Найти тему
ProTRUбоPROводы

Студенты vs. фальсификаторы

Российский технологический университет (РТУ МИРЭА)
Российский технологический университет (РТУ МИРЭА)

Многие уже знакомы с проектом #школа_аптс, кому-то посчастливилось обучаться на наших семинарах, но мало кто знает, что Ассоциация сотрудничает с Российским технологическим университетом (РТУ МИРЭА) и участвует в разработке и внедрении образовательных программ по основам безопасной и эффективной эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения для студентов, обучающихся по направлению «Техносферная безопасность».

Нужно ли это студентам, рассказали сами студенты. Поговорили с выпускниками этого года о диссертациях, наставниках и о фальсификате конечно.

Саша при написании диссертации изучала вопрос исключительно в теоретическом ключе, Антон же совмещал написание работы с практикой в Ассоциации.

Студенты МИТХТ
Студенты МИТХТ

АПТС: Саша, Антон, привет! Техносферная безопасность довольно актуальное направление деятельности в современном мире. Расскажите, что было предметом исследования ваших диссертаций, насколько близко это к деятельности Ассоциации? Кстати, поздравляем с успешной защитой!
САША: Привет, спасибо! Я изучала довольно актуальную проблему в нашей стране — обеспечение населения качественной питьевой водой. «Технологическое обеспечение питьевого водоснабжения на примере поверхностных водных источников», — вот так звучит тема моей диссертации. Как было сказано, изучение вопроса происходило без практической компоненты, к сожалению, но всю необходимую и актуальную информацию по теме я могла легко получить в том числе от своего научного руководителя и в АПТС.
Например, не многие знают, а многие и не догадываются, что качество питьевой воды зависит от многих факторов и не ограничивается только эффективностью водоподготовки.

К основным задачам достижения положительного результата в практике питьевого водоснабжения относятся: минимизация загрязнения водоисточника и водосборной территории, снижение или устранение загрязнений путем водоочистки,
предупреждение загрязнения при хранении и транспортировке питьевой воды.

Относится ли это к деятельности Ассоциации, конечно, да. Если сказать точнее, работа АПТС по снижению уровня реального износа сетей, в том числе путем ликвидации фальсификата, в конечном счете будет способствовать решению проблемы вторичного загрязнения, например.

Ведь зачастую именно на этапе транспортировки и распределения существует риск вторичного загрязнения воды. Поэтому
качество воды, поступающей непосредственно потребителю, в значительной степени зависит от состояния коммунальной инфраструктуры.


АПТС: Обеспечение населения страны качественной питьевой водой является приоритетной задачей Нацпроекта «Экология». Доля населения страны, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, к 2024 году должна вырасти до 90,8%. Со своей, стороны будем всеми силами стараться способствовать достижению показателей)) Антон, твоя очередь!
АНТОН: Привет и спасибо за поздравление! Когда пришло время начинать писать диссертацию, я уже практиковался в Ассоциации. Тему работы «Обеспечение техносферной безопасности инфраструктурных объектов путем определения фальсифицированной и контрафактной продукции» мне предложил научный руководитель, чтобы я мог писать о том, чем занимаюсь. Это было отличной идеей!

В работе в основном рассматривалась именно трубная продукция, была описана необходимость и способы борьбы с фальсификатом.

Помимо того, что опытные коллеги помогли мне с поиском теоретических материалов, я смог, «поработать руками». В том числе в составе группы выезжал на объекты, где мог видеть реальные проблемы, связанные с применением фальсификата, а также трудности борьбы с этим явлением. Это не только позволило мне подойти к написанию диссертации более осмысленно и уверенно чувствовать себя на ее защите, но и в целом взглянуть на свой курс с точки зрения практического применения знаний.


АПТС: Антон, а кто был твоим научным руководителем?
АНТОН: Моим научным руководителем был Георгий Александрович Самбурский заместитель исполнительного директора по технологической политике Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ), Председатель ТК 343 «Качество воды» Росстандарта, а также заведующий нашей кафедры.

Его роль в написании работы невозможно переоценить, благодаря его рекомендации я смог попасть на практику в АПТС, деятельность которой легла в основу моей работы. На протяжении всего процесса написания я мог рассчитывать на оперативные консультации по любым вопросам, кроме того мне хотелось оправдать доверие, которое было оказано со стороны Георгия Александровича, что придавало дополнительную мотивацию.

Самбурский Георгий Александрович (фото из открытых источников)
Самбурский Георгий Александрович (фото из открытых источников)

АПТС: В прошлом году выпускник вашей кафедры после прохождения практики в Ассоциации устроился в одну из ведущих компаний-производителей трубной продукции и, насколько нам известно, довольно успешен. Планируешь ли ты связать свою жизнь с этой сферой и применять полученные навыки для борьбы с фальсификатом?
АНТОН: Не могу рассказать о каких-то четких планах на жизнь)) Мне бы хотелось добросовестно делать то дело, которым придется заниматься. Если более конкретно, то сейчас я надеюсь быть более ценным сотрудником там, где нахожусь (в Ассоциации — прим. автора). Что касается полученных знаний, то, думаю, в той или иной степени они послужат мне на пользу, чем бы я ни занимался.

АПТС: Сейчас, анализируя полученный опыт, что бы вы хотели привнести в процесс обучения? На ваш взгляд, какие образовательные формы стоило бы развивать для студентов, в целом для общественности и для специалистов отрасли? Чего не хватает для изучения мировых практик?
САША: По моему скромному мнению, очень важным в процессе обучения студента является практическая часть, которая в моей ситуации, к сожалению, отсутствовала. Только так можно поднабраться опыта и получить какие-то практические навыки работы. Возможность изучения мировых практик непосредственно через общение со специалистами-коллегами из других стран было бы информативно и интересно, как мне кажется.

АНТОН: Проведение лекций в вузах было бы интересным и полезным для студентов, я полагаю, учитывая опыт выступлений представителей Ассоциации на различных мероприятиях и наличие большой практической и методической базы.

При этом выбор тем для этих лекций довольно широк: от тонкостей, связанных с проектированием современных трубопроводов, до правовых трудностей, возникающих при попытках привлечь фальсификаторов к ответу.

На мой взгляд, барьером при изучении мирового опыта служит известная степень изолированности Российской научной и деловой среды, а также самобытность многих процессов тормозит применение зарубежных практик, даже при условии того, что информация о них переведена и растиражирована. Но мне было бы интересно попробовать себя в качестве переводчика докладов, статей международных конференций, например.

АПТС: Со своей стороны, мы будем стараться развивать это направление деятельности, перенимать мировой опыт сотрудничества R&D — подразделений крупных компаний с учебными заведениями.

А вам — последний вопрос, ответьте кратко: Когда встретитесь с фальсификатором, что ему скажете?

САША: «Жулик, не воруй»
АНТОН: Не знаю. Думаю если речь идет о таком прожженном фальсификаторе, который знает о последствиях своей деятельности, то с таким человеком не о чем говорить. О нем следует сообщить в компетентные органы.

На рынке продукции для трубопроводных систем АПТС зарекомендовала себя непримиримым борцом с фальсификатом и контрафактом. Среди множества инструментов, разработанных Ассоциацией для противодействия незаконному обороту промышленной продукции, важность одного из них невозможно переоценить. Это ОБУЧЕНИЕ и ПРОСВЕЩЕНИЕ. Больше информации находиться на сайте https://rapts.ru/