную свободу богослужения во всем Польском государстве. Повсюду дозволено было строить новыя церкви, заводить духовныя школы, богадельни и пр. Церковь Спасо-Преображения, по повелению Яна Казимира, была возвращена православным. Все права, дарованныя Люблинской церкви и братству ея, признаны грамотою короля Михаила, данною в Кракове 5 декабря 1666 г. Но едва успело братство добиться возвращения отнятаго, как со всех сторон алчное латинское духовенство, за одно с жидами, начинает безнаказанно рвать, клочок за клочком, искони принадлежавшие ей земельные участки. Все жалобы братства оставались гласом вопиющаго в пустыне. Братство, ослабленное постоянною и долговременною борьбою с сильнейшим противником и постепенным переходом членов в унию, уже не могло защищать своих прав с прежней стойкостью и энергией, тем более, что с половины XVII стол. последовал целый ряд сеймовых постановлений, направленных к скорейшему подавлению православия, завершившихся законом 1676 г., по которому ставропигиальным братствам запрещалось относиться по делам веры к патриарху, с полным подчинением их местным епископам. За разрешением спорных вопросов братствам предоставлено обращаться в гражданские суды. Сверх того, православным всех сословий запрещалось, под страхом смертной казни и конфискации имущества, отлучаться за границу Польскаго государства или приезжать из-за границы. Угасали последния искры православия в Польше. Напрасна была попытка России остановить распространение унии, выраженная в Андруссовском договоре 1677 г. Наконец, на сейме 1699 г. подтверждены вновь все льготы, пожалованныя в разное время униатам, и сверх того, мещане «правдивые униаты» объявлены исключительно способными к занятию выборных магистратских должностей. Постройка православных церквей совершенно прекратилась. Уже в 1664 г. в
11
Люблинском воеводстве осталось преданным православию только население города Люблина. Потому, вероятно, этот город и был избран Яном Собесским для съезда духовенства, назначеннаго на 14 января 1580 г. с целью довершить повсеместное водворение унии. Окончательное присоединение к унии Люблинскаго монастыря совершилось в 1695 г., когда Василиане приняли унию со многими прихожанами. В этом году епископом холмским был Гедеон Война Оранский, святительство котораго ознаменовалось распространением унии по всей Холмской епархии.
Такова была судьба знаменитаго храма, тесно связанная с деятельностью Люблинскаго православнаго братства до конца XVII стол. Далее история его сливается с историей базилианских монастырей в Варшаве, Холме, Беле и Замостье. В 18-м стол. Люблинский монастырь как бы сохранил родственную связь с Литвой. В 1864 г. последовало закрытие монастыря, при чем взята в казну значительная часть принадлежавших монастырю земель.
В 1867 г. церковь, переделанная базилианами по образу костелов, была возобновлена на казенный счет, а 20 июля 1868 г. Спасо-Преображенский приход был передан в ведение назначеннаго настоятелем его священника Н. И. Коленковскаго, а 11 мая 1875 г. приход без всяких волнений возсоединился с православием.
Таким образом, в истории западно-русской церкви, на долю Люблинскаго храма Спасо-Преображения выпала немаловажная роль.
В Спасо-Преображенской церкви находится древняя чудотворная икона Божьей Матери, в богатых окладах, принесенная кем-либо из благочестивых русских людей, как полагают, Константином и Иваном Александровичами Острожскими. Церковь эта — единственный уцелевший памятник старины в Люблине. Она находится на углу Русской и Базилианской улиц, на предместье Чвартек, густо заселенном почти сплошь жидами. Снаружи оно поражало до последняго времени бедностью. Внутри особенное внимание обращают на себя иконостас трехъярусный в
12
византийском стиле и две старинныя иконы. Храм, выстроенный из плитняка, окружен низкой каменной оградой, внутри которой красуются развалины монастырскаго здания, недавно разрушеннаго, в видах общественной безопасности. Неподалеку от храма находится с одной стороны древний королевский замок, обращенный в тюрьму, а с другой стороны, на горе, костел св. Николая, основанный, по преданию, при Мечиславе I, в 986 г. и бывший первоначально православным храмом.
[Безплатное приложеніе къ «Поч. Лист.» № 40 за 1913 годъ. Библіотека Волынскаго С. Р. Н. Древнѣйшіе города Волыни въ историческомъ описаніи. Очеркъ 22. Городъ Люблинъ. Сост. Е. де-Витте. Почаевъ. Тип. Поч.-Усп. Лавры. 1913]
См.
Витте Е. И. Белоруссы и литовцы, Буковина и Галичина, Владимир-Волынский, Люблин, Как живется галичанам под конституцией, Христианство в Чехии после Войцеха и насаждение латинства, Крещение Руси, Угроруссы
Подписаться на канал Новости из царской России
Оглавление статей канала "Новости из царской России"
YouTube "Новости из царской России"