Все мы с вами говорим и говорим много. А порой и очень много. Так, в среднем женщина в сутки произносит 15 - 20 тысяч слов, а мужчина около 7 тысяч. Мы используем речь в самых разнообразных ситуациях общения, и зачастую эти ситуации не предполагают взвешенного продумывания каждого компонента в структуре будущего диалога. Именно поэтому живая, спонтанная речь несёт в себе массу ошибок. Как же избежать их? Ответ один. Предупреждён - значит вооружён, как говорится. Давайте же разбираться и пробовать собственные способности.
Речевые ошибки - это...
Речевые ошибки - это отдельная разновидность ошибок, отличающаяся от ошибок грамматических, скажем, тем, что они никак не связаны с построением или структурой слова. Речевые ошибки - это ОШИБКИ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ речевой единицы, то есть в нарушении смысловой (лексической) сочетаемости слов в потоке речи. Лексика должна гармонично взаимодействовать с каждой себе подобной лексической единицей, чтобы в их дружбе смыслов не произошёл разлад. Ну всё как у людей.
Какие же типы речевых ошибок существуют?
Разберёмся с теорией, а потом перейдём к практике...
- Нарушение смысловой точности
Например, "Маша вложила листок в тетрадку" - это правильный вариант развития событий. А "Маша засунула в тетрадку листок с домашней работой" - неправильный вариант. Следите за оттенками значения каждого слова! Это важно!
- Нарушение лексической сочетаемости (аллогизм)
"Благодаря плохой погоде я остался дома..." Серьёзно?! Мы её благодарим?! А есть за что?! Благодарим мы обычно кого-то или что-то за нечто хорошее... Например, "благодаря отличным знаниям, Пете удалось добиться впечатляющего результата". Вот здесь -"благодаря"... А там надо было - "из-за" или "в связи с"... Ибо причинно-следственная связь на лицо, без всяких там эмоциональных оценок.
- Смешение паронимов
Адресант или адресат, каменистый или каменный? Как правильно в контексте конкретного предложения? Ну вы поняли о чём я...
- Пропуск слова, мешающий правильному восприятию фразы.
- Плеоназм - употребление ненужных уточняющих слов.
"В мае месяце"... Правильно это или нет? Конечно, нет. Ежу понятно, что май - это месяц. Так что слово "месяц" вычёркиваем.
- Тавтология
Про масло масленое помните? Так вот, это оно и есть. К ней же относим спросить вопрос, ответ ответить.
- Неправильное употребление неологизмов (слов, недавно вошедших в употребление).
- Неоправданное использование речевых штампов
Имею основание поделиться байкой вместо, например, хочу поделиться историей.
- Неоправданное изменение состава фразеологизма
"Я на этом деле собаку удушила на этом деле" вместо "собаку съела".
- Неточный подбор синонима
Жди меня следующим рейсом - жди меня завтрашним рейсом. (Сравните). Второй же вариант конкретней, не правда ли?
- Неудачный оксюморон (новое понятие на основе соединения антонимов).
Здесь нет ничего страшного, кроме "красивого". То есть "ничто не привлекло моё внимание. И даже красивое, по вашему мнению, на самом деле отталкивающее".
- Неблагозвучное использование омонимов, искажающее смысл
Профессор на экзамене зарезал полгруппы. То есть ножом никто друг друга не бил. А просто студенты не сдали...
А справитесь ли вы?
Теперь вы сами всё знаете и попытаетесь соотнести конкретный пример практического употребления слова с определённым видом речевой ошибки.
- Жилые комплексы возникнут в новых районах ИЛИ жилые комплексы будут построены в новых районах?
- Успехи сына причинили матери радость ИЛИ успехи матери доставили матери радость?
- Он принимал желательное за действительное ИЛИ он принимал желаемое за действительное?
- Девочка нянчила младшего братишку, хотя шёл только десятый год ИЛИ девочка нянчила младшего братишку, хотя ей шёл только десятый год?
- Катерина заранее предчувствует свою гибель ИЛИ Катерина предчувствует свою гибель?
- Мальчик точно пересказал содержание прочитанного ИЛИ мальчик точно пересказал содержание рассказа?
- Новый дворовый Журдена отдавал приказания слугам ИЛИ новый дворецкий Журдена отдавал приказания слугам?
- При встрече друзья хотели поговорить о будущем Алёши ИЛИ при встречи друзей на повестку дня выносилось будущее Алёши?
- Эта роль стала для актёра соловьиной песней ИЛИ эта роль стала для актёра лебединой песней?
- Из-за высокой температуры я потерял сознание ИЛИ благодаря высокой температуре я потерял сознание?
- На грядущей неделе начнём заниматься ИЛИ на будущей неделе начнём заниматься?
- Я в этом ничего плохого не вижу. Это не плохо, а, наоборот, хорошо ИЛИ я в этом ничего плохого, кроме хорошего, не вижу.
- Футболисты ушли с поля без голов ИЛИ футболисты ушли с поля, не забив ни одного гола?
Итак...
Надеюсь, у вас всё получилось! А если нет, не расстраивайтесь. Пишите в комментариях о том, какие именно трудности возникли у вас, возникли ли они вообще, как часто возникают и почему.