Глядя на это фото совершенно невозможно представить, что на месте видимого на снимке крутого яра, грозящего опасными оползнями, но под которым, тем не менее, смело переодевается юная девушка в скромном купальнике, в настоящее время в 21 веке – а снимок сделан приблизительно в 1946-47 годах - располагается наша Красноармейская гранитная набережная с гигантским вождём мирового пролетариата на высоком постаменте.
Вот такой редкий снимок в альбоме своей матушки Тамары Александровны, которой нынче уже 91 год, нашёл мой давний друг и старожил Сергей Николаевич Купцов.
Эта юная купальщица и есть сама Тамара Александровна, в те времена, когда её было всего 18 лет и когда она начинала учиться в Сталинградском медицинском институте.
Тамара Александровна родилась и всю свою вековую жизнь прожила в Красноармейском районе – видела и помнит всё, что происходило на его территории под нашими благословенными горами Ергенями.
По многим вопросам, касающимся истории нашего района, я, когда снимал фильм «История души», обращался через Сергея Купцова именно к ней. Замечу, что с некоторых пор я мало доверяю исследователям нашей местности, общающимся только к документам, бумажкам – якобы бумажные документы объективны – таким исследователям, которые сами мало что видели собственными глазами, но при этом не прислушивающимся к живым очевидцам-старожилам, свидетельства которых идут вразрез с их исследовательской «легендой».
Изумительно величественный яр высился на месте нашей набережной! Не менее, а, может быть, и более красивый, чем нынешняя набережная. Это моё субъективное мнение.
Представляете, как чисто было в те далёкие времена – ещё до постройки Волго-Донского канала - на этом/нашем берегу Волги. По свидетельству Тамары Александровны – а Тамара Александровна медик-бактериолог - воду прямо из реки пить не боялись – это было не опасно и не грозило даже расстройством желудка.
Покойный Марк Абрамович Шварц рассказывал в том же фильме «Истории души», как в послевоенные сороковые годы они, ватага мачтозаводской ребятни, купалась на этом «домонументальном» месте и, пока они счастливо бултыхались, часть яра рухнула и завалила их одежду.
Весной тюльпаны чуть не прыгали с этого крутого яра в Волгу – необъятные буйные пёстрые ирисо-тюльпанные поля простирались на месте нынешнего Заканалья. Неисчислимые быстроногие сайгачьи стада прибегали на водопой из калмыцких степей к этому месту. Истребили и тех, и других.
Людям, возможно, стало и комфортнее жить, а вот диким растениях и животным не особо.
Прекрасный снимок неизвестного автора.
Сталинград. Красноармейск.