Найти тему

Президент ЕЕК Вячеслав Моше Кантор: возможно ли победить терроризм

Угроза терроризма в современном обществе остаётся непреходящей, уверен Вячеслав Моше Кантор, президент Европейского еврейского конгресса (ЕЕК). На протяжении последних нескольких лет вопросы борьбы с террором поднимаются с разной периодичностью – в основном, связанной с совершением очередного теракта или всплеском террористической и экстремистской пропаганды. По мнению самого Моше кантора, никакой одномоментной победы над терроризмом быть не может, это сложный процесс, в который должны быть вовлечены самые разные силы, в том числе на международном уровне. А потому этой проблемой необходимо заниматься постоянно, не дожидаясь очередной трагедии…

Свежие раны

Серия нападений на мирных граждан в столице Австрии, Вене, в начале ноября 2020 года вновь заставила весь мир говорить об угрозе террора и том разрушении, что несут с собой радикальные идеологии, будь они религиозного или иного характера. Вячеслав Моше Кантор в этом вопросе остаётся непреклонен: у терроризма нет ни религии, ни нации, никакого другого «оправдания» или причины, кроме желания нести страх и разрушение цивилизованному миру. События в Вене, по мнению Кантора, являются лишь ещё одним, казалось бы уже не нужным доказательством того, насколько опасны для городов Европы исламистские – как впрочем и любые другие – террористические организации.

Стоит отметить, что нападения в Вене отличались координацией и явным планом – стрельба началась у здания синагоги Штадттемпель и продолжилась в других частях города, несколько человек были убиты, более десятка – получили ранения. Комментируя произошедшее от лица ЕЕК, Вячеслав Кантор признал, что конгресс был потрясён тем диким уровнем ненависти, желанием калечить и убивать, с каким террористы приложили все усилия, чтобы оставить за собой как можно больше жертв. Особенный цинизм происходящему, по мнению Кантора, придало то, что произошло всё это в вечер перед объявлением в Австрии карантина из-за пандемии коронавируса.

Теракты в Австрии, подчеркнул Вячеслав Кантор, это подтверждение того, что ни одна страна, ни одна община, ни одна нация на самом деле не застрахована от подобных проявлений ненависти, от этих варварских актов. То, что стрельба началась у здания этой конкретной синагоги, стала дополнительным ударом и для еврейской общины – ведь, как сообщил Кантор, именно здесь почти 40 лет назад произошла одна из первых атак на еврейские объекты в Европе.

«Эти события служат нам напоминанием о том, что бдительность, борьба с терроризмом и отстаивание наших ценностей являются неизменной необходимостью для избавления Европы от глобального бедствия, которое представляют собой терроризм и нетерпимость, и что террор нацелен на всех нас», - заявил Вячеслав Моше Кантор.

Не менее, а то и более жестокими и варварскими стали нападения на французов, о которых Вячеслав кантор также высказался, назвав их атакой на фундаментальные права, свободы мнений и выражений. Свою роль, уверен Кантор, сыграла и та терпимость, что проявляла Европа последние годы к радикальным идеологиям и течениям на своей территории – подобные обстоятельства, увы, создают своеобразную «моральную поддержку» террористам, которые начинают чувствовать собственную безнаказанность.

Упреждающая борьба

Сегодня уже глупо отрицать, что постоянная угроза терроризма безвозвратно изменила сам образ жизни в большинстве стран – страх за собственную безопасность во многом стал доминирующим для многих людей, привычными и даже обязательными стали и повсеместные усиления мер этой самой безопасности. Вячеслав Моше Кантор в своих выступлениях, впрочем, не раз отмечал, что подобные меры, хоть и необходимы, сами по себе не могут победить терроризм. Эффект от них сиюминутен и краткосрочен, если и позволяет предотвратить теракты, то единичные, не представляя при этом угрозы для террористических сетей и идеологий как таковых.

Обратная сторона всех этих мер также не может остаться без внимания. Как подчёркивает Вячеслав Кантор, постоянная напряжённость и присутствие в повседневной жизни всех этих необходимых мер безопасности лишь повышает тревожность людей, создают у граждан ощущение, что все они – заложники осаждённой крепости. Для самого Вячеслава Моше Кантора как президента Европейского еврейского конгресса это особенно болезненная тема, ведь подобные условия жизни – не редкость для еврейских общин, расположенных по всей Европе, и рост антисемитизма и антисемитских инцидентов в последние годы заставил многие из них действительно постоянно жить в условиях повышенной готовности к опасности.

Ещё в 2015 году, когда в Европе прошла серия громких терактов, Вячеслав Кантор говорил о необходимости сменить политику в отношении терроризма от обороны к наступлению. Антитеррористическая политика, основанная исключительно на защите, доказывает свою неэффективность уже тем фактом, что теракты продолжают случаться, уверен Кантор. Необходимо устранять угрозу, а не устранять её последствия.

Борьба с террором – борьба прежде всего международная, отмечал Кантор, говоря прежде всего о той угрозе, что представляют собой глобальные террористические организации и сети. Большинство самых опасных и громких терактов совершаются именно их сторонниками, а сами организации имеют чёткую структуру и разветвлённое строение, позволяющее им оперировать по всему миру и при этом оставаться недосягаемыми. Борьба с ними – это не только непосредственное физическое устранение их членов, уверен Вячеслав Кантор. Борьба должна заключаться и в том, чтобы лишить их финансирования, перерезать потоки снабжения и вербовки новых членов, а также в том, чтобы подорвать их пропаганду – активную и опасную. Именно здесь таки необходимо международное сотрудничество, подчёркивал Кантор, сотрудничество, которое позволило бы создать эффективную глобальную антитеррористическую коалицию, чья сеть была бы не менее, а то и более всеохватна – и через эту сеть уже было бы не проскользнуть пересечением границы и т.д.

Борьба с идеологией терроризма – это отдельное направление, которому необходимо уделять самое пристальное внимание, заявлял Вячеслав Кантор. Ведь именно в идеологии, её власти над самими гражданами и особенно над молодёжью, которые под давлением пропаганды сами вовлекаются в террористическую деятельность, кроется одна из главных угроз терроризма. Пока существует идеология, привлекающая всё новых членов террористических организаций, арест отдельных представителей и раскрытие отдельных ячеек террористов не играет большой роли – на их место тут же придут новые.

Работа здесь должна вестись не только в направлении борьбы с распространением подобных идеологий, говорит Кантор, но и в направлении того, чтобы «лечить» саму атмосферу общества – это уже задача официальных властей. Создать в обществе такой настрой, где будет попросту невозможно распространение ненависти, - вот главная цель.

Разъединяющая ненависть

Ненависть является объединяющим фактором для всех террористических идеологий, уверен Вячеслав Моше Кантор, и она же является главной причиной творимых под их эгидой преступлений. Ни религия, ни нация, ни какая иная причина, которую могут постулировать идеологи терроризма, на самом деле не играют роли, ведь жертвами террора становятся абсолютно все – а значит направлен он на людей в целом, без различий на народность или конфессию.

Общественная проблема распространения подобных идеологий заключается ещё и в том, что они порождают ответную ненависть. Как отмечает Вячеслав Кантор, сам всплеск терроризма стал причиной того, что в обществе вырос уровень недоверия и, как следствие, нетерпимости по отношению к представителям различных меньшинств, как национальных, так и религиозных. Всё это вкупе замыкает этакий порочный круг: создаётся общая атмосфера нетерпимости и недоверия, что в свою очередь создаёт благоприятную почву для дальнейшей пропаганды ненависти. Масла в огонь, по мнению Вячеслава Моше Кантора, подливают и официальные политические силы, партии и отдельные деятели, которую берут риторику нетерпимости на вооружение, играя на общественных страхах и поддерживая в обществе ту самую пагубную атмосферу. Всё это, говоря грубо, нормализует нетерпимость. Вячеслав Кантор уверен: единственным настоящим оружием против подобного должно стать укрепление принципов толерантности, их возрождение и продвижение, и в этом вопросе как раз позиция официальных властей и лидеров общественного мнения играет особенно важную роль.

Что касается информационной борьбы с пропагандой террора, то и здесь необходима жёсткая позиция: а именно открытое и непреклонное осуждение терроризма, его пособников и преступлений, что они совершают. В качестве примера Вячеслав Моше Кантор в своё время приводил суд над террористом Неммушем, совершившим теракт в Еврейском музее в Брюсселе и получившим за это пожизненное заключение. Примечательным Кантор считает и то, что серьёзный срок – 15 лет – получил и пособник террориста, человек, который его вооружил, но сам не принимал участия в теракте. Подобные судебные решения и их освещение сами по себе являются важным посланием, уверен Моше Кантор: посланием о том, что, какую бы роль в террористической цепочке не играл человек, он остаётся участником движения, уносящего человеческие жизни, а потому виновен точно так же, как если бы сам нажимал на спусковой крючок. Последнее важно для предупреждения всех «сочувствующих» терроризму и террористическим организациям, считает Кантор.

В борьбе с ненавистью на официальном уровне тоже необходимы жёсткие решения, и с этой точки зрения Вячеслав Моше Кантор горячо приветствовал недавнее решение греческого суда, которое признало официальную политическую партию страны «Золотая заря» преступной организацией, а её лидеров, одно время даже заседавших в парламенте, лидерами преступной группировки. Доказательство реальной преступной деятельности стало логичным завершение деятельности партии, которая и прежде пропагандировала нетерпимость и ненависть, и чьи взгляды и сам Моше Кантор, и многие другие называли открыто неонацистскими.

«Мы надеемся, что другие страны, которые позволяют подобным неонацистским партиям участвовать в выборах и даже заседать в парламенте, также объявят вне закона те партии, которые продвигают идеологию расизма и ненависти», - заявил Вячеслав Кантор, комментируя решение греческого суда в отношении партии.

Горький опыт на страже будущего

Теракты, меры их пресечения и реальные случаи, пусть даже окончившиеся трагедией, тоже могут служить историческим уроком – прежде всего уроком по собственному предотвращению. На изучении имевших место преступлениях во многом сегодня и строятся меры безопасности против терактов. Например, подобное изучение позволило экспертам сделать вывод о том, что на «успешность» теракта во многом влияет подготовленность не только силовиков, но и рядовых граждан – чем выше их осведомлённость о необходимых мерах, тем выше шансы свести к минимуму число жертв, если не предотвратить само преступление.

Важность обучения и просвещения людей в вопросах безопасности всецело поддерживает и Вячеслав Кантор. По мнению Кантора, гражданам необходимо знать о тех угрозах, что их подстерегают, а также о том, какие шаги им нужно предпринять при столкновении с ними – это влияет не только на безопасность конкретных людей, но и в целом на картину безопасности. В современном мире, когда новые угрозы возникают буквально постоянно, просвещение людей Кантор называет и вовсе одним из главных направлений укрепления безопасности.

В ЕЕК под руководством Вячеслава Моше Кантора этому также уделяют внимание и вносят посильную лепту. Для анализа собственного опыта столкновения с нападениями и угрозами здесь создан Центр безопасности ЕЕК, однако работа его не ограничена лишь нуждами еврейских общин – эксперты готовы делиться своими наработками. Так, в 2018 году за авторством Центра в сети выходили короткие анимированные ролики, где простым и доступным языком, понятным в том числе детям, престарелым гражданам и даже не владеющим английским людям, доносились самые распространённые угрозы современного мира и то, что необходимо делать, столкнувшись с той или иной опасностью.

Что же касается обеспечения безопасности собственными силами, то и этот опыт у ЕЕК и еврейских общин довольно обширен. Рост антисемитизма, учащение случаев вандализма и нападений на еврейские организации заставили Центр безопасности разработать собственную стратегию, которая позволяет быть готовыми и иметь примерный план действий на случай очередного преступления, трагедии или даже теракта. Этим опытом, отмечает Вячеслав Кантор, еврейские общины также готовы делиться – как с правительственными организациями, так и с общественниками, службами быстрого реагирования и другими общинами и организациями, нуждающимися в защите от злонамеренных действий или просто чрезвычайных ситуаций собственными силами.

Этот опыт общины Европы уже предложили к изучению американским еврейским общинам – с соответствующим заявлением после трагедии в Питтсбурге, где в стрельбе в синагоге погибли люди, выступил Вячеслав Моше Кантор. Помимо прочего, специалисты из Центра безопасности ЕЕК предложили коллегам в США помощь в налаживании контактов с местными властями и службами спасения, разработке совместного плана действий на случай ЧС – что в случае новой трагедии позволит минимизировать возможный хаос и сработать максимально слаженно, тем самым, возможно, избежав ненужных человеческих жертв.

Этот же вопрос ЕЕК вынес и на международный уровень, в 2019 году организовав конференцию в Бельгии, посвящённую обмену опытом между самыми разными службами и ведомствами, ответственными за безопасность, в деле предотвращения чрезвычайных ситуаций. И материалом для изучения и обучения, в числе прочего, послужили и записи реально имевших место терактов 2016-го года.