От Сакраменто до Лос-Анджелеса, колониальные отпечатки пальцев Испании можно увидеть по всей современной Калифорнии. Но знаете ли вы, что в XVIII веке царская Россия откусила себе кусок этого будущего государства?
Григорий Шелихов в 1784 году этот торговец мехом основал Колонию Трех Святителей, первое постоянное российское поселение в Северной Америке, на острове Кадьяк на Аляске. В то время Россия возлагала большие надежды на экспансию на восток, рассматривая колонию в заливе Трех Святителей как первый шаг к превращению Тихого океана в личное «внутреннее море» своей империи.
Помня об этом, 15 лет спустя была создана мощная Российско-американская компания, которая быстро начала утверждать монополию на торговлю на Аляске. Российско-американская компания держала эту власть до тех пор, пока Аляска не была куплена США в 1867 году.
Шкуры выдры были самым прибыльным товаром в этом районе. Однако после нескольких десятилетий чрезмерной охоты со стороны Российско-американской компании животные стали редеть. В то же время русским поселенцам было трудно адаптировать свои традиционные методы ведения сельского хозяйства к суровой местности Аляски и сокращенному вегетационному периоду. В результате стало трудно снабжать колонистов достаточным количеством еды. Что-то нужно было делать.
МЕЧТЫ О КАЛИФОРНИИ
Именно тогда Россия нацелилась на Калифорнию. Поначалу колонии на Аляске были просто заинтересованы в том, чтобы добывать больше еды, торгуя со своими испанскими коллегами из Кали.
Форт Росс, расположенный в 100 километрах к северу от современного Сан-Франциско, является крупнейшим сохранившимся следом этих усилий. Это деревянное поселение, которое сегодня является исторической достопримечательностью, было официально основано 2 февраля 1812 года после того, как оно было приобретено у местных коренных американцев за «три одеяла, три пары бриджей, два топора, три мотыги и несколько бус».
Росс, получивший свое название от фонетического аббревиатуры России, в течение следующих 29 лет принимал оккупантов с родины. К сожалению, несмотря на все усилия поселенцев, этот калифорнийский эксперимент не смог ни адекватно решить проблему продовольственного кризиса на Аляске, ни произвести достаточно меха выдры, чтобы стать прибыльным. Кроме того, присутствие России там было не очень тепло встречено испанцами.
Наконец, в 1841 году территория Форта Росс была продана американскому первопроходцу по имени Джон Саттер, на этот раз за согласованную сумму в 30 000 долларов, которую он так и не заплатил.
РОЖДЕНИЕ САН-ФРАНЦИСКО
С другой стороны, колониальной России можно частично приписать создание одного из самых известных документов Америки: доктрины Монро. В 1821 году царь Александр I, подданные которого теперь безраздельно властвовали над всем, от Аляски до Орегона (не говоря уже об этом крошечном кусочке калифорнийской недвижимости), издал императорский указ, запрещавший иностранным судам приближаться к «его» тихоокеанскому северо-западу.
Государственный секретарь Джон Куинси Адамс незамедлительно сообщил послам России, что правительство США «оспорит право России на любое территориальное учреждение на этом континенте, и что мы должны четко исходить из принципа, согласно которому американские континенты больше не являются субъектами каких-либо новых колониальных образований». Два года спустя этот аргумент будет отражен в антиколониалистском манифесте президента Джеймса Монро.
Еще одно свидетельство влияния России на Калифорнию можно найти в названии района Сан-Франциско «Русским холмом». Во время золотой лихорадки в Калифорнии там была обнаружена горстка надгробий с кириллицей (которые, вероятно, принадлежали приезжавшим российским купцам), что является еще одним свидетельством глубоко укоренившейся связи Золотого штата с этой давно исчезнувшей империей.