Среди моих любимейших исполнителей британская легенда Iron Maiden, которым в декабре 2020 исполнилось 45 лет, занимают особенное положение хотя бы уже потому, что их студийные и концертные записи слушать одинаково интересно.
В этом обзоре ставится задача провести краткий анализ концертной одиссеи группы.
Ранее были сделаны обзор концертной деятельности следующих исполнителей: Tiamat, Pink Floyd, Егор Летов и Гражданская оборона, Deep Purple.
Ранний период (1975 - 1981)
Iron Maiden была основана в декабре 1975, и в своем раннем периоде сменила несколько составов. Для любой лондонской группы того времени обычной практикой были выступления в пабах, на школьных вечеринках и на сборных концертах в клубах. Там же находились новые музыканты - в недрах этих же пабов и растворялись...
Свой первый концерт Iron Maiden дали 1 мая 1976 в некоем месте под названием "St. Nickolas Hall", назначение и место расположения которого для меня осталось неизвестным. Состав группы на тот момент выглядел так: Стив Харрис - основатель, автор и бас-гитарист, Пол Дэй - вокалист, Терри Рэнс и Дэйв Салливан - гитаристы, и Рон «Повстанец» Мэтьюз - ударник.
А вот следующий концерт, который состоялся 9 июня, прошел в пабе "Cart & Horses". В нем группа обосновалась более чем на 2 года, и дала свой последний концерт 7 апреля 1978, когда вокалистом был уже Дэннис Уиллкок.
Википедия указывает, что Дэй выступил в группой 26 раз. Тогда, получается, исследуя сохранившийся список выступлений Iron Maiden до выхода дебютника, последний концерт с этим вокалистом группа дала 23 сентября того же 1976, а первый концерт с Уиллкоком и присоединившимся к группе гитаристом Дэйвом Мюрреем - уже 1 октября, и все в том же "Cart & Horses". Думаю, что точнее эти две даты уже не установишь...
Большинство источников указывают, что Пол ДиАнно стал вокалистом Iron Maiden в конце 1978. Согласно этому же большинству, последний концерт с Уилкокком прошел 14 июля, а с ДиАнно Iron Maiden впервые вышли на сцену 31 декабря этого года в культовом пабе "Ruskin Arms".
Именно в этот вечер была сделана первая запись группы, три песни из которой вошли в первый EP Iron Maiden "The Soundhouse Tapes".
В 1978-1979 Iron Maiden обрели уверенность аранжировок, узнаваемое звучание, логотип и маскот группы - Эдди.
19 мая 1979 набирающие силу Iron Maiden впервые выступили на сцене культового в тем времена клуба Bandwagon. В последний раз они вышли на его сцену 6 апреля 1980 - на 12 дней до выхода дебютного альбома. А вскоре клуб почил в бозе...
Обзор творческого пути Пола ДиАнно сделан здесь.
Период с ДиАнно оставил после себя первые два, любимых многими, студийных альбома, и целый ряд интересных бутлегов, записанных по ходу трех туров: "Metal For Muthas Tour" (1 февраля - 27 марта 1980), "Iron Maiden Tour" в поддержку дебютника (1 апреля - 21 декабря 1980), отмеченного первыми выездами группы за пределы Великобритании и "Killers World Tour" в поддержку второго, и последнего альбома с ДиАнно (17 февраля - 23 декабря 1981), отмеченного первыми гастролями по Японии и США.
В принципе, можно сказать, что начиная с "Killers World Tour", Iron Maiden используют для концертной презентации альбомов одну и ту же схему: британские гастроли, европейские гастроли, американские гастроли и фестивали, сочетая эти четыре компонента в различной последовательности, и пропорциях.
О том, что представляли из себя Iron Maiden с ДиАнно на вокале, можно представить себе по сохранившимся видео, наиболее яркие из которых сняты в "Ruskin Arms": экспрессивные музыканты, нарочито сырое звучание с галопирующими темпами, верные поклонники, Эдди.
По ходу гастролей происходили и изменения в составе группы. 8 ноября 1980 Iron Maiden в последний раз выступили в Германии с Дэннисом Стрэттоном, а уже 23 ноября на родной земле на сцену вместе со своим старым приятелем Дэйвом Мюрреем вышел гитарист Эдриан Смит.
Пожалуй, состав Харрис - Мюррей - Смит - ДиАнно - Бэрр можно назвать первым стабильным составом группы.
Как-то этот состав гастролировал по Германии. По пути молодым творческим организмам пришло желание освободиться от избытка жидкости. Вся пятерка высыпала из автобуса и принялась воплощать свое желание прямо под будкой хранителя некоей автостоянки.
Стороннику немецкого порядка явно не понравилась антисанитария (разводимая, к тому же, явно англичанами!), и было сделано замечание. Ответом был бросок Мюрреем бутылки из-под виски прямо в стекло будки.
Хлынул поток осколков. Немец принялся крутить диск телефона. Автобус исчез из вида...
Концерт в Нагое 23 мая 1981 также существует на бутлеге. Тогда как одни считают его чуть ли не лучшей концертной записью группы, другие отмечают севший голос ДиАнно.
10 сентября в Копенгагене ДиАнно в последний раз выступил с Iron Maiden, и заключительный отрезок тура (с 26 октября в итальянской Болонье по 23 декабря в Лондоне) провели с новым вокалистом Брюсом Дикинсоном.
Классический период (1981 - 1989)
Обзор творческого пути Брюса Дикинсона сделан здесь.
С его приходом в группу Iron Maiden окончательно нашли себя, став законодателями нового стиля heavy metal. Пафос настоящей статьи состоит в утверждении, что периода подъема, пика и спада популярности heavy metal как жанра точно соответствует периоду времени между приходом Брюса Дикинсона в Iron Maiden (1981) и окончанием последних гастролей классического состава (1988). С приходом Дикинсона группа обрела не только великолепного вокалиста и фронтмена, а вступила в наилучшее время для жанра, законодателем которого и стала.
Тур в поддержку своей классической пластинки "The Numder of the Beast" Iron Maiden начали британскими гастролями 25 февраля 1982, еще до выхода альбома.
Судя по сохранившимся видео, можно сказать, что Iron Maiden и heavy metal обрели окончательное лицо и звучание: остались галопирующие ритмы, плотная ритм-секция, триольные соло, верные поклонники и Эдди, добавились фирменный высокий вокал и чистое звучание, акцент текстов сместился с романтично-бытовой тематики на батально-мифологическую и религиозную.
Переместившись за океан, музыканты, начавшие благодаря грамотной политике менеджера Рода Смоллвуда выступать на стадионах и купаться в лучах славы (в том числе женской), несколько расслабились. 19 июня, после последнего концерта в США, в аэропорту из-за обширных алкогольных возлияний потерялся Эдриан Смит. В конце концов, Смит был найден, но рейс до Оттавы (где был запланирован следующий концерт) пришлось из-за этого задержать. Эдриан выступил перед пассажирами и экипажем с трогательно речью о причинах задержки, и под аплодисменты зрителей удалился в объятия Морфея. Артист - он и самолете артист.
12 августа отличился уже Мюррей - наверное, самый известный любитель выпить в группе. Группа гастролировала по штату Техас (США), после концерта в Корпус-Кристи вечеринка в его номере затянулась, и утром он не пришел для посадки в автобус. В конце концов, его тело, завернутое в простыню, и подающее слабые признаки жизни, было переправлено из номера непосредственно в автобус, и 13 августа группа без приключений выступила в Хьюстоне. На сцене тело Мюррея было уже в соответствующей экипировке.
Масштабные гастроли в поддержку "The Numder of the Beast" завершились первыми выступлениями Iron Maiden в Австралии, и японскими концертами, последний из которых состоялся 4 декабря. В этот вечер Клайв Бэрр в последний раз выступил с группой.
История с увольнением Клайва достаточно туманна. Официальная версия гласит, что по ходу американских гастролей ударник потерял над собой контроль, явно перестаравшись со спиртным, и это сказалось на звучании всей группы. Сам Клайв это отрицает, утверждая, что выпивал не больше других, звучал хорошо, а об увольнении узнал от менеджмента в то время, когда по окончании гастролей вернулся на родину на похороны отца.
3 января 1983 Iron Maiden отбыли для записи нового альбома на Багамы с новым ударником Никко МакБрэйном. Так сложился классический состав группы.
"World Piece Tour" в поддержку 4-го альбома группы "Piece of Mind" начался 2 мая британскими гастролями. В этот вечер классический состав дал свой первый концерт.
На последнем концерте в Дортмунде (Германия) 18 декабря Эдди был ритуально умерщвлен прямо на сцене.
"World Slavery Tour" в поддержку пятого студийного альбома "Powerslave" стартовал 9 августа 1984 в Варшаве, почти за месяц до официальной даты релиза. Это было первое выступление группы в Восточной Европе. (Iron Maiden приехали в Польшу на 7 лет раньше Deep Purple!).
Существует легенда, согласно которой, Брюс Дикинсон, выпив со Стивом Харрисом водки, поддался на предложение двух романтично настроенных варшавянок устроить трогательную встречу Востока и Запада, и оказался с ними в одной из квартир на окраине города в интимной обстановке.
В самый трогательный момент запланированной встречи появился папа одной из строительниц социализма с оружием в руках, а Брюс никогда больше в жизни "не одевался так быстро".
Горячие поляки принимали группу как только можно страстно, и музыканты могли себя обнаружить, например, на одной из свадеб, исполняющими нетленную "Smoke on the Water".
1 января 1985 Iron Maiden начали своим первым южноамериканским выступлением на крупнейшем фестивале Rock in Rio. В это день они выступали перед Queen.
Гиперактивный Брюс во время исполнения «Revelations» где-то за кулисами не очень верно рассчитал маршрут и точным попаданием в дверной косяк рассек себе бровь.
С 14 по 17 марта Iron Maiden дали 4 концерта в Лос-Анджелесе. Они были записаны для первого официального альбома группы "Live after Death".
По воспоминаниям Стива Харриса, в окончательный микс альбома вошла только запись одного из концертов. Альбом вышел в октябре 1985, и по праву считается лучшим концертным альбомом в стиле heavy metal. На мой взгляд, шедевром его делает стечение трех обстоятельств: середина 1980-х как период наивысшего расцвета жанра, виртуозная, исполненная страсти, игра музыкантов, и мастерская работа продюсера Мартина Берча.
После японских и австралийских гастролей Iron Maiden вернулись для продолжения выступлений в США, где почувствовали, что утомились от перманентных гастролей. И однажды актив группы, возглавляемый Брюсом Дикинсоном, поставил Роду Смоллвуду условие "больше ни одного концерта". В противном случае певец угрожал досрочно упаковать свои чемоданы. 5 июля группа дала последний концерт "World Slavery Tour", и Брюс, наконец, упаковал своих мягких спутников.
"Somewhere On Tour" в поддержку так любимого советскими поклонниками группы альбома "Somewhere in Time", начался снова в Восточной Европе, концертом 10 сентября 1986 в Белграде.
Основная часть тура закончилась концертов в Осаке (Япония) 21 мая 1987. Но британских поклонников ждал еще один концерт 5 ноября на лондонском стадионе Уэмбли.
Очень жаль, что после этого тура Iron Maiden больше никогда не исполняли "Caught Somewhere in Time", а по его итогам не был выпущен концертный альбом.
Гастроли в поддержку знакового для группы альбома "Seventh Son of a Seventh Son" начались и закончились не совсем обычно.
Выступив 28 и 29 апреля 1988 в "Empire Club" в Кельне (Германия), Iron Maiden 8 мая начали штурмовать США и Канаду.
Европейские гастроли начались 20 августа лондонским концертом. А 22 августа Iron Maiden впервые выступили хэдлайнерами на родной земле перед 107 тысячами зрителей. Это произошло на крупнейшем европейском фестивале в Донингтоне.
К огромному сожалению, английская дождливая погода в этот день испортила покров на фестивальном поле, и во время выступления Guns`n`Roses в давке упало несколько человек. Двое подростков, доставленных в больницу, скончались, а нескольких из тех, кто выжил, впоследствии навестил сам Дэйв Мюррей.
Концерты 27 и 28 ноября на "NEC Arena" в Бирмингеме (Великобритания) были записаны для концертного альбома, а тур завершился лондонским концертом 12 декабря. В это день классический состав Iron Maiden в последний раз вышел на сцену.
Концертное видео получило название "Maiden England" и было выпущено в ноябре 1989. Аудио-альбом вышел только в 1994.
По моему мнению, эта пластинка уступает "Live after Death" - она звучит довольно монотонно, на ней не хватает песен из "Somewhere in Time" и "Seventh Son of a Seventh Son".
1989 стал первым календарным годом, когда Iron Maiden не выступали. Стив Харрис продюсировал видео "Maiden England", Эдриан Смит, насытившись рыбалкой, записал так никому не пригодившийся единственный диск "Silver and Gold", а неугомонный Брюс Дикинсон также собрал группу с неким гитаристом Яником Герсом, и записал дебютный альбом.
Поздний период (1990 - 1998)
Летом 1990 Iron Maiden начали работу над новым альбомом. При этом выяснилось, что гитарист Эдриан Смит не готов к творческому процессу и покидает группу. Замена нашлась в лице Яника Герса, который до этого выступал с Йеном Гилланом (Deep Purple), и затем длительно не музицировал, пока с ним не связался Дикинсон.
Новый состав записал довольно посредственный альбом "No Prayer For The Dying", и отправился на гастроли.
Первый концерт в 1990-х и в новом составе группа дала 19 сентября, открыв британский отрезок тура "No Prayer On The Road".
В 1991 гастроли перебрались за океан, а закончились концертом 21 сентября в Тулоне (Франция).
Думаю, выпусти Iron Maiden концертный альбом по итогам этого годового тура, слушать его было бы интересно: новая кровь в лице Герса, новый материал, в живую наверняка звучащий интереснее студийного варианта, плюс песни, которые исполнялись только на этих гастролях.
Девятый альбом Iron Maiden под названием "Fear Of The Dark" вышел в мае 1992, и 3 июня в Норвиче (Великобритания) группа открыла одноименный тур в его поддержку. После двух концертов на родной земле Iron Maiden перебрались за океан для гастролей по Северной и Южной Америке, а 15 августа возобновили гастроли на континенте, выступив 22 августа второй раз в Донингтоне.
Кроме масштабов события интересно также, что на бис для того, чтобы сыграть в "Running Free", на сцену поднялся Эдриан Смит, а в кулуарах фестиваля присутствовал и Пол ДиАнно.
В марте 1993 вышел концертный альбом "A Real Live One", составленный из записей тура.
Хотя к этому времени Брюс Дикинсон принял решение покинуть группу, гастроли было решено не отменять, а прощальные гастроли певца назвали "Real Live Tour".
Именно во время этого тура Iron Maiden 3, 4 и 5 июня впервые выступили в Москве.
После этих концертов группа выступила только с двумя клубными концертами в пригороде Лондона. Последний концерт с Дикинсоном был превращен в horror шоу.
В октябре вышел концертный альбом "A Real Dead One".
В ноябре вышла запись концерта в Донингтоне.
Об обстоятельствах ухода Брюса Дикинсона и прихода в Iron Maiden прекрасного вокалиста Блэйза Бэйли, и первого альбома с ним, сделан обзор "Iron Maiden во мраке".
О втором и последнем альбоме, записанном Iron Maiden с Бэйли, сделан обзор "Iron Maiden, 1998. Один год из жизни группы".
Ранний Ренессанс (1999 - 2005)
Об обстоятельствах возвращения в Iron Maiden Дикинсона и Смита сделан обзор "Прекрасный новый Maiden".
В нем не описан инцидент с Яником Герсом, который произошел 8 июля 2000 в Мангхейме (Германия). Во время исполнения соло в "Number of the Best" гитарист во время своих традиционных «танцев» с гитарой врезался головой в стальную перегородку. Разбив голову, он какое-то время лежал на сцене в неестественной позе, покинув этот мир, но потом решил в него вернуться и концерт удалось завершить.
19-21 марта 2002 Iron Maiden дали в Лондоне 3 специальных концерта, а также переиздали сингл "Run To The Hills". Сборы от концертов и продажи сингла были направлены бывшему коллеге Клайву Бэрру, у которого к тому времени развился рассеянный склероз. (К сожалению, 12 марта 2013 Клайв Бэрр скончался).
Весной 2003 группа записала новый альбом, но до его выхода провела летний "Give Me Ed Til I'm Dead Tour". Он стартовал 23 мая в Испании, а 31 мая группа в третий раз выступила в Донингтоне. На этих выступлениях из нового альбома игралась песня "Wildest Dreams".
Тур окончился 30 августа в Сакраменто (Калифорния, США). С тех пор Iron Maiden больше не исполняли на сцене песен из альбома "No Prayer For The Dying".
19 октября в Венгрии начались гастроли в поддержку "Dance of Death". Концерт 24 ноября в Дортмунде (Германия) был записан. Концертный альбом и фильм "Death on the Road" вышли в 2004. Вместе с "Rock in Rio" и "Life after Death" он составляет три моих самых любимых концертных альбома Iron Maiden.
Это турне оказалось достаточно коротким. Перебравшись в 2004 за океан, группа выступала в США, Канаде и Южной Америке, а уже 5, 7 и 8 февраля завершила гастроли в Японии. Больше Iron Maiden не исполняли на сцене "Lord of the Flies" и "Rainmaker".
С 2005 Iron Maiden практикуют чередование гастролей в поддержку новых релизов и ностальгические туры.
Первый ностальгический тур "Eddie Rips up World", в котором исполнялись композиции только с первых четырех альбомов группы, стартовал 28 мая в Праге. Таким образом, некоторые песни не исполнялись с начала 1980-х ("Another Life" и "Charlotte the Harlot", которую сыграли только 2 раза), или игрались впервые после 1993 ("Prowler", "Remember Tomorrow", "Where Eagles Dare").
Как свидетель этого исторического концерта, могу засвидетельствовать, что группа была в хорошей форме, а наибольшее впечатление на меня произвели "Prowler", "Run to the Hills" и "Revelations". С другой стороны, обычная радость от первого концерта одной из любимейших групп была смазана исполнением альбомов исключительно периода 1980 - 1983 (ведь мою любимую пятерку альбомов Iron Maiden выпустили за 11 лет, с 1992 по 2003).
Об инциденте на концерте 20 августа упоминается в обзоре творческого пути Брюса Дикинсона. Тур завершился лондонским концертом 2 сентября.
Поздний Ренессанс (2006 - н.вр.)
Выход в августе 2006 14-го альбома "A Matter of Life and Death" обозначил в творчестве Iron Maiden две важные тенденции, значительно разделившие поклонников: существенный крен в сторону progressive в ущерб heavy metal, и заметное увеличение доли материала, создаваемой Смитом и Дикинсоном.
С изменениями звучания изменились и концерты группы: сеты окончательно утратили подвижность (каждый тур от начала до конца проводится с одной и той же программой), сократилось общее количество исполняемых композиций (за счет увеличения их продолжительности), более разными стали и отзывы о шоу.
Тур в поддержку нового альбома стартовал 4 октября североамериканскими гастролями.
На концертах 2006 новый альбом исполнялся целиком - с первой до последней композиции с начала концерта, что является единственным подобным примером в истории группы. Отмечая преимущества "A Matter of Life and Death", невольно задаешься вопросом: ну почему для исполнения целиком был выбран именно этот альбом, ведь каждый из обоих его предшественников на две головы сильнее?
В последний раз новый альбом целиком на сцене был исполнен в Лондоне 23 декабря. После него в сете осталась только половина композиций из "A Matter of Life and Death".
Гастроли 2007 открылись концертом 9 марта в Дубае (Саудовская Аравия), а после концертов в Греции и Сербии 17 марта Iron Maiden впервые выступили в Индии.
10 июня Iron Maden в четвертый раз выступили в Донингтоне.
Ну а я был свидетелем лучшего в своей жизни выступления группы, которое состоялось 20 июня на Олимпийском стадионе в Риме. Выступление Iron Maiden предваряли Sadist, Laura Harris, Machine Head и Motorhead. Выступления первых трех команд мне не понравились совершенно, а вот выступление Motorhead, увиденное единственный раз, очень впечатлило.
Было очень жарко, и зрители не стесняясь, раздевались и обливались холодной водой прямо из специального шланга. Некоторых увезла "скорая помощь". Мне приходилось прятаться от жары в коридорах стадиона, спасаясь от жажды пивом по фантастическим ценам.
Iron Maiden вышли на сцену с первой прохладой, когда на южном небе взошла Луна, что добавило их выступлению колорита. Меня очень впечатлило исполнение новых песен - блеклые на альбоме, в живом исполнении они заиграли новыми красками (особенно впечатлила "For the Greater Good of God"). Также, очень мощно прозвучали впервые услышанные мной "Wratchild" и "Fear of the Dark".
Впечатления от этого концерта были усилены ярким выступлением Motorhead, и, конечно, самим Римом. Ну а спустя всего 4 дня тур завершился в Лондоне.
Очень жаль, что по итогам этого тура не был выпущен концертный альбом - уверен, он звучал бы интересно (а для меня еще и автобиографично).
"Somewhere Back In Time", второй ностальгический тур, должен был вернуть поклонников на четверть века и воскресить времена "World Slavery Tour". Он стартовал с концерта 1 февраля 2018 в Мумбаи (Индия).
На концертах в феврале - марте был снят фильм "Flight 666". Фильм и концертный альбом вышли в 2009.
Первоначально тур должен был закончиться 16 августа выступлением в Нидерландах, однако пресловутому концертному агентству Татьяны Дальской (в 2006 оно продало билеты на концерты Tokio Hotel, но ни концерта, ни денег зрители не увидели), удалось договориться о проведении концерта в Москве 19 августа.
Так, спустя более 15 лет Iron Maiden снова выступили в Москве - причем, снова в Олимпийском. Сразу после появления в апреле информации о концерте вокруг него возник немалый ажиотаж - единственный раз в своей жизни я встречался с ситуацией, когда на концерт сначала надо было забронировать ваучер, потом его выкупить, а потом обменять на входной билет (стоит отметить, что с каждым последующим приездом Iron Maiden интерес к концертам группы неуклонно падал).
Сам концерт произвел на меня большое впечатление, и стоит на втором месте после римского шоу. Отличная форма группы в сочетании с декорациями "World Slavery Tour" воссоздавали атмосферу 1980-х, а наличие в сете таких песен, как "Aces High", "Wasted Years", "Rime Of The Ancient Mariner", "Powerslave", "Heaven Can Wait" (это последний на момент выхода обзора случай исполнения группой песни) и "Moonchild", сделало его уникальным и незабываемым.
Так как спрос на группу в этом турне был огромным, концертами с 10 февраля 2009 в Белграде (Сербия) по 2 апреля в Санрайзе (Флорида, США), были проведены дополнительные гастроли. По ходу них группа выступала в довольно экзотических местах: Эквадор, Аргентина, Колумбия, Венесуэла, Коста Рика, Нова Зеландия. Так завершились гастрольные 2000-е.
15-й студийный альбом "The Final Frontier", вышедший в августе 2010, стал для меня самой слабой студийной работой группы за ее всю историю. В нем сочетается все худшее, что только может быть в альбомах Iron Maiden: слабость песенного материала, бесконечная занудность progressive, композиции, смысл создания которых находится на грани с бессмысленностью. Также, мне совершенно не понравилась обложка альбома.
Тур в его поддержку начался задолго до его выхода, 9 июня, с выступления в Далласе (Техас, США). Правда, на концертах 2010 с нового альбома играли только одну, вполне неплохую песню, "El Dorado". Посему, когда турне перекинулось на континентальную Европу, 5 августа я с удовольствием смог увидеть выступление группы на крупнейшем европейском фестивале Wacken Open Air. Безупречная организация фестиваля, прекрасная погода и наличие в сете таких песен, как "The Wicker Man", "Ghost of the Navigator", в очередной раз мощно прозвучавшей "Wrathchild", "El Dorado", ставшей моей "Песней года", "Dance of Death", напомнивших о Риме "The Reincarnation of Benjamin Breeg" и "These Colours Don't Run", а также "Blood Brothers", "Wildest Dreams", "No More Lies" и "Brave New World", сделало этот летний германский вечер незабываемым, а выступление - третьим по значимости из виденных мной, после римского и московского шоу.
8 августа на финском фестивале Sonisphere, прямо перед выступлением группы, разразился ураган, повредивший сцену. Это задержало выступление группы, но успокоить поклонников вышел Брюс Дикинсон. Он объявил, что, несмотря на ураган, Iron Maiden отыграют в этот вечер полный сет. И так оно и было (правда, во время первой песни Брюс подскользнулся на мокрой сцене и упал).
Европейские гастроли закончились 21 августа 2010 концертом в Валенсии (Испания), а 11 февраля 2011 в Москве начался мировой тур в поддержку альбома. Я не раз читал отзывы поклонников, что на первых концертах тура группа обычно "разогревается", и они получаются бледными. Увы, так оно и получилось: мой второй московский концерт вышел по впечатлениям полной противоположностью первому, и самым худшим из увиденных выступлений Iron Maiden.
Пожалуй, интересно было услышать только "Coming Home" и "When The Wild Wind Blows", остальные же номера и декорации нового тура не произвели никакого впечатления. Также, настроение подпортил разогрев в лице группы сына Брюса (подобное использование влиятельных родителей кажется мне некорректным. До этого таким же образом "раскручивалась" Лаура Харрис с группой имени самой себя).
10 июля Iron Maiden впервые выступили в СКК Петербурга (о том, что группа хочет побывать в этом городе, я впервые прочитал в интервью Брюса Дикинсона в каком-то журнале еще в 2002). Тур завершился лондонскими концертами, последний из которых состоялся 6 августа.
На удивление, вышедший в 2012 концертный альбом "En Vivo!" мне нравится. Возможно, сказывается то, что он записан в середине тура, а также, в отличие от "Flight 666", на нем записан один концерт (10 апреля в Сантьяго, Чили), а не фрагменты разных выступлений. Также, фильм смотрится интересно благодаря раскадровке экрана (сразу несколько изображений на одном кадре).
В феврале 2012 Никко МакБрэйн сообщил, что Iron Maiden собираются в небольшой тур по Северной Америке. В этот момент я понял, что для меня это не просто возможность побывать на еще одном зарубежном концерте группы, но и уникальный шанс посетить США.
Позднее выяснилось, что третий ностальгический тур будет посвящен легендарному альбому "Seventh Son of the Seventh Son". "Maiden England World Tour" стартовал 21 июня в Шарлотте (Северная Каролина, США), а уже четвертым концертом было выступление в Вантаге (Нью-Йорк, США).
Я прибыл в Нью-Йорк 25 июня и поселился на 25-м этаже одной из гостиниц в небоскребе на Манхэттене. 27 июня, в день концерта, с большим трудом удалось объяснить таксисту, что я хочу попасть не на пляж, а на Jones Beach (название арены, "beach" - пляж, англ.). Расположение самой арены меня очень впечатлило - прямо на побережье Атлантического океана, по берегу которого я прогулялся. К арене в большом количестве прибывали поклонники, из машин громко раздавались записи группы, фанаты размахивали фагами, а один из них переоделся Эдди (к нему даже выстроилась очередь фотографироваться). Такого единения болельщиков в Москве я не наблюдал давно.
Хотя сам концерт был довольно ярким, а исполнение великой "Seventh Son of a Seventh Son" впечатляющим, эти гастроли оставили у меня противоречивое впечатление - целиком "Седьмой сын" не исполнялся, а кроме заглавной композиции, остальные играемые на этих концертах песни уже звучали и в предыдущих турах. И, хотя сет был усилен "The Prisoner" и "Afraid to Shoot Strangers", у меня осталось впечатление, что Iron Maiden постарались создать праздник далеко не в полную силу.
Впрочем, Вантаг в любом случае стал важным бонусом к тройке моих самых ярких концертов Iron Maiden, ведь он остался единственным концертом в Западном полушарии, и, к тому же, был усилен колоритом Нью-Йорка.
Гастроли по США и Канаде закончились 18 августа в Хьюстоне (Техас, США), а в декабре был анонсирован европейский отрезок турне.
Европейские гастроли стартовали 27 мая в Бильбао (Испания), а 15 июня Iron Maiden в пятый раз выступили в Донингтоне. 16 июля группа второй раз выступила в Петербурге, а 18 июля в третий раз приехала в Москву. Эти концерты я посетил в отравленным сознанием - по сравнению с прошлогодним гастролями, сет-лист не изменился вообще, что не только снижало эксклюзивность моего американского вояжа, но и усиливало ощущение пофигизма в подходе группы к стратегии и драматургии тура.
22 сентября Iron Maiden в третий раз выступили на Rock in Rio. По этому случаю МакБрэйн даже сыграл крохотное барабанное соло...
Так или иначе, 2013 изменил мое восприятие группы в худшую сторону. Спасти ситуацию могли бы изменения сета на концертах в 2014. 20 июня мне удалось увидеть Iron Maiden Франции на фестивале Hellfest. Увы, отвратительная организация фестиваля и минимальные изменения в сете, плюс выступление группы в при дневном свете оставили самые скудные впечатления. Кроме услышанной в четвертый и последний раз "Seventh Son of a Seventh Son" и "Revelations", мне больше нечего вспомнить об этом концерте. Окончательно добило то, что через несколько концертов после начала тура из сета просто выбросили "Wratchild"...
В конце 2014 Iron Maiden записали новый альбом, и вот тут-то выяснилось, что у Брюса обнаружен рак. Подробнее об этом сказано в обзоре "Брюс Бронзовый".
"The Book of Souls", 16-й и последний на сегодняшний день альбом Iron Maiden, вышел в сентябре 2015. Этот год стал четвертым, когда группа не гастролировала в течение целого календарного года (после 1989, 1994 и 1997).
Тур в поддержку альбома стартовал 24 февраля в Форт Лодердэйл (Флорида, США), а 25 июня снова добрался до Москвы. Как и в случае с "A Matter of Life and Death", живое воплощение альбома мне показалось интереснее студийного варианта, занудного и невыразительного. Как бы то ни было, концерт вышел неплохим, хотя его мог бы существенно улучшить какой-нибудь сюрприз в конце, вместо надоевших, идущих один за другим хитов.
В 2017 концертный сет немного изменился, и тур окончился 22 июля в Нью-Йорке (США).
Четвертый ностальгический тур "The Legacy of the Beast Tour" не анонсировался ни как последний, ни как прощальный, но его название ("Завет Зверя") и логика (отсутствие привязки к конкретному периоду группы) указывали на то, что ностальгическая жила исчерпана.
Он начался 26 мая 2018 в Таллинне. Если присмотреться к его сет-листу, то станет заметно, что, за исключением 4-5 песен, его основу по-прежнему составляют избитые хиты. Даже "Flight of Icarus" выглядит как долг перед первым ностальгическим туром, а включение в него так желанных мне "The Sign of Cross" и "Clansman" весьма предсказуемо.
Так как Москва в европейском отрезке тура не была анонсирована, а за рубеж, учитывая предсказуемые, явно недостаточные и запоздалые изменения сета, я решил не ехать, "The Legacy of the Beast" стал первым за 10 лет туром, с которым группа не приехала в Москву и первым за 13 лет, который я пропустил.
Европейский отрезок тура окончился лондонскими концертами 10 и 11 августа, а с 18 июля по 15 октября 2019 Iron Maiden ждали американские гастроли. Выступление 15 октября 2019 в Сантьяго (Чили) на момент публикации статьи является последним концертом группы.
Неожиданно в ноябре был анонсирован дополнительный отрезок тура по Европе, Австралии, Японии и Новой Зеландии. Наконец-то, он включал Москву и Петербург. Казалось бы, мечта 20-летней давности услышать "The Sign of Cross" начинает сбываться...
К огромному сожалению, ограничения на концерты, под знаком которых развлекательная индустрия существует уже почти год, поставила на этих выступлениях крест. Они даже не были перенесены, как большинство намеченных на 2020 концертов - 7 мая они были просто отменены.
Так 2020 стал пятым годом, когда Iron Maiden не выступали в течение целого календарного года.
Удастся ли еще увидеть концерты Iron Maiden, отличающихся креативным шоу, концептуальностью и яркой динамикой исполнения? Ответ даст только время...
По слухам, у группы уже записан новый альбом. Значит, когда придет заветный для группы и поклонников час X, группа сможет отправиться в путешествие или со Зверем-должником, или с новой программой.
Алый цвет в эзотерической традиции символизирует жизненную энергию, кровь как ее носитель, и огонь как стихию страсти. Все эти компоненты можно встретить в творчестве великой группы Iron Maiden - причем, как творчестве студийном, так и сценическом.