К 1066 году норманны под предводительством Вильгельма Завоевателя вторглись в Англию и обнаружили там уже знакомую им денежную систему. Таким образом, никаких серьезных изменений в монетах не произошло, и французы сохранили английский контроль над чеканкой и систему периодических изменений типов монет.
Во время правления Вильгельма I действовало всего 70 монетных дворов, но со временем их количество начало резко сокращаться. К середине XII века осталось 55, при Генрихе II (1154–1189) — уже 30, а затем их количество и вовсе уменьшилось до 11. Французский метод централизации монетарной власти продолжался, и ко второй половине XIII века выпуск монет был ограничен двумя дворами — Лондоном и Кентербери, за исключением двух церковных монетных дворов.
Официальная чеканка полупенсов закончилась в период правления Эдгара. Это привело к традиционному разделению серебряных пенни на половинки или даже четвертинки, которые иногда называют «bits». Наконец, при Генрихе I в 1106–1107 годах произошла денежная реформа, во время которой снова был разрешен официальный выпуск круглых полупенсов. Однако из-за появления подделок (бронзовые монеты, покрытые серебром) многие серебряные пенни были разрезаны пополам только для проверки их подлинности. Народ был сбит с толку и не хотел принимать монеты в таком виде. Около 1107-1108 годов английские власти пошли на весьма необычный шаг. Они приказали официально уничтожить все новые монеты, чтобы заставить население принять в обращении текущие деньги.
Денежный кризис, произошедший в то время в Англии, несомненно, аналогичен кризису, с которым столкнулся император Аврелиан (270–275 гг. н. э.). На Рождество 1124 года нашей эры чеканщиков собрали вместе в Винчестере, где их призвали к ответу за свою деятельность. Сообщается, что некоторые из них были изувечены за выпуск монет низкого качества. Действительно, большая часть низкокачественных монет появлялась в обращении с подачи самих чеканщиков, как это было в Риме в III веке нашей эры.
Нет никаких сомнений, что плохое состояние денежной массы и отсутствие уверенности в возможности государства поддержать ее, способствовали экономическому хаосу того времени. Неудивительно, что за этим периодом экономической инфляции последовали Гражданская война и анархия между 1138–1153 годами во время правления Стефана (1135–1154 годы нашей эры).
Стефан Блуаский, граф Булонский и племянник Генриха I, пересек Ла-Манш, получив известие о смерти своего дяди, и занял трон Англии. Хотя Генрих I хотел, чтобы его дочь Матильда унаследовала его. Матильда была вдовой германского императора Генриха V и в то время была замужем за Джеффри, графом Анжуйским.
Два года спустя Матильда прибыла в Англию, чтобы претендовать на трон при поддержке сводного брата Роберта Глостерского. Во время последовавшей гражданской войны Матильда, а затем ее сын Генрих Анжуйский создали альтернативный суд в Бристоле и взяли под контроль большую часть Западной Англии, где чеканили собственные монеты. Таким образом, Матильда стала первой женщиной в Англии, чеканившей собственные монеты. В этот тревожный период было изготовлено много нестандартных монет, что только усугубило печальное состояние денежной массы в Англии. В конце концов, после смерти сына Стефана, Юстаса, в 1153 году, между двумя фракциями был заключен договор, по которому сын Матильды Генрих II стал наследником престола Англии. Благодаря этому снова появилась единая чеканка.
Автор: Мартин Армстронг | Перевод: Золотой Запас
Другие статьи из серии «Мировая история денег»: