Найти тему

Витте Е. И. Крещение Руси 1912

Оглавление

II. Крещение Руси.

(Летописный разсказ).

Христианство исподволь проникало в Русь. Св Кирилл и Мефодий, посетив Козарскаго хана, который в это время владычествовал над южной Русью, крестили многих его подданных; киевские князья Аскольд и Дир крестились, приняв крещение от греков, — и то, и другое произошло в 60-х годах IX столетия. Несколько позже, в первой половине X века, приняла крещение св. Ольга; уже при муже ея, Игоре, был в Киеве соборный храм во имя пророка Ильи, что доказывает, что в эту пору в Киеве было уже много христиан. Наконец, наступило время и для крещения всей Руси. В 980 году пришли к Киевскому князю Владимиру Святославичу, внуку блаженной Ольги, послы от болгар, веры Магометовой, что жили на Волге, и склоняли принять веру их. Слушал их князь: описание рая Магометова пленило воображение князя, но запрет пить вино ему не пришлось по душе.

Пришли послы от немцев-католиков; говорили они от имени своего первосвященника о величии невидимаго Вседержителя и ничтожестве идолов. Но князь отвечал им: «Идите обратно, отцы наши не приняли сего учения». Явились потом проповедники от жидов казарских. «Мы слышали,— сказали они Владимиру, — что к тебе приходили болгары и христиане, и уговаривали тебя принять закон их; но христиане веруют в Того, Кого мы распяли, а мы веруем в Бога истин-

4

наго, в Бога Авраама, Исаака и Иакова». Слушал их Владимир, как вдруг ... спросил: «А где земля ваша»? В Иерусалиме, — ответили жиды, — но Бог за грехи отцов наших предал нас в руки христиан и разсеял по всей земле. «Как же вы учите других,— возразил им князь,— будучи сами отвержены Богом? Как бы Бог любил вас и закон ваш, вы не были бы разсеяны по чужим землям: ужели того-же желаете и нам»?— Прислали к Владимиру и греки своего мудреца. Присланный прежде всего объявил князю, что весть о приходивших к нему из Болгарии и Рима проповедниках достигла и Греции; говоря это, он вкратце показал нелепости учения Магометова и заблуждение Римской церкви. Когда же Владимир сказал, что к нему приходили также проповедники жидовские и говорили, что христиане веруют в Того, Кого жиды распяли, то мудрец отвечал: «По истине, мы веруем в Распятаго жидами; но Сей Распятый есть Бог, пришедший на землю и воплотившийся нашего ради спасения, вкусивший смерть, воскресший и вознесшийся на небеса, согласно предсказаниям пророков. А жиды, дерзнувшие распять своего Мессию и не раскаявшиеся, испытали на себе всю тяжесть гнева Божия. Бог послал на них римлян, которые раззорили их грады, разсеял их по лицу всей земли и поработили народам иноплеменным». Но зачем Сам Бог сходил на землю и потерпел страданья»?— спросил Владимир. И тогда, по желанию Владимира, мудрец стал разсказывать ему о сотворении неба и земли и всей твари, о гордыне и высокоумии Сатаны, как он низвержен был с неба; о жизни перваго человека в раю, о преступлении заповеди и изгнании из рая и обетовании будущаго Избавителя; об убийстве Авеля братом Каином; о том, как люди, расплодившись и умножившись на земле, забыли истиннаго Бога, стали жит по-скотски; как Бог наказал их потопом; как остался один праведный Ной с тремя сынами, от них же вся земля заселилась. И были люди сначала единогласны, говорили одним языком, и задумали строить столп до небес. За этот горделивый, суетный помысл Бог разделил их на 72 языка. И разошлись они по странам, и каждый принял свой нрав и обычай. Тогда люди совсем забыли истиннаго Бога, стали покла-

5

няться лесам, источникам и рекам, и светилам небесным, потом стали делать кумиры деревянные, медные, иные золотые и серебряные, и поклонялись им, приводили сыновей и дочерей, заклали их перед ними. Остался верен истинному Богу один Авраам, за то Господь возлюбил его и произвел от него многочисленный народ. Этот народ, еврейский, был долгое время в рабстве у египтян, но Господь вывел его из Египта, чрез Моисея даровал ему закон на горе Синае и сохранил его на пути в землю Ханаанскую, обещанную Богом Аврааму и его потомству. Но народ этот жестоковыйный скоро забыл благодеяния Божия и, сделав тельца из золота, поклонялся истукану, как Богу. И много раз Господь избавлял евреев и призирал на скорбь их, когда слышал вопль их. Но они снова забывали Бога и поклонялись идолам. И раздражил народ этот Господа упорством своим. И послал им Бог пророков на обличение их беззаконий и кумирнаго служения. Они же, не терпя обличения, избивали пророков. И разгневался Господь на Израиля и сказал: «Отрину от себя, призову иных людей, которые Меня послушают,— если и согрешат, не помяну их беззакония»! И послал пророков, веля прорицать об отвержении жидовском и о призвании из всех стран. «Разсею вас, все останки ваши во все ветры. Отдам вас на поношение»! Так говорил Господь устами тех пророков. Пророки предвозвестили о пришествии Мессии и о призвании язычников». «Сбылись-ли эти предсказания?— прервал разсказ Владимир,— и когда сбылись»? — «Сбылись,— отвечал грек,— когда воплотился Господь» и затем изложил всю историю воплощения и земной жизни Спасителя, Его страдания, смерти, воскресения, вознесения на небо, ниспослания на апостолов Св. Духа и их разсеяния по всей земле для проповедания о Христе. Владимир опять остановил благовестника своими вопросами: «Для чего же Господь родился от жены, крестился в воде, был распять на дереве»? Мудрец отвечал и на эти вопросы князя и продолжал, что учение апостольское приняла вся вселенная, в числе других народов и греки, и что настанет, наконец, день, когда Господь Иисус Христос опять придет на землю судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его; праведным определит царствие небесное, а грешникам, не крестившимся во Имя

6

Его — огонь вечный. Говоря последния слова, мудрец разскрыл пред князем картину страшнаго суда и указал одесную Судьи праведников, с радостью идущих в вечныя обители, а ошуюю — грешников, влекомых на вечную муку. Владимир, смотря на картину, глубоко вздохнул и сказал: «Хорошо сим, одесную, и горе сим ошуюю»! — «если и ты желаешь стать с праведниками» заметил ему благовестник,— «то крестись»! Владимир положил слова сии на сердце и ответил: «Подожду еще немного»! Он желал испытать все веры. Щедро одарил Владимир мудреца и отпустил его с великою честью. Тогда созвал Владимир бояр и старцев градских и сказал им: «Приходили ко мне болгары, немцы, жиды, и предлагали веру свою; после всех пришли греки; они хулили все законы, свою же веру хвалили: что вы на это скажите»? «Дело известное» — сказали бояре и старцы, «и сам ты знаешь, что своего никто не хулит, а всегда хвалит. А коли хочешь разузнать дело получше, то у тебя есть мужи: пошли их испытать каждую веру на месте». Полюбилась эта речь князю и всем людям, и избрали добрых и разумных мужей, десять человек, и послали их прежде к болгарам, потом к немцам, а после всего в Царьград.

Цар греческий, узнавши о цели их прихода, велел показать им все величие греческаго богослужения. И послал он сказать патриарху: „Да созерцают они славу Бога нашего! Сам патриарх со всею торжественностью совершил литургию. Святительския одежды, великолепие храма св. Софии, Премудрости Божией, присутствие всего знатнаго духовенства, богатыя облачения, убранство алтаря, красота живописи, благоухание фимиама, сладостное пение клира изумили русских; дивились они и благоговели. И призвали их цари, Василий и Константин, и сказали им: «Идите в землю вашу» и отпустили их с дарами и великою честью. И когда возвратились послы в Киев, созвал князь бояр своих и старцев и сказал им; «Вот, пришли посланные нами мужи, послушаем их, что видели они». Послам же сказал: «Говорите перед дружиною». И стали послы разсказывать, как были они у болгар, видели их храмы скудные, и моление унылое, и лица печальныя... Потом разсказали, как были они у немцев, видели храмы их и службу, но кра-

7

соты не видели никакой. „Наконец — сказали они, пришли мы к грекам: и ввели нас туда, где служат они Богу своему; и мы не знали, на небе-ли мы находимся, или на земле! ибо нет на земле такого вида и такой красоты — не умеем и разсказать! Только знаем, что там с людьми обитает Сам Бог, и то Богослужение греческое лучше всех других. Не можем забыть такой красоты! Всякий человек, если вкусит сладкое, уже горькаго не захочет; так и мы не хотим более оставаться в язычестве. Выслушав послов, бояре и старцы сказали: «Если бы дурен был закон греческий, то и Ольга, бабка твоя, не приняла бы его: мудрейшая была из всех человек»! «Где-же приимем крещение»?— спросил Владимир.— «Где тебе любо»!— ответили все.

Наступил 988 год. Владимир пошел с войском на Корсунь, греческий город; корсуняне затворились в городе. Владимир стал в гавани, а город окружил со всех сторон войском; и крепко отбивались корсуняне. И послал Владимир сказать гражданам, что если они не сдадутся, то он будет стоять три года под городом. Но не послушали его. Тогда велел Владимир воинам своим делать вал около города, но корсуняне подкопали городскую стену и уносили присыпанную русскими землю в город; еще больше сыпали русские, а Владимир все стоял. Тогда один корсунянин, по имени Анастас, пустил из города в русский стан стрелу с надписью! «за тобою к востоку находятся колодези, откуда вода идет по трубе в город; перекопайте и отведите воду».

Услышав это, Владимир воззрел на небо и воскликнул: «Если это сбудется, непременно крещусь!» И приказал копать против трубы, и вода была отведена; и люди в городе, изнемогая от жажды, сдались. Владимир же вошел в город с дружиною, и послал сказать царям греческим, Василию и Константину: «Ваш славный город я взял; слышу же я, что у вас есть сестра девица; если вы не отдадите ее за меня, то и с вашею столицею сотворю тоже, что и с этим городом». Слыша это, опечалились Цари, но отвечали: «Приими крещенье, тогда получишь невесту, и царствие небесное приимешь и будешь единоверец с нами. Не захочешь креститься,— не можем отдать за тебя сестру свою. «Владимир сказал пос-

8

лам царским: «Скажите Царям вашим, что я крещусь; я уже испытал прежде закон ваш, люба мне вера ваша и богослужение, о котором разсказывали мне посланные нами мужи наши». Слыша это, возрадовались Цари и умолили сестру свою, Анну, пойти за русскаго князя, и послали сказать Владимиру: «крестись, тогда пошлем сестру свою к тебе». Владимир же отвечал: «Пусть те священники, которые придут с сестрою вашею, крестят меня». И согласились на это цари, и послали сестру свою со многими сановниками и пресвитерами; ей же не хотелось идти к язычникам, и говорила она так: «Как в плен иду, лучше бы мне помереть». И сказали ей братья: «А что если Бог Русскую землю приведет к покаянию и греческую землю избавит от лютой рати? Ты видишь, сколько зла наделала Русь грекам! И теперь, если не пойдешь, будет то же». И уговорили ее. И села Анна на корабль, простилась с родиной своей и с плачем поплыла в Корсунь, где встретили ее жители с великим почетом и ввели ее в город. Тем временем, по устроению Божию, Владимир разболелся очами, ничего не мог видеть, сильно тужил и не знал, что делать. Тогда царевна прислала ему сказать: «Если хочешь избавиться от болезни, крестись скорей: иначе не избавишься от нея». Услышав сие, Владимир сказал: «Коли будет та истина, то по истине велик будет Бог христианский»! и объявил, что готов креститься тотчас же. Епископ Корсунский с попами царицыными, огласив, крестили Владимира; и как только епископ возложил на него руку, он прозрел и в восторге воскликнул, прославляя Господа: «теперь узрел я Бога истиннаго»! Увидевши это, многие из дружины князя крестились. Крещение же совершилось в храме св. Софии и храм тот стоит посреди города, на торговой площади. Палата Владимирова стоит подле церкви и до сего дня, царицына же палата за алтарем. При крещении Владимиру был передан обстоятельный Символ веры, «да не прельстят его некие от еретик, а да верует он во истину» — говорит нам летописец.

И взял Владимир жену царицу христианку, друга Анастаса, попов корсунских, св. мощи Климента и Фивы, ученика его, церковные сосуды, иконы, кресты на благословенье себе. И поставил Владимир церковь во имя св.

9

Иоанна Предтечи в Корсуне на горе; город же возвратил греческим царям, как вено за жену свою, и послал назад в Киев, захватив с собою две медных статуи и 4 медных коня, которые ныне (при летописце) стоят за церковью Пресвятыя Богородицы. И когда Владимир пришел в Киев, повелел тотчас ниспровергнуть кумиры: и были одни осечены, а другие сожжены. Перуна же, главнаго бога, приказал привязать к конскому хвосту и волочить с горы по Боричеву на ручей. И приставлены были 12 мужей, которые длинными железными шестами толкали его. «Не для того, чтобы древо чуяло,— говорит летописец,— а делалось это на поругание бесу, который в этом образе прельщал людей: пусть же от людей и возмездие примет. Чудны дела Твои, великий Господи! вчера люди почитали, а ныньче попирают и поругают». И когда его волочили по ручью к Днепру, плакали по нем неверные, ибо не приняли еще крещения; и низвержен был идол Перун в Днепр. И приказал Владимир отталкивать его от берегов, пока не проплывет он Днепровских порогов. Так и было исполнено. И когда проплыл он пороги, ветер выбросил его потом на мель, которая с тех пор стала называться «Перунья мель», т. е. мыс, коса. Сокрушив идолов, Владимир послал по всему городу с вестью, чтобы на утро все выходили на Днепр, кто бы ни был, богатый и бедный, нищий и работник. И кто не будет на реке, сопротивник будет князю. Услышавши это, люди с радостью пошли на реку, разсуждая так, что если-б это не добро было, не приняли бы того князь и бояре. Утром собралось на Днепр людей без числа; все влезли в воду и стояли, кто в глубине по самую шею, кто до персей, взрослые по колена, малые у берега, а младенцев старшие держали на руках; священники же стояли на берегу и творили молитвы. Радовались крестившие и крестившиеся, и была радость неизреченная на небесах и на земле — столько душ спасаемых. Побежден был дьявол не от апостолов, не от мучеников, а от простых невежд, но ведавших Бога, не слышавших ученья от апостолов» — замечает летописец. И, крестившись, пошел каждый в дом свой. Владимир же радовался, что познал Бога и сам он, и люди его, и, воззрев на небо,

10

воззвал к Богу: «Боже великий, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, яко же уведеша страны христианския и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, избежу козни его». И, сказав сие, повелел рубить церкви и ставить на тех самых местах, где стояли прежде кумиры; и поставили церковь св. Василия на холме, где стоял кумир Перуна и проч. идолы, где совершали требы князь и люди. И начал Владимир ставить по городам церкви и при них священников; и приводили людей креститься по всем городам и селам; и повелел Владимир отбирать детей у лучших людей и отдавать их в книжное учение; и плакали матери по ним, как по мертвым, потому что не утвердились еще верою.

И сбылось пророчество на Русской земле: «И в тот день глухие услышат словеса книжныя, и прозрят из тьмы и мрака очи слепых» (Ис. 29, 18). Не Было сего прежде, но совершилось теперь по устроению Божию, и по милости Своей помиловал Бог людей. Благословен же Господь Иисус Христос за то, что возлюбил новыя люди, Русскую землю, просветил ее крещением святым. Потому мы припадем к Нему и возопиим «Велик Господь и достохвален, и величие Его неизследимо. Род роду будет восхвалять дела Твои и возвещать о могуществе Твоем». (Пс. 144, 3.4).

И просветился Владимир сам и сыновья его, и земля его.

Живя в законе христианском, Владимир задумал построить храм во имя Пресвятой Богородицы: и вызваны были для сего мастера из Греций и начали созидать церковь. Когда же храм был окончен, Владимир украсил его иконами, и крестами, и сосудами, вывезенными из Корсуня.

Но самое драгоценное сокровище, полученное русским народом с принятием христианства с Востока, было Священное Писание и церковное Богослужение на понятном для него славянском языке, сокровище, унаследованное от великих словянских первоучителей, свв. Кирилла и Мефодия. С самой первой минуты принятия христиан-

11

ства русский народ начал слушать Богослужение на своем родном языке, что составляет величайшее благо, ибо для темной молвы церковь с ея богослужением составляет единственное училище благочестие, и это то единственное училище, в случае совершения богослужения на чужом языке, утрачивает для нея всякое значение и совсем перестает быть для него училищем. Восточное славянство избежало этого зла, и этим оно обязано свв. Кириллу и Мефодию. Не явись они с своим отпором против так называемаго греко-римскаго треязычия, и богослужение совершалось бы у нас на греческом языке, как оно совершается у римско-католиков на латинском. Но мы начали слушать с самой первой минуты принятия хрстианства не только богослужение на своем языке, но и читать на нем св. Писание и творения греческих отцев церкви. Это было благо едва-ли меньшее, чем возможность слушать богослужение на своем языке *). И этим мы обязаны св. апостолам славянским. Нашим первоучителям, обязаны мы тем, что наши древнейшия летописи писались уже на родном языке всем доступном; в то время как на западе оне писались по-латыни; а эту прекрасную книгу (летописей) народ уносил с собой вместе с церковными книгами в отдаленныя северо-восточныя страны, куда он шел колонизатором, списывал ее и жил ея заветами. Под этими двумя знаменами, сперва народным, а потом христианским, соединившимися вскоре в единое знамя Святой Руси, русский народ сохранил себя, как народ, и развивал свои славянския особенности и наклонности. Православная вера проникла всюду в русскую жизнь, стала душою народа, его покровителем, утешением годины бедствия и твердыней во дни испытания, ею запечатлен весь строй народной жизни от хижины крестьянина до дворца Царя, и вера православная слилась с русской народностию. А чего стоило русскому народу ведаться с такими хищниками, как печенеги и половцы? Чего стоило ему вынести татарский разгром, покрывший почти всю Русь грудами развалин, переполненныя трупами? Что стоило вынести самозванческия смуты? Что стоило Западной Руси двухсотлетнее, а холмской Руси почти пятисотлетнее польско-латинское иго, гор-

----------------

*) Р. Голубинский. св. Кирилл и Мефодий, первоучители славянские.

12

шее из всех, ибо оно посягало на душу народную? *) Итак русский православный народ обязан св. апостолам славянским, что остался русским, что создал самое могущественное государство на началах народных, что превозмог все невзгоды и бедствия, которыя посылались ему промыслом Божиим в течение веков.

Вот почему с таким остервенением нападают внутренние враги русскаго народа на православие, потому что они знают, что с гибелью православия в России погибнут и русский народ, и Россия. Храни же, русский народ, православие, как свое сокровище, и знай, что кто против православия, тот против русскаго народа.

[Библ. Волын. С. Р. Н. № 1. Крещение Руси. (Летописный разсказ). Е. де-Витте. Почаев. Типография Почаево-Успенской Лавры. 1912 г.]

См.

Витте Е. И. Белоруссы и литовцы, Буковина и Галичина, Владимир-Волынский, Люблин, Как живется галичанам под конституцией, Христианство в Чехии после Войцеха и насаждение латинства, Крещение Руси, Угроруссы

Подписаться на канал Новости из царской России

Оглавление статей канала "Новости из царской России"

YouTube "Новости из царской России"

Обсудить в групповом чате

News from ancient Russia

Персональная история русскоязычного мира