Эта часть посвящена коронам и диадемам.
Корона Киани.
Самая интересная особенность этой короны - то, что это не конкретный предмет, а собирательный образ короны, знак правителя.
На картине 1810 г. , где изображены Фетх Али шах и его сыновья, видно, что все они носят примерно одинаковые короны, с той разницей, что к короне шаха прикреплены черные перья и эгрет. Часть короны в виде веера была изготовлена позже.
Сыновья одеты так же, как отец, менее щедро, чем он. Высокий красный тюрбан в сочетании с белым цветом одеяния отличает престолонаследника Аббас-Мирзу от прочих принцев.
Такой тюрбан называется короной кеянидского типа ( Кеяниды или Каяниды — полумифологическая династия, ведущая свое начало еще от Зороастры. Кеяниды являются героями Авесты, священных текстов зороастризма, и Шахнаме, национального эпоса Ирана.
На фото ниже Фетх Али шах изображен именно в такой короне. Конечно, не всякий тюрбан-это корона. Короной его делает именно драгоценный эгрет, прикрепленный к нему.
И еще два портрета -шах и его сын.
Слева – портрет Фетх Али, находящийся ныне в Лувре и принадлежащий, как полагают, кисти Михр Али; создан не позднее 1806 года, т.к. уже в начале 1807-го был отправлен шахиншахом Наполеону Бонапарту с французским посланником [Пьером-]Амедеем Жобером.
Справа – 43-й сын Фетх Али-шаха принц Яхъя: он родился в 1817 году, так что портрет, должно быть, написан еще при жизни его отца – в первой половине 1830-х (картина приписывается кисти Мохаммеда Хасана; хранится в собрании Бруклинского музея).
Интересно то, что можно даже увидеть, какой именно эгрет украшал корону в тот момент - я его показывала в предыдущих частях статьи.
Видно, что во времена Фатх Али шаха эгрет выглядел по-другому, но здесь нет ничего удивительного- передаваемые по наследству драгоценности часто переделывались по заказу нового владельца.
Эгреты – съемные и непостоянные украшения Кеянидской короны. При Фетх Али-шахе она жила наиболее активной жизнью, так что и эгреты на ней менялись часто.
После его кончины число церемоний, на которых императоры Ирана появлялись в короне, резко сократилось, его преемники надевали корону крайне редко - по-видимому, только чтобы попозировать для официальных фотопортретов (конечно, она участвовала в коронациях, но на большинстве прочих церемоний императоры восседают в заурядных папахах, хотя и дополненных коронными драгоценностями - эгретами и брошами).
Было время, когда корона выглядела так-
К концу XIX века украшения Кейянидского венца «стабилизировались»: он и сейчас находится в Музее ювелирного искусства Ирана с двумя теми самыми эгретами, которые известны по фотографиям Мозаффер-шаха начала XX века.
Корона, которой пользовались шахи Реза-хан и Мохаммад Реза Пехлеви.
Она изготовлена из золота и серебра и украшена бриллиантами, изумрудами, сапфирами и жемчугом. Тканая часть короны выполнена из красного бархата. На четырёх сторонах короны изображены сцены из битв и солнце с яркими лучами и четырьмя планетами, полностью выполненными из бриллиантов.
В целом, корона выдержана в стиле корон Сасанидских правителей (226 -651 гг.). Эта корона, включающая 3 380 бриллиантов (1 144 карата) и 368 жемчужин (весит все вместе 2 080 г) использовалась во время коронации Резы Пехлеви 25 апреля 1926 г. и Мохаммада Резы Пехлеви 26 октября 1967 г.
Диадема Фатх Али шаха. Несмотря на то, что диадема в наше время считается женским украшением, в прошлые века его нередко носили мужчины. В данном случае диадема надевалась на чалму.
Украшение головного убора Фатх-Али-шаха воистину может считаться шедевром ювелирного искусства за свою исключительную симметрию.
Ее превосходно отточенный орнамент второй половины девятнадцатого века, с математически точной симметричностью, многое говорит о потрясающем уровне мастерства, которым обладали иранские мастера ювелирного дела того времени, которого невероятно трудно достигнуть теперь современным мастерам, несмотря на все имеющиеся в их распоряжении современные технологии.
Драгоценные камни этого уникального орнамента инкрустированы в каркас из золота и серебра. Среди драгоценных камней в основном присутствуют шпинели и бриллианты, а также, возможно, несколько рубинов. Самая крупная шпинель в этой диадеме весит 50 карат, а самый крупный бриллиант – 10 карат.
Высота диадемы составляет 13,5 см.
Иранская королевская диадема Нур-Уль-Айн.
Этот великолепный головной убор, представляющий из себя сноп сияющих переливов различных алмазов, был создан специально к свадебной церемонии последнего шаха Ирана, Мохаммеда Реза-шах Пехлеви, со своей третьей супругой, Фарах Диба. Шах заказал его у известного американского ювелира Гарри Винстона.
Для ее изготовления было использовано 325 бриллиантов разного цвета – белого, розового, желтого. Самый роскошный из них – чистейший 60-каратный розовый бриллиант Noor-ol-Ain. По его имени и названа эта великолепная тиара, имеющая весьма внушительный вес – около двух килограмм.
В двух предыдущих браках император так и не дождался наследников-сыновей, а потому развелся с обеими женами. Из трех жен шаха Пехлеви именно Фарах была коронована в качестве императрицы - шахбану, поскольку родила ему долгожданного сына, и не одного.
В 1967 году шах принял решение короновать ее в качестве императрицы (шахбану). Это был беспрецедентный шаг, ведь шахским женам титул шахбану не присваивался с седьмого века.
Для предстоящей коронации требовалась новая женская корона. Из пятидесяти эскизов короны, представленных крупнейшими ювелирами, мечтающими получить этот исторический заказ, иранский шах отобрал эскиз от ювелирного дома «Van Cleef & Arpels». К работе над короной приступил знаменитый и замечательный ювелир Пьер Арпельс. Поскольку камни для короны принадлежали иранской казне и закон строго запрещал вывозить их за пределы страны, ему пришлось оборудовать мастерскую в подвальном помещении Центрального банка Ирана и там работать с камнями. Каждый камушек для короны ювелир отбирал лично. Спустя полгода кропотливой работы заказ был блестяще выполнен.
Корона была сделана из отборных драгоценных камней Сокровищницы, изготовлена из платины и золота и инкрустирована 1 469 бриллиантами, 36 изумрудами, 105 жемчужинами, 34 рубинами и 2 корундами. Ее общий вес составляет 1 480 г.
В дополнение к короне было заказано изумрудное колье, также от «Van Cleef & Arpels».
Обратите внимание на крупные изумруды- вы видите технику обработки камня, свойственную только Индии, Ирану и еще паре стран- гравировку на камне. Иногда это узоры, иногда- изречения из Корана.
Изумрудная диадема императрицы Фарах Диба
Любимая тиара Фарах, она часто носила эту тиару на официальных мероприятиях, таких, как во время официального визита ее мужа в Соединенные Штаты и Канаду в 1965 году.
Также как и Нур-уль-Айн, диадема была разработана и изготовлена по заказу шаха Мохаммеда реза Пехлеви в 1958 году Harry Winston Inc. Драгоценные камни используемые на диадеме- бриллианты и изумруды. Два ряда бриллиантов над основанием тиары, и дополнительные алмазы заполняют пространство между двумя арками. Алмазы используются трёх разных цветов - розовый, желтый и бесцветный.
В верхней части расположены в ряд семь крупных изумрудов, окруженные бриллиантами. Самый большой изумруд находится посередине и весит 65 каратов. Каждый изумруд как центр цветка, в окружении мелких бриллиантов. Драгоценные камни имеют разное происхождение. Изумруды, возможно, бразильского происхождения. Желтые бриллианты южноафриканского происхождения, и другие розовые и белые бриллианты, возможно, индийского происхождения,.
Мы уже писали, что на Востоке бирюзу необыкновенно любят, и используют как в мужских так и в женских украшениях.
На фото- парюра. Так называется парное украшение, состоящее из колье и головного убора ( тиары, короны, диадемы).
Все изготовлено из белого золота, иранской бирюзы ( она, в отличие от зеленоватой арабской, имеет небесно-голубой цвет) и бриллиантов.
Еще одна тиара Фарах, изготовленная в 1960-х годах. На сей раз из также любимых на Востоке рубинов.
А эта рубиновая тиара сестры-близнеца Резы Пехлеви принцессы Ашраф (1919-2016).
Это было процветающее время для коллекции иранских драгоценностей, в это время было заказано несколько парюр от Van Cleef & Arpels для использования членами королевской семьи и императрицей на коронации.
Тиара принцессы Ашраф входит в число именно рубиновых тиар, в то время как большинство подобных тиар содержат бриллианты и камни красного цвета (шпинель и т. п.), в этой тиаре используются и хорошо демонстрируются рубины в большом количестве и различные по величине.
Несмотря на то, что здесь присутствуют несколько больших и ценных камней, дизайн тиары имеет определённую лёгкость. Пирамиды из более мелких рубинов поддерживают скопления крупных рубинов, окруженных бриллиантами в этой тиаре, которая также подчеркнута маркизами и круглыми бриллиантами и увенчана градуированной серией грушевидных алмазов.
Рубиново-бриллиантовое колье принцессы Ашраф
Princess Ashraf Ruby & Diamond Necklace
Колье украшено спереди бахромой из рубинов в форме подушки, увенчанной скопление листьев с бриллиантами. Очертания бахромы поддерживаются линией рубинов одинаковой формы, украшенными круглыми бриллиантами.
Рубины и бриллианты весом около 85,00 и 23,50 карата в общей сложности соответственно, и один синтетический рубин длиной 410 мм, инкрустированы в платину и белое золото.
На колье присутствует метка создателя - Жак Тиме, который работал на Гарри Уинстона в Нью-Йорке.
Рубиново-бриллиантовое колье идеально соответствует рубиново-бриллиантовой тиаре принцессы Ашраф.
Колье было продано на аукционе Сотбис в Женеве в 2000 году.
Пламенная парюра принцессы Шамс, другой сестры Пехлеви.
Персидские королевские семьи владели не только одной из самых богатых ювелирных коллекций в мире, но и некоторые из них были довольно необычными. К примеру, фантастическая пламенная, или огненная, тиара с бриллиантами и изумрудами, с подходящим колье и серьгами.
Парюра, состоящая из тиары, колье и пары серег, была создана фирмой Van Cleef & Arpels. Комплект был частью большого заказа для иранской королевской семьи по случаю коронации Мохаммеда Реза Пехлеви и Фары Диба в 1967 году.
Тиара состоит из лучей, инкрустированных бриллиантами, напоминающих языки пламени. Центральный кластер увенчан большим изумрудом грушевидной формы, с тремя меньшими квадратными изумрудами по обе его стороны. В самом центре тиары располагается большой квадратный изумруд.
Основание колье напоминает перевернутую версию тиары с аналогичным дизайном пламени. Большой квадратный изумруд гнездится в самой верхней части основания с небольшими прямоугольными изумрудами, каждый из которых увенчан круглым алмазом, подвешенным по бокам. Из кластера квадратного алмаза висит большой изумруд в ромбовидной форме, также увенчанный круглым алмазом.
Серьги выполнены в том же стиле пламени, что и остальная часть парюры, и украшена ромбовидным и грушевидным изумрудами.
Как и в случае с большинством иранских драгоценностей короны, после революции 1979 года эта парюра перешла в собственность государства Иран. В настоящее время она хранится в Национальном казначействе Ирана в Центральном банке Тегерана и открыта для публики. И. к сожалению, в национальной сокровищнице нельзя фотографировать экспонаты, поэтому так мало снимков доступны нам.
Диадема династии Каджар
Диадема династии Каджар изготовлена в 19 веке из золота, драгоценных камней и эмали.
В дизайне диадемы прослеживается сочетание двух стилей: она украшена белыми сапфирами и разноцветной эмалью, изображающей цветочный узор индийского происхождения.
Центральная часть диадемы оформлена в Каджарском стиле с нанесёнными эмалевыми цветами, кабошонами изумрудов и рубинов, белыми и розовыми бриллиантами.
На обратной стороне этого центрального элемента изображены танцующие девушки, но, к сожалению, нет фото, демонстрирующего это.
Эта восточная красота была продана на аукционе Sotheby's.
Иранская лучистая тиара принцессы Фатимы
Согласно легенде, эта очаровательная тиара фактически была заказана еще во время царствования Династии Кахар (1779-1925 нашей эры) для принцессы Фатимы из Династии Пехлеви, одной из сестер последнего шаха Ирана, получившую милость одеть эту тиару на нескольких официальных приемах.
Этот дизайн также однозначно просматривается в эгретах, выполненных во второй половине девятнадцатого века, и, следовательно, мы можем с большой вероятностью предположить, что эта тиара тоже была создана примерно в этот же период.
Это время приходится на период царствования Насреддин-шаха, который правил между 1848 и 1896 годами. И достоверно известно, что, после того, как большая часть украшений и драгоценностей иранской короны была разграблена после уничтожения Надир-шаха в 1747 году, двумя следующими шахами, которые сделали все от них возможное, чтобы максимально восполнить прежде значительную коллекцию драгоценностей королевского дома, стали Фатх-Али-шах и Насреддин-шах.
Высота тиары по оси симметрии в центре, вдоль которой располагается крупная красная шпинель и крупный каплевидный изумруд, составляет всего 7,2 см.
По центру солнца расположена 25-каратная розовая шпинель в форме диванной подушечки, из которой выходят лучи, символизирующие восход солнца.
Розовая шпинель обрамлена рядом бриллиантов, и каждый из бриллиантов этого ряда ложится в основание луча. Лучи выполнены из одного или двух бриллиантовых соцветий. Более длинные лучи выполнены из двух бриллиантовых соцветий, оканчивающихся белой натуральной жемчужиной.
Лучи покороче с одинарным бриллиантовым соцветием оканчиваются каплевидным изумрудным кабошоном, самый крупный изумруд из которых располагается вдоль оси симметрии. Вслед за ним размер изумрудов симметрично уменьшается с обеих сторон тиары, а самые маленькие симметричные друг другу изумруды располагаются в основании солнца.
Помимо крупного центрального изумруда, в тиаре присутствуют четыре симметричных пары изумрудов, распределенные по бокам мотива тиары, в общей сложности составляя девять изумрудов. Вес самого крупного изумруда составляет 20 карат.С каждой стороны от солнца с лучами, симметрично друг другу на тиаре размещены два одинаковых цветочных мотива.
Диадема из платины с бриллиантами, принадлежавшая сестре шаха. Она была сделана в 1938 одним из европейских ювелирных домов.
Изумрудная Парюра принцессы Сорайи, второй жены Пехлеви.
Бриллиантово-изумрудная парюра, принадлежащая Иранской Короне, включает в себя тиару, серьги и ожерелье.
Бриллиантовое и изумрудное ожерелье это уникальное ювелирное изделие, отличающееся идеальной симметрией и математической точностью в сочетании с художественной красотой, которое стало живым памятником художественных навыков дизайнеров ювелирных изделий прошлого. Ожерелье, несомненно, принадлежало периоду Фатх Али Шаха, который правил с конца 18-го века до середины 19-го века .
Лучистая тиара с изумрудами и бриллиантами выполнена из золота и серебра.
Эту парюру надевала в день своей свадьбы с шагом Ирана Мухаммедом Реза Пехлеви принцесса Сорайя Асфандияри Бахтиари.
Создатель набора неизвестен, хотя у него есть некоторые отголоски алмазной парюры, которую носила ее предшественница, королева Фавзия. (Эта парюра была сделана Van Cleef & Arpels.) Подобную диагональную диадему также носила принцесса Грейс из Монако.
Интересно то, что ожерелье из комплекта называется по имени одной из своих хозяек "Ожерелье Гарамоль Салтане" .
Диадему к нему сделали позже.
Бриллиантовая парюра принцессы Фавзии, первой жены Пехлеви.
В 1939 году принцесса Египта Фавзия Фуад вышла замуж за будущего шаха Ирана Мухаммеда Реза Пехлеви. Для этого грандиозного события фирме Van Cleef & Arpels было поручено изготовить ювелирные украшения из платины и бриллиантов, состоящие из ожерелья, пары сережек и тиары.
Эта замечательная тиара была украшена 54 бриллиантами грушевидной формы весом 92 карата и 530 бриллиантами багетной огранки весом 72 карата.
Уникальное двухрядное ожерелье из бриллиантов круглой и багетной огранки, а также серьги и диадему, принцесса носила во многих случаях.
Принцесса Фавзия стала горячим поклонником ювелирных изделий Van Cleef & Arpels и никогда не упускала возможности посетить их бутик на Вандомской площади в Париже.
Этот набор ювелирных изделий, по-видимому, вернулся в Египет с Фавзией. Он не был частью драгоценностей короны Ирана, которые остаются после свержения шаха в Центральном банке Тегерана сегодня. Драгоценности из египетской королевской семьи были конфискованы после того, как их монархия была свержена, но набор, похоже, тоже ускользнул от этой судьбы. Принцесса Фавзия умерла в 2013 году.
Перед тем, как жениться на Фарах, шах состоял в браке 2 раза, но браки не были долгими. И именно Фарах вела активную общественную жизнь, часто фотографировалась, сопровождала шаха в поездках и на приемах, и не случайно ее фотографий сохранилось намного больше.
Поэтому на фотографии его жен Сорайи и Фавзии Фуад мы взглянем в другой статье, а также послушаем истории их жизни.
Ваш канал