На самом деле, вопрос изначально спекулятивный. Ведь можно произвольно взять несколько древнеславянских племен периода раннего средневековья, повысить их статус до народа и рассказать их историю. Но народами эти ребятки явно не были, поскольку славянское языковое, культурное и религиозное единство на тот момент еще не распалось, а становление этносов связано с созданием государства. Хотя бы не современного типа, а феодального. Этот критерий сразу срезает список возможных кандидатов, уменьшая его до невозможности.
Но ведь народы формируются и без собственной системы политического управления! В той же России есть куча этносов, которые ее никогда не имели, но тем не менее, они вполне являются народами. По крайней мере, с языком и культурой у них богато.
Поэтому давайте аккуратно пройдем между двух огней и расскажем о тех славянах, которые жили прежде, но ассимилировались в наше время.
Первыми в нашем списке будут карантанцы. Они по праву заслуживают этого, поскольку создали древнейшее славянское государство в истории. Многие захотят меня поправить, справедливо указав, что их предшественником была держава Само. Но это был, скорее, непрочный союз племен, который распался после ухода из жизни его основателя. А Карантания окрепла, и пользуясь своим несколько изолированным географическим положением, сохранила независимость, хотя и ненадолго.
Из-за напора авар это княжество было вынуждено признать власть соседей франков, начало понемногу креститься, и в период развитого средневековья стало полноценной германской провинцией. Регион оказался в составе коренных австрийских земель и постепенно ассимилировался немцами.
Силезцы являются потомками западнославянского племени слензян, которые получили название от слова «сля», т.е., стоячая вода. В раннее средневековье они поселились на прежних германских территориях и основали вполне процветающее княжество. Правда, из-за сильных соседей, стать государством ему было не суждено – кусочек откусили все те же немцы, основная территория отошла Польше.
Но во втором тысячелетии Силезия стала довольно мощным герцогством, правители которого боролись за власть и в самой Польше. Население, впрочем, постепенно германизировалось. Несмотря на изменение каждые сто-двести лет верховной власти, силезцы более-менее сохранились как народ почти до нашего времени. Впрочем, после вхождения в состав Польши в 20-м веке их стали считать обычными поляками. Да и большинство из них тоже стало так считать.
Моравы – это ребята, которые создали государство Великую Моравию, крестились в православие, но затем легли под венгров в результате их вторжения в Центральную Европу. А зря – после этого этнические процессы здесь потекли немного по-другому. Ведущим этносом оказались чехи, которые, несмотря на немецкое влияние, успешно сохранились как народ и даже начали ассимилировать соседей. Ныне большинство моравов считает себя чехами, а о традициях прошлого помнят только местные бабушки.
Полещуки – это люди, жившие по обе стороны от границы между нынешними Беларусью и Украиной. Причем, в культурном смысле они ближе к первым, а в генетическом – ко вторым. Эти ребята меньше всего подходят под определение «народ», поскольку до такого статуса они просто не дозрели. Тем не менее, определенные отличия от соседей у них имеются.
Но каждая власть, которая держала крепкой рукой их малую родину – это сам себе злобный буратино. В 19-м веке они едва не стали этносом, времени не хватило, в следующем столетии поляки пытались разделить их с белорусами и украинцами, но то поляки, кто их послушает, а затем советская власть директивно записала людей в желаемую национальность.