Найти тему
Открытые новости

Возможна гибридная форма обучения

Нужно отличать удаленку и дистанционное образование, то, что происходит сейчас, и то, что может быть в перспективе.

Естественно, у любой подобной инновации есть определенные ограничения. Нужно понимать, что ввести любую подобную инновацию, такую, как дистанционное обучение, сразу, всерьез и надолго очень сложно. Это долгий процесс, и он должен занимать, как минимум, несколько лет. Вспомним, тот же самый ЕГЭ, который начинался, как эксперимент, а потом вышел на больший масштаб, вводился около десяти лет.

Если анализировать американский опыт и учитывать мнение американских врачей и педиатров, то есть определенные ограничения. Дошкольник может работать с экраном компьютера и планшета не более 1 часа с перерывами, и то только под присмотром родителей. Младший школьник может работать с компьютером или планшетом не больше двух часов, старший школьник – не более четырех часов, студенты и преподаватели – не более шести часов в день. Если делать это дольше, то интенсивность усвоения материалов падает. И если в режиме оффлайн можно изучать новые темы, проходить новые разделы, то в режиме онлайн, на удаленке, когда учитель и обучаемый разнесены, пускай даже у

них есть связь посредством zoom или другой системы, гораздо эффективнее, если в этом режиме студент или школьник, что называется, набивает руку на задачках и повторяет пройденный материал. То есть, если у нас есть режим оффлайн, традиционные занятия в школе, то здесь необходимо изучать новые темы, проходить новые разделы, а на удаленке стараться знания закреплять, углублять, расширять.

Соответственно, можно выйти на систему смешанного обучения. Когда у нас кризисные события типа той же пандемии, или когда необходимо одновременно сбивать темпы прироста эпидемии и продолжать учебный процесс без серьезной потери качества. Например, хотя подчеркну, что это расчеты предварительные и условные, в течение двух недель обучающиеся проходят новые темы в стенах образовательной организации, что называется, очно, затем следует режим дистанта, удаленки, те же самые две недели, в течение которых они закрепляют, углубляют, набивают руку на решении задач.

Такая смешанная форма обучения, гибридная, с ротацией обучающихся, может иметь место быть. Но еще раз повторю, что это только предположения, только гипотеза, основанная на том, что онлайн обучение как оно преподносится сейчас – это не панацея, это однозначно ухудшение качества образования, не тотальное, но все же ухудшение.

Кроме того, следует понимать, что в режиме онлайн происходит увеличение так называемого образовательного неравенства. Потому что есть обучающиеся, у которых большее количество компьютеров в семье, есть обучающиеся, которые более мотивированы на обучение. И, соответственно, как уже показали результаты ЕГЭ-2020, такие обучающиеся сдадут ЕГЭ и ОГЭ лучше, чем если бы они учились в традиционном очном режиме. Но в то же время есть и достаточно большая группа обучающихся с меньшей мотивацией, которые сдадут ЕГЭ хуже, и по другим оценкам качества их результаты будут несколько хуже, чем при традиционной очной форме обучения.

Что же касается перспектив внедрения, то, во-первых, все-таки нужно пройти определенный этап апробации и эксперимента. Он может длиться, на мой взгляд, не меньше года-двух, прежде чем мы выйдем на оптимальное соотношение онлайн и оффлайн, прежде чем будут подобраны конкретные методики. Потому что, по сути дела, полностью дублировать классно-урочную систему, все те методы и подходы, которые есть, сейчас нельзя, нужно делать что-то новое, а новое требует обкатки и апробации. Поэтому повторюсь, что сразу ввести подобную онлайн-систему дистанционного образования невозможно. Если делать это быстро, большим административным усилием, то упадет качество образования. Но в порядке эксперимента, и в порядке гибрида, ротации, когда часть обучения осуществляется онлайн, а часть – очно, это вполне может быть. Но в таком случае возрастает организационная нагрузка на обучающихся, на преподавателей и организаторов образовательной деятельности.

Антон Дождиков, ведущий специалист Центра образовательных данных ФИРО РАНХиГС