В преддверии Нового года все подводят итоги: считают свои достижения и потери, вспоминают самые яркие события: встречи с друзьями, семейные праздники, путешествия. Строят планы, загадывают самые заветные желания. Оказывается, именно день зимнего равноденствия издревле считался началом нового года, самым мистическим днем в году. Именно в этот день необходимо завершать годовые дела и строить планы.
Ни для кого не секрет, что одним их моих самых любимых поэтов – Белла Ахмадулина. В 1960 году, 60 лет назад, она написала об этом удивительные строки:
Из глубины моих невзгод
молюсь о милом человеке.
Пусть будет счастлив в этот год,
и в следующий, и вовеки.
А о каком милом человеке помолитесь вы? Кому пожелаете счастья и ныне и присно, и во веки веков? Мне, например, хочется подарить радость любимой тетушке, сейчас она больна, но помоги ей Господи. Помолиться о своих самых близких людях и их здравии. Так что первая строфа стихотворения звучит в моем сердце ежедневно, словно чистый аккорд.
Я, не сумевшая постичь
простого таинства удачи,
беду к нему не допустить
стараюсь так или иначе.
И не на радость же себе,
загородив его плечами,
ему и всей его семье
желаю миновать печали.
Но строки Ахмадулиной ведут нас по иному пути: ее лирический герой, очевидно, любимый. Человек несвободный, кажется.
Лирическая героиня не хотела бы принести зла в его дом, но разве можно «загородить плечами» так или иначе того, кто дорог, кто мил… Сердце разрывается между желанием, грешным и нежным, и голосом совести. Не важно, кому посвящены эти строки. Они личная драма героини, немного эгоистичной, но переживающей, страдающей, дышащей стихами «из глубины невзгод».
Пусть будет счастлив и богат.
Под бременем наград высоких
пусть подымает свой бокал
во здравие гостей веселых,
не ведая, как наугад
я билась головою оземь,
молясь о нем — средь неудач,
мне отведенных в эту осень.
Лирическая героиня знает, что Новый год лирический герой встретит не с ней, а в какой-то помпезной компании, в кругу высоких гостей. Он, очевидно, не узнает, какую боль доставит ей своим отсутствием. Она переживает боль разочарований и неудач в одиночестве, истерит и «бьется головою оземь» без свидетелей. А напоказ выставляет лишь лирические переживания, неподдельные, бурные, откровенные.
Не важно, достоин ли он таких чувств. Как говорил Высоцкий, «поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души». Белла, безусловно, тоже поэт с босой душой: судите, рядите, осуждайте… Завидуйте: она жила…
А вы почувствовали магию этих строк? Какая мысли вас тронула?
Ждем ваших комментариев на канале «Фильмокнижие»
На канале есть статья о романсе "А напоследок я скажу"