История
BMW E12 - первое поколение автомобилей представительского класса 5-й серии, которые производились с 1972 по 1981 годы и заменили седаны линейки BMW New Class.
Первоначальные модели были оснащены рядными четырехцилиндровыми двигателями с карбюратором или системой впрыска топлива. Через год после запуска была представлена первая модель с рядным шестицилиндровым двигателем. К последним годам производства E12 большинство моделей использовали рядный шестицилиндровый двигатель.
Для E12 не было модели M5, однако E12 M535i считается предшественником M5. Купе E24 6 Series строились на платформе E12 до 1982 года. E12 был заменен E28 5 Series в 1981 году, хотя инструменты были отправлены в Южную Африку, где сборка E12 продолжалась (с внутренним пространством E28) до 1984 года.
Развитие
На Женевском автосалоне 1970 года компания BMW представила концепт-кар 2200ti Garmisch, 2-дверный седан, разработанный совместно с Bertone. Концепт-кар 2200ti Garmisch был показан как потенциальная замена седанам New Class, а возможная серийная модель E12 использовала многие элементы дизайна от Garmisch.
Разработка серии E12 началась в конце 1960-х годов, когда были проведены испытания в аэродинамической трубе . Эберхард фон Куэнхайм, в то время председатель наблюдательного совета BMW, нанял французского дизайнера Поля Брака в 1970 году для работы в качестве главного дизайнера E12, с Марчелло Гандини из Bertone в качестве со-дизайнеров экстерьера.
В 1971 году был изготовлен разрешенный для использования на дорогах прототип E12, который был похож на Fiat 132 . Также в 1971 году Пол Брак доработал дизайн E12, однако, по сравнению с более поздним серийным E12, дизайнерский автомобиль Bracq имел более растянутый и динамичный вид. Компьютеры впервые использовались при разработке BMW для расчета зон деформации спереди и сзади; крыша была спроектирована с защитой от опрокидывания. Кузов имеет коэффициент лобового сопротивления 0,44. BMW ранее располагала рычаги указателя поворотников с правой стороны от рулевого колеса, и E12 была их первой моделью, у которой рычаг поворотников был слева.
До того, как был представлен E12, ходили слухи, что он будет доступен как с 2,2-литровым четырехцилиндровым двигателем, так и с небольшим шестицилиндровым двигателем. Вместо этого BMW перенесла 2-литровые четырехцилиндровые двигатели M10 из седанов New Class, но изменила головки цилиндров для улучшения сгорания . С выпуском серии E12 в 1972 году BMW предложила две модели: карбюраторную 520 с карбюратором постоянного давления Stromberg и инжекторную 520i с инжекторным насосом Kugelfischer PL 04 . Небольшая шестицилиндровая модель под названием «523» была разработана, но так и не была запущена в серийное производство . В конце концов, небольшая шестицилиндровая модель «520» была запущена в производство в 1977 году, но в 2-литровом варианте, а не в 2,3-литровом.
Первоначально у четырехцилиндровых автомобилей капот имел утопленную центральную часть, тогда как у шестицилиндровых автомобилей эта секция приподнята. Передняя кромка капота была плоской. После фейслифтинга в августе 1976 года все модели имели одинаковый капот с узкой приподнятой центральной частью, простирающейся вперед и огибающей «ноздри». Автомобили с двигателем M30 можно отличить по хромированной решетке радиатора.
Чтобы соответствовать уникальным и строгим стандартам Швеции по выбросам, в июне 1977 года была разработана и запущена в производство версия модели 528 с впрыском топлива. Она получила название 528i и оказалась достаточно успешной, чтобы заменить 528 на большинстве рынков.
Двигатели
Модели 518, 520 и 520i были оснащены рядными четырехцилиндровыми двигателями M10 объемом 1,8 и 2,0 л, как и предыдущие седаны New Class. Модели 525, 528, 530, 530i и 533i были оснащены рядными шестицилиндровыми двигателями M30, которые использовались в больших седанах New Six и купе E9. В моделях 520 и 523 (последний был разработан, но так и не запущен в серийное производство) используется рядный шестицилиндровый двигатель M20.
Топливо 518 снабжалось карбюратором Solex 32/32 DIDTA , в то время как начальная модель 520 (оснащенная рядным четырехцилиндровым двигателем M10) использовала сдвоенные карбюраторы Stromberg 175CDET . Рядные шестицилиндровые двигатели 525 и 528 использовали сдвоенные двухцилиндровые карбюраторы Zenith INAT вплоть до фейслифтинга 1976 года. Рядная шестерка 520 использовала карбюратор Solex 4A1.
Модели с впрыском топлива имеют в конце обозначения букву i. В 520i использовалась механическая система впрыска топлива Kugelfischer с 2000ti и 2002ti до 1975 года. С 1975 года он оснащался механической системой непрерывного впрыска через порт K-Jetronic от Bosch . 518i (продается только в Швеции и Японии), 528i и 530i (продается только в США и Японии) имеют систему впрыска портов Bosch L-Jetronic.
Подвеска
BMW E12 имеет самонесущий кузов, продольно расположенный передний двигатель и задний привод. Все четыре колеса подвешены независимо. Передние колеса имеют стойки McPherson с винтовыми пружинами, гидроамортизаторы и поперечные рычаги управления. Задний мост представляет собой ось с диагональными рычагами, винтовыми пружинами и гидравлическими амортизаторами. Модели с выходной мощностью 125 л.с. (92 кВт) или более имеют дополнительный стабилизатор поперечной устойчивости на задней оси. Все модели, кроме M535i, имеют 14-дюймовые стальные легкосплавные диски с шириной колес 5,5 или 6 дюймов. Следовательно, размер шины составляет 175 мм или 195 мм. На всех моделях используется червячное и секторное рулевое управление, которое, начиная с модели 528, имеет усилитель. Тормозная система - двухконтурная с передними дисковыми тормозами; На задних колесах модели 518/520i были оснащены барабанными тормозами, все модели, начиная с 525, имеют дисковые тормоза.
M535i
Первой пятой серией под маркой M была M535i , производство которой началось в 1980 году. M535i приводится в действие рядным шестицилиндровым двигателем M90 объемом 3,5 л, который выдает 160 кВт (215 л.с.). Единственный выбор коробки передач - 5-ступенчатая механическая коробка передач, и было произведено 1650 автомобилей M535i . Особенности включают дополнительные передний и задний спойлеры, дополнительную M-полосу, спортивную подвеску, спортивные сиденья Recaro, рулевое колесо от BMW M1, коробку передач с коротким передаточным механизмом, дифференциал повышенного трения и более крупные тормозные диски.M535i считается предшественником модели BMW M5, выпускаемой с поколения E28.