Найти в Дзене
AC MAXIS (Андрей Кононов)

Прядкин: РПЛ не развивается, нужно скоращать до 12 команд, футбол не для всех.

Оглавление

Прочитал недавно большое интервью Сергея Прядкина - президента РПЛ, при таком руководстве в нашей стране скоро не будет футбола. Все его высказывания дают четко понять, что всем сейчас важны лишь деньги, а сама игра никого не волнует, и вот, что я думаю про некоторые его высказывания. Ну обо всем по порядку.

За футбол должны платить

-... В какой европейской стране есть спорт на общедоступном канале? Я часто слышу, что мы зарабатываем меньше, чем румыны, турки и так далее. Конечно, зарабатываем меньше, потому что в большинстве стран отсутствует спорт на общедоступном канале – везде ты покупаешь. Может, в Германии ты матч открытия посмотришь или обзорную передачу какую-то. Но на этом все.
Мы в свое время начинали движение в этом направлении – достаточно сложно было, я со многими ругался, когда мы создали «Лигу-ТВ». Правильный был путь. Честно скажу: правильный. Свой продакшн, своя дистрибуция. Трудный путь был, несколько директоров сменили – одни были прогрессивные, потом стагнация. А затем был создан федеральный спортивный канал. Мы были вынуждены закрыть компанию и передать все наши права «Матчу»...

Мы к этому и приходим, российского футбола на ТВ стало меньше, иногда ТОПовые матчи показывают только на платном канале, толкая людей на покупку подписок. Но там не учитывают, что не у всех есть возможность смотреть платные каналы, и это не только финансовая сторона, думаю 299 руб. найти можно, но и техническая, высокоскоростной интернет, кабельное или спутниковое телевидение, телевизоры с поддержкой СМАРТ тв и т.д. Получается футбол становится не для всех.

Про РПЛ

Ж: -...У вас какие эмоции от того, что приходится гордиться стабильностью, а не ростом? Вы же приходили не держать то, что есть...
П: – Ты хочешь сказать, что не дрейфовать, а развиваться? А я и не скрываю: я недоволен нашими доходами. Надо прибавлять в коммерческой деятельности, поэтому мы и обновили команду. Я хочу больше, но, к сожалению, такая действительность.
Но я доволен тем, какой продукт сейчас у нас – с точки зрения организации чемпионата. Что, у нас чемпионат организован хуже, чем в Германии, Англии или Испании? Не хуже.
Я доволен нашей материальной базой, пусть это будет третье. Безусловно, это заслуга чемпионата мира, но совсем в прошлое ушли вопросы полей – только в Сочи сейчас затронули, но это рабочие моменты, уже справились. Я доволен, что в первом дивизионе есть 4-5 команд с современными аренами – такого в жизни не было! Играли на таких огородах! Даже в Премьер-лиге. В спортивном блоке, с приходом Александра Валерьевича Дюкова, мы сейчас больше углубляемся: интенсивность игры в лиге, подход к тренировочному процессу и так далее. Это частные возможности каждого клуба и тренера, но с точки зрения спортивного хозяйства – огромный прогресс.
Доволен, как сейчас календарь делается. Мы раньше раздавали клубам пять версий календаря – и сколько пота и крови стоило согласовать его. Новый принцип составления календаря продавила лига.

Получается, у нас все хорошо с чемпионатом, с материальной базой (без ЧМ этого бы не было), с календарем, плохо что мало зарабатываем. А то, что уже второй сезон проваливаемся на европейской арене, так это не важно. Зато хотим продавать трансляции РПЛ по всему миру, но с таким уровнем игры, его смотреть не хотят даже свои болельщики. Предлагаются искусственные методы поднятия привлекательности для зрителей и поднять доходы:

– Первое и основное – отсутствие конкуренции. Второе, вытекающее из первого – роль государственного финансирования в спорте. Третье – терпение и выдержка у всех заинтересованных сторон, чтобы следовать стратегии.
Затрону еще одну тему. Ничего нового господа колумнисты не придумали, описывая, что сделать с российским футболом, чтобы он рос. Все преимущества различных структур соревнований мы прошли от и до. Их было 12 – оставили 6, потом оставили 3.
Все зависит от целей, которые ставим. Если это увеличение уровня соревнований – спортивного, коммерческой привлекательности, экономической эффективности клубов – то нужно преобразовать формат соревнований в тот, при котором будет больше матчей повышенного интереса.
Я сторонник увеличения количества топовых матчей категории А-А. То есть той схемы, при которой клубы разбиты на группы по 12. Я в свое время уже заявлял, что надо сократиться. Как мы раньше изучали в университете Ленина, только наоборот: шаг назад, два вперед. Я это сказал, и меня тут же начали критиковать: у нас большая страна и так далее.
Если сокращаться, из нынешних 16 клубов придется 4 убрать. Как вы думаете, если сказать какому-нибудь губернатору, что вы не будете в Премьер-лиге играть, а будете в РПЛ-2, реакция какая последует?
Кто-то о таких особенностях не задумывается, а кто-то – думает. Но схема с 24 командами в двух дивизионах была бы идеальна: увеличение количества топовых матчей влечет за собой рост рейтингов и выручки.
Тем самым клубы, которые попадут в РПЛ-2, в финансовом плане даже выиграют за счет потенциально бОльших сумм от распределения доходов с медиа- и коммерческих контрактов. Ведь ключевой драйвер роста – матчи категории АА и АВ.

Но действительно ли такое сокращение преследует цель повышения качества футбола с вытекающими последствиями? Следующее высказывание наводит на другие мысли.

О финансах

– Наверное, народа мало, чтобы сделать золотую обертку лиги – как модно было раньше говорить. Такую, которая будет востребована партнерами, спонсорами, телевидением. Но надо вместиться в скромный бюджет, который нам выделяется. Мы живем только на взносы (около 12 миллионов рублей с клуба за сезон, за 16 клубов – 192 млн – прим. ред.), и повышение взносов у меня происходило всего один раз за все время.
Мы хотим пересмотреть финансовую модель лиги. Мы должны жить не только на взносы, а на процент от дохода. Не должен я изыскивать дополнительные средства и просить партнеров помочь в чем-то лиге помимо контрактных обязательств. У нас должна быть четкая система: зарабатываем мы 100 рублей – 10 остается в лиге на развитие, сотрудников и так далее. Остальное распределяется клубам. Мы пока к такой модели не пришли. И мне очень сложно будет клубы убедить, чтобы это случилось.
У нас сейчас 49-52 человека – это мало, наверное. У Бундеслиги, например, есть свой продакшн, который сидит в другом городе. В штате у Зайферта около 400 человек.

Вроде бы сокращаем РПЛ, но на самом деле увеличиваем на 8 клубов, благодаря чему, получаем дополнительно примерно 90 млн. руб. на взносах. О самих клубах и футболистах никто не думает, потому что при таком интенсивном графике игр класса АА и АВ, дать отдохнуть лидерам не удастся, и командам придется покупать по два, как минимум, равноценных футболиста на одну позицию, что бы не терять в качестве игры. Что приведет снова к искусственному повышению стоимости и росту зарплат российских игроков из-за лимита на легионеров.

И еще для размышления

*Журналист **Прядкин

Ж*: – Мне давно очень интересна одна история вокруг РПЛ. Есть компания, которая занимается организацией чартерных перелетов разных команд РПЛ – «Авиаальянс». И она сидит прямо в вашем офисе.
П**: – К сожалению, они уже сокращают у нас все свои офисные помещения. И не только они, субарендаторы уходят. Но к «Авиаальянсу» мы не имеем отношения.
Ж: – Просто ими летает четверть (а то и больше) команд РПЛ, и они сидят в вашем офисе. Отсюда вопрос.
П: – Там работает очень работоспособная девушка. Если кто-то думает про какие-то меркантильные интересы: повлиять на клубы и иметь что-то с клубов – это очень тяжело.
С «Авиаальянсом» нас познакомил Алексадр Аркадьевич Мейтин (директор по безопасности РПЛ – прим. ред.). Он был знаком с этой компанией ранее. Но с точки зрения меркантильности нас никак не привяжешь.
Ж: – Я слышал такую версию: когда у «Оренбурга» в этом году были проблемы с лицензированием стадиона, была рекомендация летать через эту компанию. «Оренбургу» лицензию выдали, летом он точно летал с «Авиаальянсом».
П: – Неправда. Я не давал и не мог дать такой команды. При всем моем опыте службы я понимаю: даже если бы и возник соблазн на что-то повлиять, рано или поздно это где-то вылезет. Ни один из партнеров не скажет, что для того, чтобы получить лицензию или ввести что-то, Сергей Геннадьевич что-то просит.
Ж: – Так вас никто и не обвинял. Вы сами сказали: Мейтин познакомил с компанией, а он как раз занимается стадионами.
П: – Я не знаю, какие у него есть способы воздействия на выдачу лицензии. Он у нас входит в состав комиссии по сертификации стадионов. Все.
Ж: – Речь как раз о ситуации со стадионом.
П: – Мы можем давать клубам информацию по тому или иному вопросу.
Ж: – То есть вы советовали летать «Авиаальянсом»?
П: – Нет. Мы можем просто давать клубам информацию. Могу привести пример. В свое время к нам пришла компания «Академсервис», которая занимается размещением. Они сказали, что готовы на партнерских отношениях участвовать в размещении команд – вы можете нас поддержать? Мы собрали на них материалы (что компания представляет собой) и сказали, что поддержим, если цена устроит клубы. Так и с «Авиаальянсом» многие обращались. Но занятия «ты мне – я тебе» нет, я положу конец такому сразу. Я многое прошел и видел в жизни, у меня к этому жесткое отношение.

Ну кто же в таком признается...

Все интервью звучит только одна мысль, надо больше зарабатывать и не говорится о развитии самого футбола, о достижении каких-то результатов в Европе, подготовка высококлассных игроков для сборной и т.д. По его словам хотят сделать конфетку, из ... ну вы сами поняли из чего. "Народа мало, чтобы сделать золотую обертку лиги" - следовательно и денег.

А может следует сначала сделать качественный товар, который будет интересен всем, не только на внутреннем рынке? Который захотят покупать снова и снова, а к чему стремятся сейчас, я так понимаю, главное втюхать кому-нибудь, и будь, что будет, но отзывы и рейтинги никто не отменял, и дураков становится все меньше.

Вот такие наблюдения, если согласны, жмите палец вверх, делитесь своими мыслями в комментариях, и подписывайтесь на канал.