Найти тему
ПРОжизнь

Топ-12 ошибок в речи. А справитесь ли Вы?

Оглавление

Все мы с вами говорим и говорим много. А порой и очень много. Так, в среднем женщина в сутки произносит 15 - 20 тысяч слов, а мужчина около 7 тысяч. Мы используем речь в самых разнообразных ситуациях общения, и зачастую эти ситуации не предполагают взвешенного продумывания каждого компонента в структуре будущего диалога. Именно поэтому живая, спонтанная речь несёт в себе массу ошибок. Как же избежать их? Ответ один. Предупреждён - значит вооружён, как говорится. Давайте же разбираться и пробовать собственные способности.

Речевые ошибки - это...

Речевые ошибки - это отдельная разновидность ошибок, отличающаяся от ошибок грамматических, скажем, тем, что они никак не связаны с построением или структурой слова. Речевые ошибки - это ОШИБКИ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ речевой единицы, то есть в нарушении смысловой (лексической) сочетаемости слов в потоке речи. Лексика должна гармонично взаимодействовать с каждой себе подобной лексической единицей, чтобы в их дружбе смыслов не произошёл разлад. Ну всё как у людей.

Вот так вот как-то лексико-семантические отношения  и выстраиваются вместе между слов. По крайней мере, пытаются :-)))
Вот так вот как-то лексико-семантические отношения и выстраиваются вместе между слов. По крайней мере, пытаются :-)))

Какие же типы речевых ошибок существуют?

Разберёмся с теорией, а потом перейдём к практике...

  • Нарушение смысловой точности

Например, "Маша вложила листок в тетрадку" - это правильный вариант развития событий. А "Маша засунула в тетрадку листок с домашней работой" - неправильный вариант. Следите за оттенками значения каждого слова! Это важно!

  • Нарушение лексической сочетаемости (аллогизм)

"Благодаря плохой погоде я остался дома..." Серьёзно?! Мы её благодарим?! А есть за что?! Благодарим мы обычно кого-то или что-то за нечто хорошее... Например, "благодаря отличным знаниям, Пете удалось добиться впечатляющего результата". Вот здесь -"благодаря"... А там надо было - "из-за" или "в связи с"... Ибо причинно-следственная связь на лицо, без всяких там эмоциональных оценок.

  • Смешение паронимов

Адресант или адресат, каменистый или каменный? Как правильно в контексте конкретного предложения? Ну вы поняли о чём я...

  • Пропуск слова, мешающий правильному восприятию фразы.
  • Плеоназм - употребление ненужных уточняющих слов.

"В мае месяце"... Правильно это или нет? Конечно, нет. Ежу понятно, что май - это месяц. Так что слово "месяц" вычёркиваем.

  • Тавтология

Про масло масленое помните? Так вот, это оно и есть. К ней же относим спросить вопрос, ответ ответить.

  • Неправильное употребление неологизмов (слов, недавно вошедших в употребление).
  • Неоправданное использование речевых штампов

Имею основание поделиться байкой вместо, например, хочу поделиться историей.

  • Неоправданное изменение состава фразеологизма

"Я на этом деле собаку удушила на этом деле" вместо "собаку съела".

  • Неточный подбор синонима

Жди меня следующим рейсом - жди меня завтрашним рейсом. (Сравните). Второй же вариант конкретней, не правда ли?

  • Неудачный оксюморон (новое понятие на основе соединения антонимов).

Здесь нет ничего страшного, кроме "красивого". То есть "ничто не привлекло моё внимание. И даже красивое, по вашему мнению, на самом деле отталкивающее".

  • Неблагозвучное использование омонимов, искажающее смысл

Профессор на экзамене зарезал полгруппы. То есть ножом никто друг друга не бил. А просто студенты не сдали...

А справитесь ли вы?

Теперь вы сами всё знаете и попытаетесь соотнести конкретный пример практического употребления слова с определённым видом речевой ошибки.

  • Жилые комплексы возникнут в новых районах ИЛИ жилые комплексы будут построены в новых районах?
  • Успехи сына причинили матери радость ИЛИ успехи матери доставили матери радость?
  • Он принимал желательное за действительное ИЛИ он принимал желаемое за действительное?
  • Девочка нянчила младшего братишку, хотя шёл только десятый год ИЛИ девочка нянчила младшего братишку, хотя ей шёл только десятый год?
  • Катерина заранее предчувствует свою гибель ИЛИ Катерина предчувствует свою гибель?
  • Мальчик точно пересказал содержание прочитанного ИЛИ мальчик точно пересказал содержание рассказа?
  • Новый дворовый Журдена отдавал приказания слугам ИЛИ новый дворецкий Журдена отдавал приказания слугам?
  • При встрече друзья хотели поговорить о будущем Алёши ИЛИ при встречи друзей на повестку дня выносилось будущее Алёши?
  • Эта роль стала для актёра соловьиной песней ИЛИ эта роль стала для актёра лебединой песней?
  • Из-за высокой температуры я потерял сознание ИЛИ благодаря высокой температуре я потерял сознание?
  • На грядущей неделе начнём заниматься ИЛИ на будущей неделе начнём заниматься?
  • Я в этом ничего плохого не вижу. Это не плохо, а, наоборот, хорошо ИЛИ я в этом ничего плохого, кроме хорошего, не вижу.
  • Футболисты ушли с поля без голов ИЛИ футболисты ушли с поля, не забив ни одного гола?

Итак...

Надеюсь, у вас всё получилось! А если нет, не расстраивайтесь. Пишите в комментариях о том, какие именно трудности возникли у вас, возникли ли они вообще, как часто возникают и почему.