Найти тему
Yachtsman Journal

Оставаться на яхте или перейти на спасательный плот?

Оглавление

Спасательные плоты, конечно же, вселяют некоторую надежду в экстренной ситуации, но использовать их лучше только в самом крайнем случае. Джеймс Стивенс, тренер и экзаменатор яхтсменов, показал основные сценарии, которые могут привести к оставлению судна, и что следует делать в худшем случае.

Необходимость оставить судно и перебраться на спасательный плот - самое серьезное решение, которое принимает #шкипер.

Нынешние представления об этом сформированы главным образом на основании отчета о расследовании гонки Fastnet 1979 года, описанной в RYA и RORC. Тогда судна в гонке столкнулись с очень суровой погодой в Ирландском море; 24 яхты были оставлены, 19 из которых позже были восстановлены. Погибли 15 человек.

Однако, прежде чем высказывать свое мнение сейчас, следует вспомнить, что в 1979 году яхты не были предназначены для жестких ударов морской стихии. Батареи, ящики для инструментов, плиты и другое тяжелое оборудование раньше не закреплялись, поэтому и условия и последствия были ужасными во время шторма.

Однако постоянно подчеркивалось, что если яхта находится на плаву, то она лучший спасательный плот.

В то время как служба RNLI постоянно занята яхтами, севшими на мель, с отказавшими двигателями или требующими спасения экипажа, оказывается очень непростой задачей для спасательной шлюпки или вертолета спасать команду со спасательного плота.

Итак, по каким причинам яхты могут терпеть бедствие?

Поломка киля

В последнее время в яхтенной прессе было немало дискуссий по поводу поломки киля. Главным образом, это было вызвано гибелью в Северной Атлантике в 2014 году яхты Cheeki Rafiki Beneteau First 40.7, которая унесла четыре жизни. Киль просто отломался от корпуса.

Яхта Cheeki Rafiki потеряла киль посреди Атлантики. Спасательный плот не был развернут.
Яхта Cheeki Rafiki потеряла киль посреди Атлантики. Спасательный плот не был развернут.

Гоночная яхта Hooligan V перевернулась из-за отломки киля у мыса Праул в Девоне в 2007 году, в результате чего погиб один член экипажа.

Мировой руководящий орган парусного спорта World Sailing обратил внимание на эти и другие инциденты с килем. Большинство аварий произошло с яхтами, которые участвовали в гонках и столкнулись с дном, и многие, в том числе Cheeki Rafiki, были затем отремонтированы в зоне стыка корпуса и киля. В случае с Hooligan киль был отремонтирован за счет увеличения веса.

Для круизных яхт стандартного производства, за которыми хорошо ухаживают, очень необычно, если #киль отламывается. Первое очевидное правило: если вы попадаете на мелководье, для начала снизьте скорость. Большинство круизных судоводителей это и так понимают, но для яхтенного гонщика снижение скорости бывает просто неприемлемо.

Хорошей новостью является то, что некоторые страховые полисы покрывают последующее обследование после возможного повреждения о землю, поэтому проверьте свой полис.

Столкновение с плавающим объектом

Большинство шкиперов рано или поздно задаются вопросом, что бы они сделали, если бы яхта ночью столкнулась с контейнером или другим объектом на поверхности моря.

Никто точно не знает, сколько грузовых #контейнеров выпадает за борт каждый год, но определенно их могут быть сотни. К счастью, большинство из них сразу тонут, и шансы круизной яхты столкнуться с одним из них сравнительно невелики.

Неизвестно, сколько контейнеров потеряно в море. Чаще всего они быстро тонут, но некоторые плавают в полупогруженном состоянии. Фото: Marine Nationale.
Неизвестно, сколько контейнеров потеряно в море. Чаще всего они быстро тонут, но некоторые плавают в полупогруженном состоянии. Фото: Marine Nationale.

Большинство из яхтсменов чаще сталкивается с бревнами, деревянными поддонами или другими посторонними объектами, которые редко вызывают значительный ущерб.

Такие столкновения более всего опасны для гоночных яхт, двигающихся со скоростью около 25 узлов (46,3 км/ч). При такой скорости столкновение с контейнером или даже с китом будет иметь катастрофические последствия (есть недавние сообщения о круизных яхтах среднего водоизмещения, получивших серьезные повреждения киля после столкновения с китом).

Столкновение судов

Как правило, у всех имеется здравый смысл и уважение к большим кораблям, которые являются очевидной опасностью, поэтому столкновения яхт с кораблями крайне редки.

Яхта Sailfish 25 Ouzo, как предполагалось, миновала борт парома P&O Pride of Bilbao и перевернулась ночью у острова Уайт в августе 2006 года при хорошей видимости. Трое членов экипажа погибли, их тела были обнаружены в спасательных жилетах в последующие дни. Никаких следов самой яхты обнаружено не было. Судя по всему, яхта затонула, оставаясь на поверхности совсем недолго, не дав возможности экипажу отправить сигнал бедствия. Спасательного плота не было.

Atalanta of Chester оказалась под носом танкера во время парусной гонки, однако сама яхта осталась на плаву и экипаж выжил. Фото: Lloyd Images.
Atalanta of Chester оказалась под носом танкера во время парусной гонки, однако сама яхта осталась на плаву и экипаж выжил. Фото: Lloyd Images.

В 2003 году яхта Moody 47 Wahkuna столкнулась с контейнеровозом в Ла-Манше в условиях плохой видимости. Яхта затонула, но всему экипажу удалось перебраться на борт спасательного плота, и примерно через пять часов их спасли, когда проходивший мимо паром заметил одну из их сигнальных ракет.

В 2011 году 10-метровая гоночная яхта Atalanta попала под нос полностью загруженного супертанкера у Коуэса (на фото). Яхта была разбита, но экипаж чудесным образом выжил, и сама яхта, хотя и была повреждена, осталась на плаву. Опять же, это была довольно редкая авария, хотя в течение недели у Коуэса тысячи яхт пересекают главный судоходный канал.

Попадание на мель или удар о камень

Вероятно, это одна из основных причин, по которой приходится покидать яхты. Причиной обычно является ошибка навигации, а иногда и чрезмерная надежда на электронные устройства.

В 2006 году Gypsy Moth IV совершала кругосветное путешествие, когда села на мель на рифе недалеко от Таити. Причиной были невнимательность и ошибка навигации. Экипажу удалось сойти на берег. Яхта была в конечном итоге подобрана и доставлена ​​грузовым судном в Новую Зеландию, где она была отремонтирована и продолжила поход.

Были сообщения о посадке на мель и потере Clipper CV24 у берегов Южной Африки в 2017 году, потере Brig Maria Assumpta в 1995 году и парусной учебной яхты Lord Rank в 2010 году, а также о посадке на мель гоночной яхты команды Vestas в Индийском океане во время Volvo Ocean 2018. Все такие ситуации в гонках обычно связаны с ошибками навигации, которые часто сочетаются с другими проблемами, такими как усталость.

Команда Vestas села на мель на рифе в Индийском океане из-за ошибки навигации, связанной с уровнем масштабирования, используемым на электронных картах. Фото: Брайан Карлин / Team Vestas Wind / Volvo Ocean Race.
Команда Vestas села на мель на рифе в Индийском океане из-за ошибки навигации, связанной с уровнем масштабирования, используемым на электронных картах. Фото: Брайан Карлин / Team Vestas Wind / Volvo Ocean Race.

Суть большинства несчастных случаев состоит в том, что редко бывает одна причина; окончательная гибель судна или жизни - это часто череда инцидентов, включающих усталость, плохое обслуживание, попытки “срезать” путь, самоуспокоенность и часто просто плохое наблюдение. В большинстве случаев в основе лежат ошибки #навигации.

У каждого шкипера может случиться момент когда он, возможно, вздремнул за штурманским столом и, проснувшись, обнаружил впереди по курсу скалу, или яхту с правым галсом, или приближающийся корабль.

Вода через край

В 2007 году из-за серьезных погодных предупреждений гонка Fastnet Race была отложена на 25 часов, а из-за продолжающейся плохой погоды 207 из 271 участников были отправлены в порты Южного побережья.

Подавляющее большинство британских яхтсменов ограничивают свои круизы продолжительностью менее 24 часов, то есть в течение периода, когда доступны достаточно точные прогнозы.

Яхты вряд ли разобьются даже в тяжелых условиях, если только не произойдет какой-либо системный сбой. Фото: Mark Slats / GGR / PPL.
Яхты вряд ли разобьются даже в тяжелых условиях, если только не произойдет какой-либо системный сбой. Фото: Mark Slats / GGR / PPL.

Метеорологические бюро обычно дают довольно точные прогнозы на 24 часа и иногда даже до 48 часов. Моряки, пересекая Ла-Манш, могут избежать штормов. Иногда сильные порывы ветра могут сделать жизнь крайне неприятной, но они редко длятся долго, и обычно всегда есть какое-то предупреждение.

В океане экипажи яхты сами по себе. Здесь очень важна устойчивая, хорошо оснащенная яхта, защищенная от сбоев и с опытной тренированной командой. Яхты с квалифицированным экипажем едва ли смогут потеряться в море.

Трудно осознать, почему яхты теряются в море, но есть предположение, что наиболее вероятной причиной является разрушение конструкции из-за суровых погодных условий, и это включает целостность люков и палубной арматуры, а также корпуса и киля.

Огонь

Ни газ, ни бензин не тлеют, поэтому, если они воспламеняются, то обычно бывает уже слишком поздно для тушения.

В 1999 году в результате взрыва газа на борту 13,5-метровой учебной яхты Lord Trenchard, стоявшей у причала в Пуле, шкипер серьезно повредил ногу.

В 2019 году яхта Honeymoon пострадала от взрыва после утечки газа у Селси на побережье South Coast. Двое членов экипажа были доставлены в безопасное место.

Взрыв газа всегда бывает внезапным и сильным, как было показано в одном из краш-тестов.
Взрыв газа всегда бывает внезапным и сильным, как было показано в одном из краш-тестов.

Крайне важно иметь проверенную и хорошо обслуживаемую систему газоснабжения, устройства защиты от пламени на выключателях кухонной плиты, а также отключать газ, когда он не используется.

К примеру, бутан тяжелее воздуха и поэтому опускается вниз в трюме. При обнаружении протечки нужно проветрить яхту, открыть люки и поднять половицы; не следует при этом запускать двигатель - в прошлом как раз запуск генератора зажег газ на яхте Lord Trenchard.

Из всех участков на яхте двигатель и камбуз являются наиболее опасными зонами #возгорания. Содержание в чистоте и ухоженном состоянии - хорошее подспорье, равно как и осторожность при обращении с топливом или жиром.

Если приходится экстренно покидать судно во время взрыва газа, это обычно означает прыжок или падение в воду. Если повезет, спасательный плот останется при этом доступен. Исторически, погибших от пожаров на яхтах очень мало.

Современные газовые и топливные системы на яхтах намного безопаснее, чем 30 лет назад, и при регулярных проверках и надлежащем уходе такой риск можно свести к минимуму.

Покидание судна и пересадка на спасательный плот

Если все эти превентивные меры не помогли, а яхта горит или тонет, возможно, пришло время расстаться с ней.

Прежде чем выходить в море, лучше пройти курс #выживания на воде. У обученных людей гораздо больше шансов выжить, и у вас не будет никаких сомнений в отношении холодной воды и дискомфорта пребывания на спасательном плоту. Кроме того, лучше заранее ознакомиться со списком содержимого вашего спасательного плота.

При пересадке на спасательный плот вам нужно будет отправить сигнал бедствия, поэтому важно наличие блока EPIRB и радиостанции. Большинство спасательных плотов, как правило, хранятся на палубе в специальных футлярах/контейнерах.

Жизнь на спасательном плоту может быть очень неприятной даже для опытных моряков. Фото: Грэм Снук / YM
Жизнь на спасательном плоту может быть очень неприятной даже для опытных моряков. Фото: Грэм Снук / YM

Когда приходит время спуска на воду, очень важно, чтобы фалинь спасательного плота был прикреплен к яхте. Когда яхта, прикрепленная к плоту, будет тонуть, фалинь сломается.

Если яхта не горит, спустите спасательный плот с подветренной стороны, бросив футляр/контейнер с спасательным плотом в воду. Потяните фалинь - выйдет около 10 м веревки, прежде чем сработает закрытый газовый баллон и плот начнет надуваться.

Если он перевернут, попробуйте поправить его положение с яхты, так как с воды это сделать сложнее. Если можете, забирайтесь внутрь, не погружаясь в воду. Если есть время, возьмите с собой теплую одежду, рюкзак, запас воды и еды. Если вам придется выбираться из воды, самый сильный моряк в экипаже должен выбраться первым и помочь остальным забраться на спасательный плот. Ожидающий экипаж должен держаться руками за страховочные тросы вокруг плота, также помогая стабилизировать его.

Как только оказались на спасательном плоту, действия таковы: нужно отрезать фалинь, опустить якорь для устойчивости, закрыть клапан-дверь для защиты от ветра, и поддерживать плот в плавучем состоянии, начиная с откачивания воды, если она появляется.

При этом лучше сесть лицом к середине и, если светло, прочитать инструкции по выживанию.

Если вы находитесь в пределах 200 миль от берега и отправили аварийное сообщение посредством EPIRB, помощь должна прибыть в течение нескольких часов.

Если вы находитесь в открытом океане, вас ожидает долгий путь, и курс выживания в море расскажет вам, как минимизировать потребление воды, например, вообще не выпивая воду первые 24 часа, и ограничиваясь пол-литрами на человека в каждый последующий день.

Нахождение на спасательном плоту не самое приятное времяпровождение, морская болезнь ощущается даже у закаленных моряков, поэтому каждому не помешает принимать таблетки от морской болезни.

Но есть и хорошая новость, и она заключается в том, что вам вряд ли когда-нибудь придется бросать свою яхту. Тренировки и поддержание яхты в хорошем состоянии делают это событие еще менее вероятным. Как бы то ни было, сама яхта остается самым правильным местом, где следует оставаться, если пересадка на спасательный плот не является жизненной необходимостью!

-------
Спасибо, что дочитали наш материал до конца!
Телеграм-канал Yachtsman Journal -
https://t.me/YachtsmanJournalRussia