Главное направление роста города Самары первоначально проходило от устья одноименной реки вверх по течению Волги вдоль берега. А поперечные улицы были гораздо короче, и с некоторых пор каждая из них сразу после прокладки называлась Пробойной (иногда Проломной). Затем ей давали другое имя, а название Пробойная переходило к следующей поперечной улице.
Связано это с тем, что для их прокладки приходилось пробивать (проламывать) жилые массивы, возникшие до введения единого плана застройки города. Всего в Самаре таких улиц пять, и самая молодая из них нынешняя Некрасовская.
А мы в ходе нашей многосерийной прогулки по улице Чапаевской как раз достигли Некрасовской. Ее первое известное название, как вы уже поняли, Пробойная (1820-е годы). В 1830-е она стала Хлебной, в 1840-е – Перфильевской, в 1850-е – Лебяжинской, в 1860-е – Панской (тоже популярное название, которое позже надолго закрепилось за нынешней Ленинградской). В те же 1860-е улица названа Предтеченской в память о деревянной церкви Иоанна Предтечи, в которую упиралась улица, и на месте которой в 1857 году заложен нынешний Покровский собор.
В 1923 году улицу Предтеченскую переименовали в честь автора знаменитых строк «Выдь на Волгу: чей стон раздается над великою русской рекой?» – поэта Николая Некрасова. Что ж, в этом нет никакого противоречия: по Некрасовской действительно можно дойти от Покровского собора до Волги.
А на перекрестке Чапаевской и Некрасовской кроме уже знакомых нам по предыдущему тексту современных шестиэтажек имеются два строения более ранних эпох.
На нечетной стороне красуется здание Военного комиссариата Самарской области, в реестре объектов культурного наследия именуемое зданием в стиле ар-деко (ул. Чапаевская, 121). Оно построено (или перестроено), по всей видимости, в 1930-е годы. Архитектор неизвестен.
Применительно к СССР стиль ар-деко еще называют постконструктивизмом, и возник он как реакция на травлю собственно конструктивизма в связи с предложением товарища Сталина использовать в творчестве лучшие приемы классической архитектуры.
В результате, как видно на фото, внешние объемы здания всё еще повторяют его внутреннюю функциональную структуру в виде сочлененных кубов и параллелепипедов (характерный признак конструктивизма), но оболочка уже усложнена: стены не плоские, в нашем случае они имеют вертикальное членение лопатками и пилястрами, декорированы рельефной кладкой.
В начале 1920-х годов на этом месте еще находился бывший дом князя А. Д. Оболенского, облюбованный Особым отделом ГубЧК и полномочным представительством ВЧК по ПриВО. Фотографий усадьбы я не нашел. В сети удалось обнаружить только проект каменной кладовой на дворовом месте князя.
Про угловой дом №126 на другой стороне Чапаевской известно больше. Он спроектирован в 1927 году Петром Щербачевым.
В отличие от здания в стиле ар-деко, демонстрирующего окончание короткого века самарского конструктивизма, здесь мы видим самое его начало, в данном случае – переход от ретроспективизма к конструктивизму.
Стены здания уже почти плоские, сдержанно декорированные слабо выступающими лопатками и подобием пилястр с рельефной кладкой в верхней части, имитирующей капители.
Вы наверняка обратили внимание на сходство декора двух угловых зданий. Кем бы ни был неизвестный создатель дома в стиле ар-деко, он явно заметил и переосмыслил идею Петра Щербачева.
Ну, за преемственность!
Спасибо, что дочитали!
Предыдущую часть читайте здесь. Начало прогулки – здесь. А что находится рядом на параллельной улице Фрунзе, можно узнать здесь.
Если текст понравился, поставьте, пожалуйста, лайк. Ну и помогите продвижению канала, сделав репост в соцсетях (это совсем не сложно – кнопки находятся на полях слева от текста).