Найти в Дзене
Журнал МОСТ

Новая скульптура в парке Малевича. Это нужно видеть

Екатерина Сурат
Екатерина Сурат

Вы когда-нибудь пробовали пройти сквозь «Черный квадрат» Казимира Малевича и оказаться на перекрестке двух реальностей? Благодаря скульптору Григорию Орехову теперь это стало возможным. Как связаны Казимир Малевич и современный московский скульптор Григорий Орехов, где можно найти самый масштабный монумент, посвященный создателю супрематической живописи, и что думает сам Григорий Орехов о своей работе — в нашем новом материале.

Еще летом 2019 года в Одинцовском округе началось создание одного из самых больших парков в Подмосковье. В декабре 2020 года был завершен второй этап благоустройства территории между Барвихой и поселком Немчиновка, и Парк имени Казимира Малевича в ближайшее время будет готов принять первых гостей.

Название для этого парка было выбрано неслучайно — это место напрямую связано с жизнью и творчеством отца супрематизма Казимира Малевича. В эти места художник регулярно приезжал отдыхать из Москвы и Витебска, здесь он на протяжении трудных для России 1918-1919 годов жил в доме своей второй жены. Вдохновляясь местными живописными пейзажами, Малевич начал создавать свои первые фигуративные произведения. Считается, что под немчиновским дубом Малевич написал знаменитую работу «Жнецы», в углу которой можно заметить тень от дуба, а вдалеке на холме — Никольскую церковь в селе Ромашково, которая существует до сих пор. Под этим же деревом Малевич завещал себя похоронить.

После смерти художника в 1935 году под ним была захоронена урна с его прахом. Над могилой вплоть до военного периода возвышался монумент с изображением произведения всей его жизни — работы «Черный квадрат». В военные годы могила и дерево были уничтожены, но в 1988 году неподалеку от этого места был поставлен кенотаф (надгробие без могилы) в виде куба с красным квадратом и памятной надписью. Этот памятник можно и сейчас увидеть в Немчиновке рядом с домом 11 на улице Казимира Малевича.

Сегодня в окрестностях Немчиновки появился еще один памятник художнику — вход в Парк имени Малевича оформлен в виде произведения современного скульптора Григория Орехова. Григорий — скульптор во втором поколении, его отец, Юрий Орехов, народный художник России, академик и вице-президент Российской академии художеств, создатель памятника Владимира Маяковскому, установленному в Государственном музее Маяковского в Москве, памятника четырежды Герою Советского Союза Маршалу Советского Союза Георгию Жукову в Парке Победы на Поклонной горе в Москве и многих других проектов. Одной из последних совместных работ отца и сына было восстановление скульптурного убранства храма Христа Спасителя в Москве. После смерти отца Григорий возглавил созданный Юрием при Российской академии художеств Фонд «Скульптор» и основал музей «Творческое наследие академика Юрия Орехова». В 2017 году он основал Orekhov Gallery, которая находится в Москве на Трубной улице. С этого же времени он принимает активное участие в московских и зарубежных выставках («START» в лондонской галерее Saatchi Gallery, «Прорыв» в Фонд Культуры ЕКАТЕРИНА в Москве и другие), а с 2018 года он является постоянным участником Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow. Его работы отличаются лаконичностью, а его любимый материал — нержавеющая полированная сталь — выделяет их в любом пространстве и ландшафте.

Екатерина Сурат
Екатерина Сурат

Последняя на данный момент работа Григория Орехова называется «Малевич». Как и предыдущая его работа «Magic Bed», показанная на Cosmoscow 2020, это функциональное произведение искусства, которое в данном случае используется как врата. Для того, чтобы попасть в Парк имени Казимира Малевича, необходимо пройти сквозь разделенную на две части объемную версию «Черного квадрата». Выглядит она как черный куб, который разделен ровно посередине. Изнутри в половины куба встроены листы из нержавеющей полированной стали. На сегодняшний день это самый масштабный монумент памяти художника. Как говорит сам Григорий, «посетитель, проходя в парк, превращается в соучастника, попадает в бесконечный коридор отражений. Динамика его движения внутри этой статичной фигуры становится некоей интригой. Зритель вовлекается в скульптуру, может не просто ее лицезреть, а взаимодействовать с ней. Проходя через монумент Малевичу, мы попадаем на перекресток реальной жизни — прохода в парк — и перекрёсток бесконечности. Это вариации жизней, которые могли бы быть у человека, у художника Малевича. Помимо этого, зеркала символизируют невероятную глубину этого художника».

Когда посетитель смотрит в эти зеркала, он видит не только себя, но и еще несколько квадратных форм, которые уходят вглубь за его отражения, в черную квадратную пустоту и вечность все того же «Черного квадрата». Это можно сопоставить с идеями, свойственными иконописцам. Современная икона и икона времен Византии служили посредником между земным и невидимым миром, который человек не способен в полной мере познать. Чтобы как-то позволить обычным людям соприкоснуться с этим миром, были необходимы иконы, которые переносили смотрящего на них в другую духовную реальность, скрывающуюся за плоскостью доски. Иными словами, любая икона является порталом в другое(ие) измерение(я). Каждая супрематическая работа Малевича, в том числе и «Черный квадрат», являются такими же иконами-порталами, которые отображают не конкретные сцены из жития святых или фрагменты из Ветхого или Нового Заветов, а конкретные трансцендентные символы высшего мира. «Черный квадрат» по своей смысловой нагрузке можно приравнять к иконе, на что недвусмысленно указывал сам Малевич на выставки «0,10». На ней его magnum opus был повешен в красный угол, где обычно в русских домах находились иконы. «Черный квадрат» — не просто супрематическая картина, это изображение иной надземной реальности, и эту же реальность можно увидеть глубоко в отражениях в работе Григория Орехова. Надо только внимательно всмотреться.

Екатерина Сурат
Екатерина Сурат

Мы поговорили с Григорием Ореховым о том, что он сам думает о своей работе.

Екатерина Сурат (журналист, далее Е. С.): Расскажите немного о процессе создания скульптуры «Малевич». Сколько времени вы над ней работали, из каких материалов она сделана?

Григорий Орехов (скульптор, далее Г. О.): После идеи и создания эскиза, главным вопросом всегда становится то, как реализовать сам проект, особенно в нашей стране и на особо охраняемой природной территории. Но с данным проектом все трудности были успешно решены. Скульптура выполнена из металлокаркаса, из нержавеющей стали. Из этого же материала выполнены зеркала с самым высоким уровнем полировки 8к. Черные части работы сделаны из торкрет бетона с нанесением специального черного пигмента. По времени от задумки-идеи и до реализации прошло около пяти месяцев.

Е. С.: Малевич — художник многогранный и сложный. Скажите, когда вам предложили сделать проект для Парка имени Малевича, вы сразу решили, что за основу возьмете «Черный квадрат», или у вас изначально были на примете другие работы художника?

Г. О.: Когда меня попросили сделать эскиз для парка имени Малевича, то первая мысль возникла о его самой известной работе. Были и другие варианты, но после долгого анализа я остановился на первом варианте. Ведь «Черный квадрат» — это не просто картина, это главный знак в азбуке, которую создал Малевич в искусстве.

Е. С.: Какова общая концепция работы? Как бы вам хотелось, чтобы зритель ее воспринимал?

Г. О.: Это парк, общественное пространство, куда приезжает много людей, в том числе с детьми, чтобы отдохнуть. Моя задача была рассказать большому количеству людей через скульптуру о величайшем художнике 20 века. Бесконечный зеркальный коридор символизирует глубину художника и философа Малевича, и его намеренная неприродность — важнейшая черта объекта.

Е. С.: Казимир Малевич в своем манифесте «Супрематическое зеркало» писал, что «сущность природы неизменна». Отражена ли эта идея в Вашей скульптуре?

Г. О.: Да. Работа отражает манифест Малевича. И бесконечный коридор говорит нам об этом. «Науке, искусству нет границ, потому что то, что познается, безгранично, бесчисленно, а бесчисленность и безграничность равны нулю».

Е. С.: Ещё один вопрос про сущность искусства. Можно ли сказать, что этим произведением вы открыли тайный портал в смысл «Черного квадрата», разрезав его пополам и дав посетителю возможность пройти сквозь него?

Г. О.: Многие трактуют «Черный квадрат» как конец искусства, а на самом деле это начало нового! В своих работах я стараюсь спровоцировать взаимодействие зрителя со скульптурой. Человек становится соучастником произведения. Кто-то пройдет не посмотрев даже, кто-то сделает фото, а кого-то вдохновит моя работа, и он станет художником…

Е. С.: Этот проект Вас попросили сделать конкретно для парка. А есть ли у Вас какой-либо художник, скульптор, дизайнер, которому лично Вы и от себя хотели бы посвятить работу?

Г. О.: Я хочу сделать работу, посвященную моему отцу, учителю и выдающемуся скульптору Орехову Юрию Григорьевичу.

Официальное открытие Парка имени Казимира Малевича планируется на начало 2021 года, однако посмотреть скульптуру Григория Орехова, посвященную создателю «модернистской иконы», можно уже сейчас. Координаты объекта — 55.737431, 37.298563.