Обычное кино понятно всем. Будь это слезливая мелодрама, геройский блокбастер или биография известного человека. На такое кино, если оно конечно не бездарно снято, идут толпами, фильм собирает в прокате приличные деньги. Такое кино активно рекламируется и обсуждается в СМИ, в интернете, да и просто коллегами на работе.
Артхаус (англ. Art house, дословно «дом искусств») — прослойка киноиндустрии, обычно не попадающая в мейнстрим, поскольку нацелена изначально не на массовую аудиторию. Если фильм снят на примитивную камеру, на роли приглашаются никому неизвестные артисты, а режиссер представляет собой еще и сценариста, и оператора, и продюсера в одном лице, то скорее всего на коммерческий успех, славу, награды и прочие атрибуты «голливудского» кино рассчитывать не приходится.
Однако, все не так примитивно, и массовое кино, и артхаус, хотя и заметно отличаются друг от друга, все же не стоят на разных полюсах, и иногда даже в чем-то пересекаются.
По каким же признакам можно отнести фильм к артхаусу? Перечислю некоторые из них.
1. Фильм имеет скромный бюджет, обычно не более нескольких десятков тысяч долларов, реже – сотни тысяч. Соответственно, сборы в прокате исчисляются теми же цифрами. Любое правило имеет исключения. Существуют известные артхаусные режиссеры, фильмы которых уж точно нельзя отнести к массовому кино, тратят на создание фильмов суммы, сравнимые с затратами на голливудские блокбастеры.
2. Малое количество просмотров. Причина банальна, эти фильмы зачастую просто не попадают в обычные кинотеатры, а демонстрируются в специализированных залах, либо выпускаются сразу на носителях. Способствуют ограничению аудитории и все перечисленные ниже пункты.
3. Артхаус затрагивает проблему, поднятую в фильме, более глубоко. Массовое кино следует определенным шаблонам, оно вынуждено быть более понятным всем и каждому, идет на компромиссы, удаляя из фильмов эпизоды, которые могут снизить прокатный рейтинг – всё это делается для того, чтобы фильм посмотрели как можно больше зрителей. В артхаусе всё наоборот, некая провокационность и нестандартность являются характерными признаками жанра.
4. Артхаусу присущ ярко выраженный реализм, «как в жизни», минимум театральщины. Многие воспринимают такую подачу как «чернуху». Не спорю, наша реальность порой ужасает. Но артхаусу зачастую свойственна и полная противоположность реализму, когда действие происходит в некоем параллельном мире, совершенно не похожем на нашу обыденность.
5. Артхаус иногда называют «авторским кино». Действительно, авторское видение режиссёра является определяющим в артхаусе, именно режиссер выстраивает фильм так, чтобы донести до зрителя свой взгляд, свою точку зрения, используя свой уникальный почерк. Будет ли иметь фильм сюжет или состоять из несвязанных на первый взгляд эпизодов, будут герои говорить или молчать, будет фильм напоминать кошмарный сон или обычный день обычного человека, решает автор. Его задача донести до зрителя не сюжетные повороты, а мысли и ощущения персонажей, и вовлечь зрителя в процесс, чтобы он думал, оценивал, сопереживал, то есть испытывал эмоции.
6. Артхаус чаще обращается к темам, которые не очень распространены в массовом кино – одиночество, жестокость, свобода выбора, фанатизм, наркотики, секс-меньшинства.
7. «В слове артхаус есть слово “арт”, то есть искусство. Видите перед собой малобюджетный фильм, попробуйте применить к нему слово “искусство”. Получается? Значит перед вами артхаус». Не могу не согласиться с мнением Александры Ковалевой, PR директора дистрибьютерской компании «Другое кино».
В заключении хочу сказать, что все фильмы хороши, не важно блокбастер это или артхаусная драма, если они не скучны и интересны зрителю.
Если вам понравилась публикация, ставьте лайк, мне будет приятно!
Чтобы не пропустить новые интересные материалы, не забудьте подписаться на канал.