Доброго времени суток друзья. В этом выпуске хотелось бы обсудить очень известную карту нашей игры, которая является прототипом места сражения( к сожалению мало известного) Второй Мировой Войны. Поэтому мы постараемся поподробней разобрать это сражение, что бы больше людей знало о том, как и отцы, деды и прадеды защищали нашу родину жертвуя собой.Ну что, пристегните ремни, поехали!
История
Линия Маннергейма (Mannerheim-linja) — оборонительные сооружения на Карельском перешейке между Финским заливом и Ладогой построенные в 1920-1939 годах для сдерживания возможной агрессии со стороны СССР. Линия названа в честь главнокомандующего финских вооруженных сил маршала Карла Маннергейма. Однако авторство оборонительной линии принадлежит подполковнику А. Раппе, а руководство строительством основных сооружений осуществлял генерал-майор О. Энкель. По распоряжению Маннергейма было построено лишь несколько укреплений, для усиления обороны отдельных участков. Название же придумал адъютант маршала, которое затем разнесли по миру иностранные журналисты.
Длина оборонительной линии составляла 135 км, причем около 80 км линии проходило по берегам рек, озер или болот. Глубина обороны достигала 78 километров. Линия состояла из трех эшелонов. Первый эшелон был самым близким к финско-советской границе и назывался «главным». Он совпадал с построенными в 1920-1924 года оборонительными сооружениями линии Энкеля. В общей сложности эшелон располагал 130 ДОТами, из которых 7 было артиллерийскими. Западный фланг обороны находился 50 в километрах от границы, а восточный – в 16 километрах. Самый мощный оборонный узел эшелона располагался в районе Суммакюля — месте наибольшей угрозы прорыва. Вдоль главной полосы обороны была построена полоса обеспечения (предполье) — около 136 километров противотанковых препятствий и 330 километров проволочных заграждений. Все дороги в пределах полосы разрушались или минировались с плотностью до 400 мин на один километр, а также перекрывались сплошными завалами шириной 400–500 метров.
Второй эшелон шел за главным и назывался «промежуточным». На нем финны успели соорудить лишь противотанковые надолбы и ряды проволочных заграждений.
Третий эшелон проходил вблизи Выборга и назывался «задним» или тыловым. К началу 1940 года здесь было полностью построено 7 ДОТов и 74 ДЗОТа, без отделочных работ оставалось 3 ДОТа и 24 ДЗОТа, в начальной стадии работ находилось 182 ДОТа и 131 ДЗОТ. Кроме того, на этой линии было отрыто 11 километров траншей, проложен 131 километр подъездных путей для проезда тяжелого автотранспорта, а также возведено некоторое количество проволочных и противотанковых препятствий.
Таким образом, вся система укреплений линии, состояла из полосы обеспечения глубиной 36 километров, главной полосы обороны глубиной 6 километров, второго предполья глубиной 18 километров, второй полосы обороны глубиной до 3 километров и Выборгского укрепленного района глубиной до 3 километров. Она насчитывала 296 долговременных железобетонных и 897 гранитных сооружений. На линии Маннергейма было 150 пулемётных бункеров (13 — двухпулемётных и 7 — трёхпулемётных, остальные — с одним пулемётом), 8 артиллерийских бункеров, 9 командных бункеров и 41 убежище (укрытие). Кроме того, было построено 606 полевых пулеметных гнезд и землянок.
Фланги линии Маннергейма упирались в Финский залив и в Ладожское озеро. Берег Финского залива прикрывали береговые батареи с восемью 254-мм и 152-мм орудиями, а в районе Тайпале на берегу Ладожского озера были созданы пять железобетонных фортов, оснащенных 76-мм скорострельными пушками образца 1900 года.
Основой обороны линии являлся рельеф местности. Всю территорию Карельского перешейка покрывают крупные лесные массивы, десятки средних и малых озёр и рек. Озёра и реки имеют болотистые или каменистые крутые берега. В лесах повсюду встречаются каменистые гряды и многочисленные валуны крупных размеров. При рациональном размещении узлов сопротивления и огневых позиций, в каждом из них рельеф местности позволял относительно малыми силами организовать эффективную оборону. В тоже время, отсутствие скального основания, значительно удорожало строительство ДОТов, требуя создания под ними бетонной «подушки», предотвращавшей погружение сооружения в грунт.
На главной оборонительной полосе было сооружено 18 узлов обороны различной степени мощности. Они носили кодовые названия, иногда привязанные к населенному пункту возле которого размещался комплекс оборонительных сооружений. Например, оборонный узел у Саккола (ныне Громово) обозначался кодом «Sa», оборонный узел у Тайпале (ныне Соловьёво) — значился под кодом «Tai». По коду оборонного узла и номеровались сооружения, в него входящие. Третий эшелон обороны, прикрывавший подступы к Выборгу имел 10 узлов обороны, имеющих такие же кодовые обозначения. Сами узлы обороны были размещены на крайне неравномерно: промежутки между отдельными узлами сопротивления иногда достигали 6–8 километров.
Узел сопротивления оборонялся одним-двумя стрелковыми батальонами, усиленными артиллерией. По фронту узел занимал 3-4,5 километра, в глубину 1,5-2 километра, и состоял из 4-6 опорных пунктов. Каждый опорный пункт имел по 3-5 ДОТов, преимущественно пулемётных, реже — артиллерийских, составлявших скелет обороны. Каждый ДОТ был окружен траншеями, которые связывали между собой сооружения узла, а при необходимости могли быть превращены в окопы. Между узлами сопротивления траншей не было. Траншеи в большинстве случаев состояли из хода сообщения с вынесенными вперёд пулемётными гнёздами и стрелковыми ячейками на одного-трёх стрелков. Встречались и стрелковые ячейки, прикрытые броневыми щитами с козырьками. Это защищало голову стрелка от шрапнельного огня.
Железобетонные сооружения «линии Маннергейма» делятся на постройки первого (1920—1937 годы) и второго поколения (1938—1939 годы). ДОТы первого поколения были небольшие, одноэтажные, на один-три пулемёта, не имели убежищ для гарнизона и внутреннего оборудования. Толщина бетонных стен достигала 2 м, перекрытия 1,7-2 м. Впоследствии эти ДОТы были усилены: утолщены стены, установлены на амбразурах броневые плиты, некоторые из которых были сняты с укреплений форта «Ино». ДОТы второго поколения строились с применением железобетона. Некоторые ДОТы второго поколения финская печать окрестила «миллионниками», поскольку стоимость каждого из них превышала миллион финских марок. Всего было построено семь таких ДОТов. Они имели два уровня огневых точек, которые были связаны тоннелями.
Одними из самых сильно укреплённых ДОТов был Sj4 «Поппиус», который имел амбразуры фланкирующего огня в западном каземате и Sj5 «Миллионер», с амбразурами для фланкирующего огня в обоих казематах. Оба ДОТа простреливали пулемётами фланговым огнём всю лощину, прикрывая фронт друг друга. ДОТы фланкирующего огня имели название «Ле Бурже», и были хорошо замаскированы камнями и снегом, что затрудняло их обнаружение, кроме того, с фронта пробить каземат артиллерией было практически невозможно.
«Миллионные» ДОТы представляли собой железобетонные сооружения в виде заглублённых в землю боевых казематов фланкирующего или фронтального огня, соединённых подземным убежищем-казармой. Число амбразур могло доходить до 4-6, из которых в редких случаях одна-две — орудийные, преимущественно фланкирующего действия. Как правило, ДОТы вооружались русскими 76-мм пушками образца 1900 года на казематных станках Дурляхова и 37-мм противотанковыми пушками «Бофорс» образца 1936 года на казематных установках. Реже встречались 76-мм горные пушки образца 1904 года на тумбовых установках. Количество бетона, потраченное на всю линию, составляло 14 520 куб. м.
Промежутки между ДОТами были насыщены проволочными сетями, противотанковыми и противопехотными минами. Танкоопасные направления заполнялись бетонными надолбами, хотя большинство из них изготавливалось из низкокачественного бетона, который легко крошился под огнём пушек. Они обычно ставились в четыре ряда, на два метра один от другого, в шахматном порядке. Чаще, в качестве надолбов, применялись природные каменные глыбы. Ряды камней иногда усиливались проволочными заграждениями, а в других случаях — рвами и эскарпами. Таким образом, противотанковые препятствия превращались одновременно и в противопехотные. В некоторых случаях местность между ДОТами занимали жилые постройки. Они обычно находились на окраине населённого пункта и были сложены из гранита, причём толщина стен доходила до 1 метра и более. Такие дома, при необходимости, превращались в оборонительные укрепления.
Во время Советско-финской войны (1939—1940), вошедшей в историю как «Зимняя война», линия Маннергейма удерживала наступление Красной Армии более двух месяцев. Со стороны СССР в войне принимало участие 760 тысяч человек, 2,8 тысячи орудий, 2,3 тысячи танков, 2,4 тысячи самолетов, часть кораблей Балтийского флота. С финской стороны в войне принимало участие 265 тысяч человек, 534 орудия, 64 танка, 270 самолетов и 29 кораблей.
Первый штурм линии Маннергейма в лоб не дал результата. Потребовалась длительная подготовка войск и техники, на что ушло почти два месяца (13 декабря 1939 – 10 февраля 1940). И лишь 11 февраля 1940 года Красная Армия перешла в генеральное наступление. Для окончательного преодоления укреплений красноармейцам понадобился месяц. В итоге военных действий СССР добился захвата Карельского перешейка, потеряв только убитыми по разным данным от 80 до 130 тысяч человек. Было ранено или обморожено 264 тысячи. Потери финнов составили 25 тысячи человек убитыми и 43 тысячи раненными.
После Зимней войны финские оборонительные рубежи на Карельском перешейке подверглись разрушению. Специальные команды сапёров демонтировали и взрывали долговременные огневые точки, уцелевшие в ходе недавних боев. Отдельные части финских ДОТов — осколки бетона и бронеколпаков — в качестве экспонатов заняли места в экспозициях московских и ленинградских музеев, посвящённых советско-финской войне.
Оценивая оборонительное значение линии, следует отметить, что на протяжении всей войны как советская, так и финская пропаганда существенно преувеличивали значение линии Маннергейма. Первая — чтобы оправдать длительную задержку в наступлении, а вторая — для укрепления морального духа армии и населения. С годами, сам Маннергейм вспоминал, что фортификационные сооружения были весьма слабы без надлежащего эшелонирования: — «Её прочность явилась результатом стойкости и мужества наших солдат, а никак не результатом крепости сооружений». С другой стороны, соратник вождя народа Анастас Микоян писал: «Сталин — умный, способный человек — в оправдание неудач в ходе войны с Финляндией выдумал причину, что мы «вдруг» обнаружили хорошо оборудованную линию Маннергейма. Была выпущена специально кинокартина с показом этих сооружений для оправдания, что против такой линии было трудно воевать и быстро одержать победу». К сказанному нечего добавить, разве то, что финны были весьма мотивированы и вели народную войну. А Красная Армия была могучей только в газетах и кино, что убедительно доказывала в первые два года войны с Третьим рейхом.
Надеюсь урок истории получился увлекательным, а главное полезным. А теперь приступим к разбору тактики боя на этой удивительной карте!
Разбор тактики боя на карте "Линия Маннергейма"
Возвышенности и овраги создают множество непроходимых участков и очень ограничивают возможности для манёвра. В связи с этим применение быстроходных легких и средних танков затруднено. Техника, как правило, передвигается от укрытия к укрытию и ведет малоинтенсивную перестрелку. В роли укрытий на Линии Маннергейма выступают огромные горы, обеспечивающие практически гарантированную защиту от артиллерийского огня, а также валуны и бункеры. Противники обычно сталкиваются на узких извилистых серпантинах, что очень затрудняет наступательные действия. ПТ-САУ и танки, оборудованные точными орудиями ведут стрельбу со второй линии, например, с балконов и тем самым создают дополнительный рубеж обороны. Игровая локация в целом предполагает оборонительную тактику и нередко побеждает тот, кто "перестоит" противника.
Легкие танки
Из-за особенностей рельефа карта вызывает большие сложности у игроков на легких танках. Узкие дороги и разбросанные по всей локации препятствия сковывают манёвр и оставляют мало шансов уйти невредимым после успешного рейда. Исходя их этого, легкие танки нередко приносят себя в жертву, устремляясь на базу противника со старта боя, пока артиллерия не успела найти укрытие. Традиционным маршрутом для осуществления такого приема является открытая местность между горой и оврагом недалеко от верхней базы.
Средние танки
Средние танки с точными орудиями стараются найти укрытия для стрельбы издалека, например, на балконах. Другие СТ, как правило, идут в обход или вместе с тяжелыми танками и помогают им в перестрелке. Быстроходные танки, могут устремиться в бреши обороны противника и выйти ему в тыл.
Как и ЛТ, СТ чувствуют себя на этой карте уверенно. И какую-то определенную позицию выбрать трудно.
Тяжелые танки
Тяжелые танки традиционно сталкиваются за горой в районе спуска. Также они могут выбрать и другие пути для атаки, например, пойти в обход.
На этой карте много укрытий и ТТ очень хорошо себя чувствуют.
ПТ-САУ
ПТ-САУ ведут огонь с балконов или поддерживают огнем наступающие тяжелые танки со второй линии.
САУ
На карте Линия Маннергейма артиллерия эффективна ровно настолько, насколько позволяет ей противник. Обычно САУ располагаются в районе базы, но из этого положения достать врага, находящегося за горами, практически невозможно. Однако, если танки покидают безопасную зону и перемещаются к следующему укрытию, они становятся крайне уязвимы для артогня на узких дорогах. Кроме того, достаточно удобной целью является техника, расположенная на балконах.
Итог
На этой карте нет определенной тактики. Все классы техники хорошо приспособлены к суровым условиям Линии Маннергейма.
Вот и закончился уже пятый выпуск разборов карт World of Tanks. На этом ещё не конец. Впереди нас ждёт еще не один десяток разборов карт нашей любимой игры.
Всем удачи и до новых встреч, танкисты!